Регулирования
фондового рынка – это процесс
дисциплинированности всех его участников
и упорядочение их операций, действий
и динамического развития между
ними со стороны организаций уполномоченных
обществом на эти действия. Главным
принципом регулирования фондового
рынка есть охватывание всех его
участников в частности: • Эмитентов
• Инвесторов • профессиональных фондовых
посредников • организаций инфраструктуры
рынка. Такое регуляторное действие может
быть как внешним, так и внутренним. Под
понятием внутреннего регулирования принято
понимать – подчиненность регламентируемой
организации ее нормативным документам
(уставу, правилам, внутренним документам,
определяющим деятельность этой организации
в целом, ее подразделений и ее работников).
Внешнее регулирование фондового рынка
- это беспрекословное подчинение нормативным
актам государства, иным организациям
и международным соглашениям. Право на
регулирование участников фондового рынка
имеют право только органами или организациями,
получившими полномочия на выполнение
данной функции регулирования. Исходя
из этого, регулирование можно поделить
на такие позиции: • регулирование рынка,
которое осуществляется компетентными
государственными органами регулирования
и назевается государственным регулированием
фондового рынка. Оно осуществляться путем
принятия законодательных и других нормативных
актов, лицензирование и контроля деятельности
фондового рынка. Его цель - обеспечения
единой государственной политики в этой
сфере. • регулировкой рынка может быть
и процесс самоконтроля и исполнения принципов
самими участниками рынка, так называемое
саморегулирование фондового рынка •
регулирование фондового рынка через
общественное мнение или.
Общественно
регулирование. Именно оно, с помощью
реакции широких слоев общества,
реагирует на какие либо действия
со стороны рынка, и являются его
первопричиной. Все последующие
изменения на рынке регулируются
с помощью государственных или
независимых профессионалов рынка.
Процесс регулирования на фондовом
ринке можно разделить на: 1. профессиональный
отбор участников рынка, ведь деятельность
современного фондового рынка не
может функционировать без квалифицированных
посредников 2. создание базы нормативных
документов для нормального функционирования
фондового рынка. Сюда можно отнести
разработку законов, постановлений, инструкций,
правил методологических положений
и других нормативных актов, от которых
зависит нормальное функционирование
рынка. 3. систему санкций за отклонение
от норм и правил, установленных
на рынке. Санкции могут применяться
как в устной, так и письменной
форме предупреждений. Могут накладываться
в виде штрафов, уголовного наказания
или исключения из ряда участников
фондового рынка. Роль государства
на фондовом рынке заключается в
том, чтобы быть: • верховным арбитром
при возникновении споров между
участниками рынка решающихся через
систему судебных органов • регулятором
в написании для фондовых рынков
законодательства и подзаконных
документов • одним из профессиональных
участников при торговле акциями
на приватизационных аукционах •
эмитентом при выпуске ценных
государственных бумаг • инвестором при
управлении крупными портфелями акций
промышленных организаций Всякое государственное
управление фондовым рынком осуществляется
через экономические рычаги и капитали,
что находились в его распоряжении. Среди
них: • система налогообложения - разнообразные
ставки по налогам и льготам, а также освобождение
от них • денежная политика – минимальная
заработная плата, процентных ставок и
другого • капиталы государства – финансовые
ресурсы, внебюджетные фонды, государственный
бюджет и др. • Государственную собственность
и ресурсы – природные ресурсы и предприятия
Осуществление
регулирования государственного фондового
рынка осуществляется с помощью
двух концепций: 1. рыночное регулирование,
сосредоточенное в органах государственной
власти и лишь небольшая их часть
отдается под контроль и надзор так
называемым саморегулирующимся организациям.
Главным примером является Франция.
2. саморегулирующимся организациям передается
максимально возможный объем
действий и полномочий. А значительное
место в их контроле занимают не
жесткие предписания, а процесс
проведения переговоров. Учитываются
индивидуальные согласования с учасниками
рынка, а государство при этом, сохраняет
за собой право контролировать основные
позиции и имеет возможность в любой момент
вмешаться в процесс саморегулирования.
В пример можно привести – Великобританию.
Исходя из практики развитых зарубежных
рынков, степень централизации и жесткое
регулирование фондовых ринков колеблются
между этими двумя концепциями. Организационная
структура регулирования российского
фондового рынка на данный момент еще
не сложилась. К высшим уполномоченным
органам государственной власти относятся
- государственная дума, президент и правительство.
Уполномоченными органами регулирования
фондового рынка относятся: - Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг, - Министерство
финансов РФ, - Центральный банк РФ, - Государственный
комитет по антимонопольной политике,
- Госстрахнадзор. Саморегулируемые организации
– это некоммерческие и негосударственные
организации контроля фондовых рынков,
которые создаются профессиональными
участниками фондового рынка на добровольной
основе. Их цель регулирования определенных
аспектов фондового рынка на основе поддержки
и гарантий государственных органов регулирования,
выражающихся в присвоении им государственного
статуса саморгулируемой организации.
Согласно российских правовых норм и положений
- все саморегулирующие организации, могут
принимать форму ассоциаций, профессиональных
союзов и общественных организаций. Прекрасным
примером подобных саморегулирующихся
организаций в нашей стране является Национальная
ассоциация участников фондового рынка
(НАУФОР). |