Как любая система управления, система
управления РЦБ строится в соответствии
с его целями, стратегией и задачами
и включает 2 подсистемы: управляющую
и управляемую, которые обслуживает
организационная, функциональная и
техническая инфраструктура. Первая подсистема выступает
в роли субъекта, а вторая – объекта управления.
Управляющая подсистема
включает:
- Государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность.
- Законодательную инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на РЦБ, 90% которых – законодательные акты).
- Этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).
- Традиции и обычаи.
Управляемая и управляющая подсистемы
выполняют соответствующие функции.
К функциям объекта управления относятся:
- организация движения финансовых ресурсов;
- обеспечение качества ценных бумаг;
- информационное обеспечение рынка.
Субъект управления выполняет такие функции:
- координация;
- регулирование;
- прогнозирование;
- стимулирование;
- организация
- контроль процессов, происходящих на рынке.
Воздействие субъекта на объект управления,
т.е. сам процесс управления, может
осуществляться только при условии
циркулирования определенной информации между
управляющей и управляемой подсистемами.
Процесс управления рынком предполагает
получение, передачу, переработку и использование
информации. Решение этой задачи основано
на применении современной вычислительной
техники и технологии, развитии телекоммуникационных
систем, обслуживающих локальные РЦБ.
Создание общенациональной телекоммуникационной
системы, объединяющей региональные рынки,
даст возможность координировать функционирование
и развитие рынка ценных бумаг в целом,
соблюдать единые правила проведения
фондовых операций, регистрации ценных
бумаг, торговли ими, составления отчетности,
существенно облегчит и ускорит процесс
совершения сделок.
Российский фондовый рынок имеет
смешанную модель управления, так
как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный
банк РФ и небанковские государственные
органы во главе с ФСФР России, с одной
стороны, и саморегулируемые ассоциации
профессиональных участников РЦБ (ПАРТАД,
НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно
сложилась смешанная, полицентрическая
модель фондового рынка, на котором одновременно
и с равными правами присутствуют коммерческие
банки, фондовые биржи и другие финансовые
институты. Эта модель отличается от американской,
где существуют серьезные ограничения
по операциям с ценными бумагами (в частности,
для коммерческих банков). [10] В нашей стране
пока отсутствуют общественные организации
регулирования РЦБ, но на стихийной основе
время от времени они возникают, когда
имеют место какие-то кризисные ситуации
в обществе, как, например, в период прекращения
существования “билетов МММ” в первой
половине 1990-х гг. [11]
В соответствии с Федеральным законом
“О рынке ценных бумаг” государственное
регулирование данного рынка
осуществляется на основе:
- установления обязательных требований к деятельности на РЦБ:
- эмитентов ценных бумаг;
- профессиональных участников;
- саморегулируемых организаций
- установления стандартов эмиссии ценных бумаг
- государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг
- государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам
- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
- запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии
- создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг
- установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления [6]
- Государство на росэмитента при выпуске государственных ценных бумаг
- инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий
- профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов
- регулятора при написании законодательства и подзаконных актов
- верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов
Структура органов государственного
регулирования российского РЦБ:
- Высшие органы государственной власти:
- Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.
- Президент издает указы.
- Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента. [15]
- Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:
- Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Она представляет собой совокупность центрального органа и территориальных организаций, охватывающих все основные регионы России.
Основные функции ФСФР:
- Обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России;
- координирует деятельность всех других федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования данного рынка;
- утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг;
- утверждает порядок государственной регистрации проспектов ценных бумаг, выпусков ценных бумаг и отчетов об их итогах;
- разрабатывает и утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе операциям размещения, обращения, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра;
- устанавливает порядок, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на РЦБ и ведет реестр этих лицензий;
- устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ;
- определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
- обеспечивает создание системы раскрытия информации на РЦБ;
- утверждает квалификационные требования, предъявляемые к персоналу профессиональных участников рынка ценных бумаг, и осуществляет их аттестацию в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата;
- создание и развитие системы нормативных актов, необходимых для регулирования РЦБ;
- устанавливает порядок допуска российских ценных бумаг к размещению и обращению вне территории РФ. [14]
- Министерство финансов РФ (Минфин) регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.
- Центральный банк РФ (ЦБ) регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.
- Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением. [15]
Основополагающими документами по государственному
регулированию рынка ценных бумаг являются:
- Гражданский кодекс РФ, части I и II
В данном нормативно-правовом акте описываются
основные положения всей системы
рынка ценных бумаг: дается определение
ценной бумаги, ее виды, требования к
ней, операции, производимые с ценной
бумагой. [1]
- Федеральный закон “Об акционерных обществах”
Вышеуказанный закон разъясняет порядок
создания, реорганизации и ликвидации
акционерных обществ, порядок выпуска
ими ценных бумаг, управление акционерным
обществом, распределение его прибыли,
контроль за деятельностью акционерного
общество и т.п. [11]
- Закон “О рынке ценных бумаг”
Данный закон регулирует виды профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг,
эмиссию ценных бумаг, обращение
эмиссионных ценных бумаг, помещение
информации о последних и их рекламу,
а также государственное регулирование
РЦБ и деятельность саморегулируемых организаций.
[6]
- Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”
В статье 6 данного законодательного
акта описываются возможные виды
деятельности кредитной организации,
при учете, что она получила соответствующую
лицензию. [3]
- Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации”
Статьи 22 и 46 описывают все возможные
виды деятельности Банка России, касающиеся
ценных бумаг (в основном, это эмиссия
и обращение государственных
облигаций). [8]
- Закон “О товарных биржах и биржевой торговле”
Оговариваются права государственных
органов по регулированию товарных
бирж, при этом учитывается неотъемлемость
права биржи на самоуправление [7]
- Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”
Описывается проведение операций с внешними ценными
бумагами, отдельно оговариваются права
резидентов и нерезидентов, а также возможность
вывоза ценных бумаг за рубеж. [4]
- Федеральный закон “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг”
Описывается вся процедура выпуска ценных бумаг, характеризуется
занятость в ней определенных органов
государственной власти. [5]
- Федеральный закон “О переводном и простом векселе”
- Закон “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”
- Федеральный закон “Об ипотеке”
- Федеральный закон “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”
- Федеральный закон “Об и<span class="western__Char" style=" fon