Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 17:21, курсовая работа
Цель анализа дебиторской задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации.
РЕЗЮМЕ….………………………………………………………………………….…3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ………………………………………7
1.1.Сущность и классификация дебиторской задолженности……….....7
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской
задолженно-стью………………….……………………………………...11
2.МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ………15
2.1.Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью……………………………………………………….…15
2.2.Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных
показателей дебиторской задолженно-сти………………………………..18
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ…………………………………………………………..20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..25
Соблюдение нормы закона является следующим классификационным признаком, в соответствии с которым дебиторскую задолженность можно подразделить на надлежаще истребованную и неистребованную. Надлежаще истребованной считается дебиторская задолженность в случае подтверждения третьей стороной своих обязательств, а также если имеется обращение в суд. Во всех остальных случаях дебиторская задолженность признается как неистребованная.
Согласно статистике, 20-25% всех активов типичного промышленного предприятия составляет дебиторская задолженность, тогда как кредиторская задолженность - 10-15% пассивов. [25]
Иными словами, дебиторская задолженность составляет внушительную часть активов компаний в современной экономике. Принимая во внимание эти факты, следует признать, что управление дебиторской задолженностью - важная часть краткосрочной финансовой политики фирмы. Оно прямо влияет на прибыльность компании. Помимо очевидных соображений, состоящих в том, что чем быстрее покупатель оплатит товар, тем быстрее полученные деньги будут вложены в оборот фирмы, следует помнить, что наличие дебиторской задолженности порождает издержки компании, явные и неявные. К последним надо отнести потерянные проценты от неэффективных инвестиций, омертвленных в долго не оплачиваемой дебиторской задолженности. Высокий уровень этих издержек снижает и бухгалтерскую, и экономическую прибыль компании.
Эффективное управление дебиторской задолженностью также является важнейшей характеристикой ликвидности фирмы, так как чем меньше средств омертвляется в дебиторской задолженности, чем меньше у нее «плохих» долгов, тем короче цикл денежного обращения, тем быстрее и аккуратнее она сама оплачивает свои обязательства. И кредиторы, и рейтинговые агентства будут внимательно изучать дебиторскую задолженность компании, решая вопросы ее кредитоспособности, ее кредитного рейтинга.
Соответственно задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении «плохих» долгов (т.е. таких долгов, выплаты по которым сомнительны или уже точно не поступят), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.
При проведении в жизнь политики управления дебиторской задолженностью в руках финансового менеджера имеются управляемые переменные (т.е. те рычаги, которыми управляют лица, принимающие решения), которые могут быть поделены на две группы. Первая группа содержит три переменные кредитной политики, а именно: дисконтные ставки, дисконтный период и сроки кредитования.
Вторая группа включает три переменные политики возврата средств, а именно: затраты продавца по возврату средств от клиентов, размер пени за просроченную дебиторскую задолженность и срок, когда долги неплательщика продаются агентству по сбору долгов или когда поставщик подает в суд на такого покупателя с требованием его банкротства.
Переменные первой группы влияют на объем продаж, на структуру платежей, на цикл денежного обращения и на долю «плохих» долгов. Как правило, при увеличении ставки дисконтирования число покупателей, пользующихся ею, растет. Наоборот, при увеличении срока кредита меньше покупателей пользуются скидкой, так как вменены издержки, возникающие при отказе от использования скидки, снижаются.
Переменные второй группы также могут повлиять на объем продаж компании, на ее прибыльность и ликвидность. Очевидно априори, что в политике по возврату средств надо искать золотую середину или оптимум, если использовать математические термины. Жесткое следование условиям выработанной политики, высокие штрафы за просроченные платежи снизят вероятность неплатежей, но могут одновременно отпугнуть клиентов, как нынешних, так и потенциальных. О компании может сложиться репутация как об очень жестком, неуступчивом партнере. Напротив, более либеральная политика позволит привлечь клиентов, но, скорее всего, компании придется смириться с ростом «плохих» долгов.
Таким образом, политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
В целях эффективного управления пой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.
Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности:
- контроль за образованием и состоянием дебиторской задолженности;
- определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции (кредитной политики);
- анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй);
- контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям (на основе реестра старения дебиторской задолженности);
- прогноз поступлений денежных средств от дебиторов (на основе коэффициентов инкассации);
- определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.
Рис.
1. Управление дебиторской
задолженностью
2.МЕТОДИКА
АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ
2.1.Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью
Как показывает практика, значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов связан не только с общим состоянием экономики (дефицит денежных средств, массовые неплатежи, несовершенство нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности), на ее величину существенное влияние также оказывают специфические условия деятельности предприятия, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами.
На величину дебиторской задолженности предприятия влияют:
- общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты. С ростом объема продаж, как правило, растут и остатки дебиторской задолженности;
- условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличение сроков, снижение требований к оценке надежности дебиторов и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности;
- политика взыскания дебиторской задолженности. Чем большую активность проявляет предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебиторской задолженности;
- платежная дисциплина покупателей. Объективной причиной снижения платежной дисциплины покупателей и заказчиков следует назвать общее экономическое состояние. Кризисное состояние экономики, массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных в качестве платежных средств используются суррогаты. К субъективным причинам можно отнести неэффективность мер, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности, и льготные условия предоставления кредитов: чем более льготные условия предоставляются, тем ниже платежная дисциплина дебиторов;
- состояние бухгалтерского учета, обоснованность проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля;
- качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов. Качественная аналитическая работа на предприятии предусматривает формирование информации о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.
Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.
Для того чтобы грамотно и качественно организовать этапы работ в ходе проведения анализа дебиторской задолженности, необходимо четко представлять цель и задачи анализа, выделить исполнителей и координаторов работ и распределить между ними обязанности по проведению анализа, определить сроки, периодичность и последовательность организационных этапов проведения анализа.
Цель анализа дебиторской задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации.
Объект анализа - краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, в том числе в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), по векселям к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, выданные авансы, прочие дебиторы.
При проведении анализа дебиторской задолженности можно выделить следующие задачи:
Контроль выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности является важным элементом системы внутрихозяйственного контроля. Он обеспечивает проверку полноты и своевременности исполнения персоналом фирмы распоряжений руководства, сформулированных в виде плановых заданий.
Одним из первых составляют бюджет продаж. При его формировании главным элементом является объем продаж, поскольку от него зависят ориентиры и направления использования денежных средств, объемы и сроки требуемого финансирования, результаты от реализации принятых мер и др. Ответственные исполнители (служба маркетинга, планово-финансовое управление, экономическое управление, бухгалтерия) в дополнение к бюджету продаж разрабатывают график оплаты покупателями за отгруженную продукцию и погашения дебиторской задолженности.
Изменение величины дебиторской задолженности планируется на основании анализа фактического ее состояния и платежеспособности покупателей. Контроль выполнения графиков погашения дебиторской задолженности рекомендуется осуществлять в табличном виде. При проведении контрольных процедур принимают во внимание условия договоров в части формы расчетов, условия оплаты и поставки, задержки платежей, скидки за предварительно оплаченную продукцию, величины возможных убытков, связанных с возникновением безнадежной дебиторской задолженностью.
Расчеты возможны как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтированных денежных потоков, что позволит организации быстро и с наименьшими потерями адаптироваться к изменяющимся условиям.
Для проведения текущего и последующего контроля изменений состояния дебиторской задолженности необходимо следить за выполнением графиков платежей по каждой статье задолженности, поскольку в процессе контроля можно выявить величину отклонений и их причины.
Помимо составления графиков погашения дебиторской задолженности, организации необходимо планировать величину кредиторской задолженности, поскольку при формировании бюджета продаж требуются сведения о закупках сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих, в дополнение к которым составляется график платежей поставщикам и подрядчикам. Менеджмент организации с целью поддержания текущей платежеспособности контролирует состояния величины кредиторской задолженности, прогнозирует сроки погашения кредиторской задолженности, возможность финансирования текущей деятельности за счет увеличения кредиторской задолженности или поддержания объема кредиторской задолженности на фактическом уровне.
Информация о работе Совершенствование управления дебиторской задолженности