Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:56, контрольная работа
Социальная отчётность корпораций является важнейшей составляющей системы социальной ответственности бизнеса. В научной литературе нет общепринятого определения понятия «корпоративная социальная отчетность». В различных исследованиях рассматриваются такие категории, как «нефинансовая отчётность», «социально ответственная отчётность», «социальная отчётность», «социальная и экологическая отчётность».
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие социальной отчетности………………………………..…4
2. Стандарты нефинансовой отчётности………………………..…...7
Заключение…………………………………………………………….…….10
Список литературы…………………………………………………….……11
Министерство образования и науки Российской Федерации Филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический
университет» в г. Череповце Кафедра
«Экономика» Контрольная
работа По дисциплине « Корпоративная и социальная ответственность » Тема
№ 11 : «Социальная отчетность» Студентки 1 курса Группы _ЭКВ/фк 11_ Петровой
Е.А. Череповец, 2012 |
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.
Понятие социальной отчетности…
2. Стандарты нефинансовой отчётности………………………..…...7
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Социальная отчётность корпораций является важнейшей составляющей системы социальной ответственности бизнеса. В научной литературе нет общепринятого определения понятия «корпоративная социальная отчетность». В различных исследованиях рассматриваются такие категории, как «нефинансовая отчётность», «социально ответственная отчётность», «социальная отчётность», «социальная и экологическая отчётность».
Социальная или нефинансовая отчетность - это отчеты компаний, включающие информацию не только о результатах экономической деятельности, но социальные и экологические показатели. Она является публичной и рассматривается как инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. Принятое сокращение КСО – корпоративный социальный пакет.
Понятие
социальной отчетности появилось недавно.
Если годовые финансовые отчеты выпускаются
уже примерно 150 лет, то сама идея выпуска
социальных отчетов возникла лет 20 назад:
крупные корпоративные скандалы заставили
компании задуматься о том, как преподнести
общественности свой бизнес в лучшем свете.
Например, компания Nike выпустила свой
отчет, в котором уделила особое внимание
вопросам охраны труда, после скандала
с использованием ею детского труда в
подразделениях в Юго-Восточной Азии.
А ряд нефтяных компаний были вынуждены
отчитаться перед населением и властью
после нескольких экологических ЧП.
1.
Понятие социальной
отчетности.
Социальный отчёт корпораций - это не просто свод количественных и качественных показателей их общественной деятельности. По нашему мнению, корпоративную социальную отчётность можно определить как сложную систему информации, отражающей не только благотворительные и спонсорские программы компании, но и любые другие социально значимые аспекты её деятельности, которые могут повлечь существенные последствия для самой компании, потребителей её продукции, акционеров, государственных органов, контрагентов или каких-либо иных, связанных с ней групп общества.
Корпоративная социальная отчётность, включающая в себя достоверные и полные сведения об общественной деятельности корпораций, является важнейшим связующим звеном в цепи взаимодействия бизнес-государство.
Начиная с конца 90-х годов прошлого столетия, крупные мировые компании стали публиковать отчёты не только о финансовых, но и о нефинансовых (социальных) итогах своей деятельности. В настоящее время такие отчёты составляют зарубежные и российские бизнес-структуры.
В отношении компаний, которые придерживаются принципов корпоративной социальной ответственности, возникает вопрос фиксирования результатов социальной, экологической и прочей активности в отчётности.
Вопрос
необходимости для бизнеса
Предоставление подобной отчётности позволяет продемонстрировать, как заявленные компанией миссия, видение, стратегические цели реализуются посредством социально ответственной деятельности, результаты которой и представлены в отчёте.
Ключевым преимуществом отчётности является её доступность не только менеджменту, но и всем заинтересованным лицам, включая государственные органы. Бесспорно, корпоративная социальная отчетность улучшает имидж, репутацию, узнаваемость бренда компании для всех групп общества. Поскольку репутация складывается из таких нематериальных активов, как доверие, надёжность, качество, прозрачность, отношения с клиентами, а также материальных активов в виде инвестиций в человеческий капитал и окружающую среду, то отказ от корпоративной социальной отчётности может оказать негативное влияние на стоимость компании.
Необходимо подчеркнуть, что государство является одной из самых заинтересованных в подготовке социальной отчётности корпораций сторон, получая, наряду с полезной информацией о социально-экономической ситуации в стране, возможность корректировать предстоящие затраты на социальные программы.
Естественно, что ведение нефинансовой отчётности способствует и развитию отношений с инвесторами, в качестве которых зачастую выступают государственные организации или структуры с государственным участием. Доступность информации не только о финансовой, но и об экономической и социальной деятельности компании позволяет инвесторам провести тщательный анализ рисков и увеличивает вероятность инвестирования в компанию и её проекты.
В современной зарубежной практике социальные отчёты корпоративных структур создаются не по произвольным программам, а в соответствии с международными стандартами, определяющими содержание отчёта, его структуру, порядок сбора данных и их обработки.
Подготовленные корпорациями в соответствии с международными стандартами социальные отчёты отражают:
- цели их социальной политики;
- систему координации и управления её реализации;
- общие показатели деятельности корпораций в части трудовых отношений, безопасности труда, охраны здоровья персонала, охраны и восстановления окружающей среды, содержание социальных программ по взаимоотношениям с внешними контрагентами.
В целом процедура составления финансового отчёта проходит ряд этапов, охватывающих период в 12-14 месяцев.
Подготовка и публикация социальной отчётности корпораций свидетельствует о том, что это не просто технические отчёты о проделанной социальной работе и осуществлённых затратах на благотворительность. Одновременно с составлением собственно отчёта проводится значительная работа по корректировке социальной деятельности корпорации на основе учёта ожиданий её деловых партнёров и других контрагентов.
По нашему мнению, публикация корпорациями социальной отчетности предоставляет им благоприятные возможности для достижения важных целей.
Во-первых, компании, представляющие социальный отчёт, получают возможность узнать ожидания своих ключевых партнёров (в первую очередь - государства); обеспечить учёт этих ожиданий при корректировке социальных программ; показать в практической деятельности, что корпорация учитывает интересы своих деловых партнёров.
Во-вторых,
процедура социальных отчётов даёт
возможность корпорациям
В-третьих, практика показывает, что социальные отчёты корпораций создают для них ряд конкурентных преимуществ, например, в борьбе за клиента.
Кроме того, такая отчётность вносит коррективы и в сам процесс управления бизнесом: пожелания общества для компаний, использующих в своей деятельности социальную отчётность, становятся основой для принятия управленческих решений.
Вместе
с тем, при всей очевидности положительных
последствий ведения нефинансовой отчётности
существуют и причины, тормозящие её воплощение
в жизнь: это финансовые затраты, необходимые
для её составления.
2.
Стандарты нефинансовой
отчетности.
По мере развития системы социальной отчётности обострился вопрос о критериях (стандартах), которым она должна соответствовать.
Социальный отчет компании может быть представлен как в свободной форме, так и в стандартизированной. Применение стандартов социальной отчетности делает проще процедуру оценки социальной ответственности повышают деловую репутацию компании. Для российских компаний использование международных стандартов необходимо для успешного продвижения на зарубежных рынках.
В настоящее время существует около 20 различных стандартов нефинансовой отчётности. Наибольшее распространение получили четыре стандарта:
- GRI (Global Reporting Initiative) - стандарт отчетности в области устойчивого развития. Представляет собой методологию внешней отчетности и не определяет действий организации по увеличению степени социальной отчетности (включает три основных элемента: экономика предприятия, его социальная и экологическая политика);
- AA1000 (AccountAbility 1000) - стандарт социальной отчетности, предназначенный для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций и предоставляющий им процедуру и набор критериев, при помощи которых может быть осуществлен социальный и этический аудит их деятельности (направлен на упорядочение социальных инициатив компании и повышение их эффективности);
- SA 8000 (Social Accountability 8000) - Стандарт сертификации предприятий в области трудовых отношений (имеет определённый уклон в сторону трудовых отношений, устанавливая нормы ответственности работодателя в области условий труда);
- ISO 14 000 (описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве).
Социальная отчётность даёт конкретизированное и структурированное представление о социально ответственной деятельности бизнеса, включая и те её виды, которые не поддаются количественному измерению.
Таким образом, есть основания сделать вывод о том, что социальная отчётность, принятая к реализации большинством крупных международных корпораций и некоторыми, действующими в нашей стране, представляет собой многофункциональный процесс. При этом понятие отчёт, в его традиционном смысле, отражает лишь часть данного феномена. Конечно, социальный отчёт содержит количественные показатели о благотворительности и спонсорстве, о построенных больницах и школах, домах престарелых, культурных программах и т.д. Однако специфика социального отчёта состоит в том, что анализирующим его должно быть понятно, почему именно этот социальный проект поддержала корпорация, как он связан с её социальной и общей стратегией, каким образом контролировалось финансирование. Другими словами социальный отчёт, выполненный в соответствии с международными стандартами, предназначен для отражения взвешенной и ответственной социальной политики.
Значительное преимущество данного вида отчёта корпораций состоит в том, что он предполагает в качестве обязательной, процедуру диалога руководителей компании с представителями широкого круга заинтересованных в сотрудничестве с бизнесом сторон (прежде всего с представителями государственных структур). Это позволяет бизнесу располагать достаточно точной информацией об ожиданиях всех групп общества.