Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:38, контрольная работа
Менеджмент – от английского слова «managa» – управлять. Следовательно, финансовый менеджмент – управление финансами, т.е. процесс управления денежным оборотом, формированием и использование финансовых ресурсов предприятий. Это так же система форм, методов и примеров, с помощью которых осуществляется управление денежным обороте и финансовыми ресурсами.
Введение 2
1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией 3
2. Математические основы финансового менеджмента 10
Заключение 15
Список использованной литературы 17
2. Математические основы финансового менеджмента
Временная стоимость денег - важный аспект при принятии решений по финансированию и инвестированию, а также в оценке затрат и будущих доходов.
В основе концепции временной стоимости денег лежат следующие факторы:
1) влияние инфляции на стоимость затрат и будущих доходов и
2) необходимость учета упущенной возможности в получении дохода от использования денежных средств.
Сумма, полученная в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. Деньги, пущенные в оборот, окупают себя и преумножаются. Таким образом сегодняшняя цена будущих доходов и расходов, а также завтрашняя стоимость сегодняшних доходов и расходов должна быть измерена с учетом перечисленных временных факторов. Для этих целей в инвестиционном и финансовом анализе обычно используются математические методы приведения поступлений будущих периодов к настоящему (текущему) времени, а также приведение настоящего (текущего) уровня стоимости к будущему.
Использование указанных методов широко распространено при расчетах процентов по кредитам и ценным бумагам, в лизинговых операциях, при определении доходов на инвестированный капитал и сроков окупаемости проектов, а так же влияния инфляции.
Методы временной стоимости денежных средств применяются там, где необходимо найти одно из следующих неизвестных: уровень процентов; величину ежегодных платежей; количество периодов выплаты; значение текущего уровня; значение будущего уровня.
В процессе использования этих методов, как правило, значения переменных, используемых в расчетах настоящего и будущего уровней, должны быть известны и уровень процентов постоянен.
Для целей оценки временной стоимости затрат и доходов используются следующие методы:
- метод наращивания;
- метод дисконтирования;
- метод аннуитета.
Метод наращивания - это метод приведения денежной суммы к будущему уровню. Он же называется методом сложения процентов и определяет процесс реинвестирования капитала вместе с доходом на него для получения еще большего дохода в следующих периодах.
Индекс приведения к будущему уровню определяется следующей формулой:
Зная настоящую стоимость и индекс приведения можно определить будущую денежную стоимость.
Метод аннуитета для случая наращивания - приведение к будущему уровню денежной суммы, полученной в виде равномерных поступлений в n - ое число периодов.
Индекс приведения к будущему периоду методом аннуитета:
Зная настоящую стоимость и индекс приведения можно определить будущую денежную стоимость:
Метод дисконтирования - это метод приведения денежной суммы будущего периода к текущему. Для этого надо ожидаемую к получению в будущем сумму уменьшить на доход, нарастающий за определенный срок, по правилу сложных процентов.
Зная будущую денежную сумму и ставку процента, можно определить современную стоимость этой денежной суммы по формуле:
Метод аннуитета - для случая приведение к текущему уровню денежной суммы, планируемой к получению в виде равномерных годовых поступлений в будущих периодах,
Индекс приведения к настоящему периоду ежегодных равномерных поступлений будущих периодов.
Концепция учета влияния фактора инфляции в управлении различными аспектами финансовой деятельности предприятия заключается в необходимости реального отражения стоимости его активов и денежных потоков, а также в обеспечении возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами, при осуществлении различных финансовых операций. [5,c.112]
Для оценки интенсивности инфляционных процессов в стране используются два основных показателя, учитывающих фактор инфляции в финансовых вычислениях — темп и индекс инфляции.
Темп инфляции характеризует показатель, отражающий размер обесценения (снижения покупательной способности) денег в определенном периоде, выраженный приростом среднего уровня цен в процентах к их номиналу на начало периода.
Индекс инфляции характеризует показатель, отражающий общий рост уровня цен в рассматриваемом периоде, определяемый путем суммирования базового их уровня на начало периода (принимаемого за единицу) и темпа инфляции в этом же периоде (выраженного десятичной дробью).
При расчетах, связанных с корректировкой стоимости денег с учетом фактора инфляции, принято использовать два понятия — номинальная и реальная сумма денежных средств.
Номинальная сумма денежных средств отражает оценку размеров денежных активов в соответствующих денежных единицах без учета изменения покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде.
Реальная сумма денежных средств отражает оценку размеров денежных активов с учетом изменения уровня покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде, вызванного инфляцией.
Для расчета этих сумм денежных средств в процессе наращения или дисконтирования стоимости денег во времени используются соответственно номинальная и реальная ставка процента.
Номинальная процентная ставка характеризует ставку процента, устанавливаемую без учета изменения покупательной способности денег в связи с инфляцией (или общую процентную ставку, в которой не элиминирована ее инфляционная составляющая).
Реальная процентная ставка характеризует ставку процента, устанавливаемую с учетом изменения покупательной стоимости в рассматриваемом периоде в связи с инфляцией.
С учетом рассмотренных базовых понятий формируется конкретный методический инструментарий, позволяющий учесть фактор инфляции в процессе управления финансовой деятельностью предприятия.
Математический инструментарий прогнозирования годового темпа и индекса инфляции основывается на ожидаемых среднемесячных ее темпах. Результаты прогнозирования служат основой последующего учета фактора инфляци в финансовой деятельности предприятия.
При прогнозировании годового темпа инфляции используется следующая формула:
ТИГ = (1 +ТИМ)12- 1 ,
где ТИГ — прогнозируемый годовой темп инфляции, выраженный десятичной дробью;
ТИМ — ожидаемый среднемесячный темп инфляции в предстоящем периоде, выраженный десятичной дробью.
По указанной формуле может быть рассчитан не только прогнозируемый годовой темп инфляции, но и значение этого показателя на конец любого месяца предстоящего года.
При прогнозировании годового индекса инфляции используются следующие формулы:
ИИГ = 1 +ТИГ или ИИГ = (1 + ТИМ)12 ,
где ИИГ — прогнозируемый годовой индекс инфляции, выраженный десятичной дробью;
ТИГ — прогнозируемый годовой темп инфляции, выраженный десятичной дробью (рассчитанный по ранее приведенной формуле);
ТИМ — ожидаемый среднемесячный темп инфляции, выраженный десятичной дробью.[6,c.137]
Математический инструментарий формирования реальной процентной ставки с учетом фактора инфляции основывается на прогнозируемом номинальном ее уровне на финансовом рынке (результаты такого прогноза отражены обычно в ценах фьючерсных и опционных контрактов, заключаемых на фондовой бирже) и результатах прогноза годовых темпов инфляции. В основе расчета реальной процентной ставки с учетом фактора инфляции лежит Модель Фишера, которая имеет следующий вид:
1 + Ip = (1 - Тn) / (1 + ТИ) ,
где Ip — реальная процентная ставка (фактическая или прогнозируемая в определенном периоде), выраженная десятичной дробью;
In — номинальная процентная ставка (фактическая или прогнозируемая в определенном периоде), выраженная десятичной дробью;
ТИ — темп инфляции (фактический или прогнозируемый в определенном периоде), выраженный десятичной дробью.
Следует отметить, что прогнозирование темпов инфляции представляет собой довольно сложный и трудоемкий вероятностный процесс, в значительной степени подверженный влиянию субъективных факторов. Поэтому в практике финансового менеджмента может быть использован более простой способ учета фактора инфляции. В этих целях стоимость денежных средств при их последующем наращении или размер необходимого дохода при последующем его дисконтировании пересчитывается заранее из национальной валюты в одну из «сильных» (т.е. в наименьшей степени подверженных инфляции) свободно конвертируемых валют по курсу на момент проведения расчетов. Процесс наращения или дисконтирования стоимости осуществляется затем по реальной процентной ставке (минимальной реальной норме прибыли на капитал). [7,c.84]
Заключение
Финансовый менеджмент определяется как система управления финансовым направлением деятельности предприятия. Выступая как важнейший элемент менеджмента в целом, он нацелен, прежде всего, на регулирование процесса движения денежных потоков.
Стратегической целью финансового менеджмента правомерно определить обеспечение рационального соотношения:
нормативного уровня ликвидности;
высокой надежности;
плановой рентабельности.
Указанные выше показатели не только не корреспондируются между собой, но и находятся в постоянном противоречии, например – стремление к высокой доходности совершаемых операций неизбежно повышает уровень прогнозируемого риска. Это определяет особую методологическую и практическую сложность финансового управления, предъявляет требования к квалификации менеджеров всех должностных уровней.
С учетом указанных особенностей при организации управления финансами предприятия необходимо соблюдать базовые методические принципы:
комплексный характер управления в части его целевых направлений и иерархических уровней;
учет специфики функционирования конкретного предприятия и современного этапа развития отечественной кредитно-финансовой системы в целом;
рациональное ранжирование прикладных управленческих задач с учетом перспективных (стратегических) целей и текущих условий деятельности предприятия;
четкое определение и формализованное закрепление функциональных обязанностей, прав и персонифицированной ответственности всех участников процесса управления финансами предприятия в лице конкретных должностей и инстанций;
соблюдение директивных требований к результатам финансовой деятельности предприятия со стороны государства в лице уполномоченных им органов, не дающее формальных оснований для применения по отношению к нему каких-либо административных (отзыв или приостановление действия лицензии) или экономических (налоговые штрафы) санкций;
необходимая степень взаимосвязи с другими направлениями менеджмента (маркетинг, персональный менеджмент, управление безопасностью и т.п.).
При этом главным методическим требованием к результатам финансового менеджмента, прямо вытекающим из его стратегической цели, должно выступать обеспечение рационального паритета экономических интересов.
Практическая реализация указанных выше целей и принципов может быть обеспечена лишь при организации управления финансами предприятия на строго системной основе.
Список использованной литературы
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. - М.: Финансы и статистика, 2008.
2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. - К.: Ника-Центр, 2007.
3. Крейнина М.Н. Цели и задачи финансового менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №5.
4. Литовских А.М. Финансовый менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008.
5. Улина С.Л. Подходы к формированию системы финансового менеджмента в России. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №2.
6. Финансовый менеджмент: Учебно-практическое руководство./Под редакцией Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2009.
7. Инвестиции: учеб. / Под ред. В.В.Ковалева и др. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.
2
Информация о работе Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией