Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 02:03, доклад
Производственный леверидж — это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности. Производственный леверидж определяется с помощью одной из двух формул.
Производственный леверидж (англ. leverage — рычаг)
Необходимым условием применения механизма
производственного левериджа
Производственный леверидж определяется с помощью одной из двух формул:
Эпл = TCM / π (1),
либо
Эпл = (TFC + π) / π = 1 + (TFC / π) (2)
где Эпл — эффект производственного левериджа; ТСМ — общий маржинальный доход; TFC — общие постоянные затраты; π — прибыль.
Найденное с помощью формулы (1)
значение эффекта производственного
левериджа в дальнейшем служит для
прогнозирования изменения
Yπ = ∆π / ∆TR (3)
где ∆π — изменение прибыли, %; ∆TR — изменение выручки от продаж, %
Для наглядности рассмотрим эффект производственного левериджа на примере:
1. Сумма продаж (выручка) — 375 000 руб.
2. Переменные затраты — 250 000 руб.
3. Маржинальный доход (п. 1 — п. 2) — 125 000 руб.
4. Постоянные затраты — 80 000 руб.
5. Прибыль (п. 3 — п. 4) — 45 000 руб.
6. Объем реализованной продукции — 500 шт.
7. Цена за единицу — 750 руб.
8. Эффект производственного
Используя механизм производственного
левериджа, спрогнозируем изменение
прибыли предприятия в
Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 2,78 единицы (12 5000 / 45 000). Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1% прибыль сократится на 2,78%, а при снижении выручки на 36% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 337 500 руб. (375 000 - 375 000 * 10 / 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 27,8% и составит 32 490 руб. (45 000 - 45 000 * 27,8 / 100).
Производственный леверидж является
показателем, помогающим менеджерам выбрать
оптимальную стратегию
Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера.
Увеличение цены реализации на 10% (до 825 руб. за шт.) приведет к увеличению объема продаж до 412 500 руб., маржинального дохода — до 162 500 руб. (412 500 - 250 000) и прибыли — до 82 500 руб. (162 500 - 80 000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу изделия с 250 (125 000 руб. / 500 шт.) до 325 руб. (162 500 руб. / 500 шт.). В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 246 шт. (80 000 руб. / 325 руб.), а маржинальный запас прочности предприятия увеличится до 254 шт. (500 шт. - 246 шт.), или на 50,8%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 37 500 руб. (82 500 - 45 000). При этом эффект производственного левериджа снизится с 2,78 до 1,97 единицы (162 500 / 82 500).
Снижение переменных затрат на 10% (с
250 000 руб. до 225 000 руб.) приведет к увеличению
маржинального дохода до 150 000 руб. (375
000 - 225 000) и прибыли — до 75 000 руб.
(150 000 - 80 000). В результате этого точка
безубыточности (порог рентабельности)
увеличится до 200 000 руб. [80 000 / (150 000 / 375 000)],
что в натуральном выражении
составит 400 шт. (200 000 : 500). Как следствие,
маржинальный запас прочности предприятия
составит 175 000 руб. (375 000 - 200 000), или 233 шт.
(175 000 руб. / 750 руб.). В этих условиях эффект
производственного левериджа на
предприятии снизится до 2 единиц (150
000 / 75 000). При снижении постоянных затрат
на 10% (с 80 000 руб. до 72 000 руб.) прибыль
предприятия увеличится до 53 000 руб.
(375 000 - 250 000 - 72 000), или на 17,8%. В этих
условиях точка безубыточности в
денежном выражении составит 216 000 руб.
[72 000 / (125 000 / 375 000)], а в натуральном
выражении — 288 шт. (216 000 / 750). При этом
маржинальный запас прочности предприятия
будет соответствовать 159 000 руб. (375
000 - 216 000), или 212 шт. (159 000 / 750). В результате
снижения постоянных затрат на 10% эффект
производственного левериджа
Анализ приведенных расчетов позволяет
сделать вывод о том, что в
основе изменения эффекта
Следует отметить, что в конкретных
ситуациях проявление механизма
производственного левериджа
Понимание механизма проявления производственного
левериджа позволяет
При управлении постоянными затратами необходимо иметь в виду, что их высокий уровень в значительной мере зависит от отраслевых особенностей деятельности, определяющих различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.
Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести:
При управлении переменными затратами
основным ориентиром должно быть обеспечение
их постоянной экономии, так как
между суммой этих затрат и объемом
производства и продаж существует прямая
зависимость. Обеспечение этой экономии
до преодоления предприятием точки
безубыточности ведет к росту
маржинального дохода, что позволяет
быстрее преодолеть эту точку. После
преодоления точки
Использование механизма производственного
левериджа, целенаправленное управление
постоянными и переменными