Какие
направления в психологии ждут своего
развития в ближайшем будущем?
Трудно предсказывать,
какие направления в психологии
будут развиваться в ближайшие
годы, но можно поговорить о
том, что представляется крайне
важным. Дети. То ли вопросительный
знак поставить после этого
слова, то ли восклицательный,
то ли многоточие. Это - весьма
болезненная проблема. И если
в ближайшее время в социальной
психологии, в психологии личности
и в педагогической психологии
не будут предприняты решительные
шаги в этом направлении, то
и эта ниша будет занята
другими, более предприимчивыми
"специалистами": торговцами детей,
наркоторговцами и сутенерами, а
правоохранительным органам добавится
работа по борьбе с преступностью.
В свое время, в 20-е годы
в отечественной психологии весьма
успешно разрабатывались дифференцированные
методы педагогического подхода
к разным детям, в том числе
и к детям с неустойчивой
психикой и признаками педагогической
запущенности. А также большое
внимание уделялось разным мерам
социализации детского и подросткового
контингента в связи с тем,
что и в тот сложный исторический
момент было много детей-сирот
и десоциализированных подростков.
Правда, указом о злоупотреблении в педологии
тестовыми методами (1936 год) эти работы
были пресечены. Но в 1989 году этот указ
был отменен, однако напуганные психологи
в большинстве своем по-прежнему боятся
использовать психодиагностику в своей
практике и в научных разработках. Но без
дифференциальной психологии, без тестов
мы не сможем индивидуализировть образовательный
и воспитательный процесс. В педагогике
преобладает убежденность в том, что "норма"
- это средний ребенок, без выраженного
характера. Когда им рассказывают о чертах
эмоциональной лабильности, импульсивности,
ригидности, тревожности или агрессивности,
многие из них думают, что речь идет о патологических
проявлениях, о феноменах психиатрического
регистра. Образовательные институты
мало занимаются воспитательной стороной
развития ребенка, злоупотребляя императивными
мерами воздействия. Душа ребенка, его
интересы, потребность в любви и понимании
не получают должного насыщения. Отторгнутые
дети, не получившие ни в семье, ни в другом
месте, теплоты и ласки, ожесточаются и
уходят в полный опасностей мир, где (им
кажется) они найдут свободу от окриков
и принуждения, и все другое, чего им не
достает в семье, в школе. Никто не занимается
обучением взрослых искусству воспитания
детей. А это - действительно искусство.
Мало кто интуитивно или в силу своего
интеллекта и развития умело справляется
с родительскими обязанностями (слово-то
какое - обязанность, а зачем тогда рожать
детей, если это не в радость, а только
обязанность?) Да, я забыла, дело ведь в
другом: "Одно неосторожное движение
- и ты отец", как сказал наш мудрый острослов
Жванецкий. Т.е., "Так получилось, мы
и не думали". В этом все концы и все
начала. А дети, они ведь не виноваты! Мало
простых, доходчивых книг на эту тему,
написанных знающими опытными психологами.
Коллеги-психологи, каждый, как сумеет
- сделайте что-то в этом направлении, ведь
существует зачем-то такая красивая фраза
- "Дети - наше будущее!" И - что же там,
в этом будущем, если это направление не
получит должного развития в ближайшие
годы? Страшно заглянуть.