Прогнозирование финансового состояния и результатов деятельности промышленных и торговых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:15, доклад

Описание работы

Очевидным является то обстоятельство, что предпринимательство - это деятельность, связанная с вложением средств и извлечением доходов. Средства вкладываются сегодня, а доходы будут извлечены завтра. Чтобы оценить возможную величину доходов и эффективность вложений. нужно определить не только последовательность действий и рассчитать их предполагаемый результат, но и будущее состояние предприятия и внешней среды, в том числе условия сбыта продукции, поведение конкурентов. возможную структуру активов и источников их финансирования и т.п.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Прогнозирование финансового состояния и результатов  деятельности промышленных и торговых предприятий 

А.Кудинов

Что такое прогнозирование  и зачем оно нужно 

Очевидным является то обстоятельство, что предпринимательство - это деятельность, связанная с  вложением средств и извлечением доходов. Средства вкладываются сегодня, а доходы будут извлечены завтра. Чтобы оценить возможную величину доходов и эффективность вложений. нужно определить не только последовательность действий и рассчитать их предполагаемый результат, но и будущее состояние предприятия и внешней среды, в том числе условия сбыта продукции, поведение конкурентов. возможную структуру активов и источников их финансирования и т.п. И без этих оценок расчеты результативности вложений средств едва ли будут удовлетворять минимальным требованиям достоверности. Определение будущего состояния предприятия и его окружения на основе сложившихся тенденций и есть прогнозирование. Осознаем мы это или нет. но при принятии любых плановых или внеплановых решений. оценка их возможных последствий является обязательным управленческим действием. И лучше, чтобы это действие осуществлялось системно и корректно настолько, насколько позволяет имеющаяся информация. Оценка последствий решений и действий для предприятия с учетом сложившихся тенденций изменения внешней среды и состояния предприятия или прогнозирование отличается от планирования этих действий и решений только тем, что при планировании мы руководствуемся прежде всего целью, которую надлежит реализовать, то есть исходя из цели - планируем последовательность действий и потребные ресурсы для их осуществления. При прогнозировании же результат или возможная степень достижения целей есть вероятные последствия принятых или планируемых решений, В этом смысле прогнозирование является необходимым составным элементом планирования и управления. И успех планирования и. следовательно, управления деятельностью предприятия будет полностью определяться качеством прогнозных оценок последствий принимаемых решений.

Основные цели прогнозирования 

Прогнозирование результатов деятельности предприятия  и его финансового состояния  осуществляется с целью:

оценки экономических  и финансовых перспектив и предполагаемого  финансового состояния предприятия  на планируемый период в зависимости  от основных возможных вариантов его производственно-сбытовой деятельности и ее финансирования,

формирования  на этой основе обоснованных выводов  и рекомендаций относительно выбора рациональной стратегии и тактики  действий высшего руководства предприятия.  
 

В числе стратегических и тактических решений могут быть производственно-сбытовая программа предприятия на планируемый период, планируемая структура активов, в том числе оборотных, принципиальная схема финансирования активов и деятельности предприятия на планируемый период, возможность реализовать тот или иной инвестиционный проект и т.д. То есть прогнозной оценке может быть подвергнуто принципиально любое решение об использовании финансовых средств и последствия реализации этого решения для финансового состояния предприятия. 

Принимая во внимание крайне нестабильное финансовое состояние значительной части предприятий  России. одной из задач финансового  прогнозирования может быть оценка возможности. основные условия и  сроки нормализации состояния предприятия. то есть возможности и условия его финансового оздоровления. В этом смысле финансовое прогнозирование является необходимым элементом антикризисного управления.

Финансовое позиционирование в системе управления предприятием 

Прогнозирование, как уже выше отмечалось. является необходимым составным элементом управления и одним из основных условий (по мнению Р.Брейли и С.Майерса «Принципы корпоративных финансов) эффективного планирования и этим определяется его значимость в системе управления предприятием. Любому решению должны предшествовать анализ сложившейся ситуации и прогноз возможных последствий его принятия или не принятия. 

Для придания процедурам анализа и прогнозирования конкретности, исключения абстрактных предположений  типа "Вот если бы..." и приведения процесса принятия решения в границы принятых стратегических приоритетов представляется целесообразным в пределах каждого планового (прогнозного) периода определять нормальные параметры деятельности предприятия, то есть основные показатели его работы, считающиеся нормой. В этом случае процессы анализа и прогнозирования будут иметь основным содержанием сравнение фактических (прогнозируемых) значений параметров работы предприятия с нормальными, а процесс планирования - разработку мероприятий по приведению реального состояния предприятия к нормальному.

Методы прогнозирования 

Финансовое состояние  предприятия может быть достаточно корректно описано с помощью  трех классических моделей: баланса  доходов и расходов, баланса активов  и пассивов и баланса поступлений  и платежей. Эти же модели позволяют оценить результативность и эффективность деятельности предприятия. Поэтому методологической основой прогнозирования финансового состояния и результатов деятельности предприятий должны быть эти три баланса. Баланс доходов и расходов, описывающий результаты деятельности предприятия за период, баланс активов и пассивов, создающий финансовый образ предприятия и характеризующий структуру его активов и обязательств, и баланс поступлений и платежей, представляющий движение платежных средств между предприятием и его контрагентами и дающий полное представление о динамике инкассации дебиторской задолженности и финансировании всех операций предприятия за период, в совокупности формируют финансовую модель предприятия. Поэтому прогнозирование финансового состояния предприятия и результатов его деятельности и есть процесс создания вариантов финансовой модели предприятия. учитывающей любые возможные решения по формированию производственно-сбытовой программы, по реализации инвестиционных проектов, по приобретению материалов и сырья, по определению сроков предоставления коммерческих кредитов потребителей, по формированию фонда заработной платы, по покупке трех веников и т.д. и т.п. 

Процесс формирования финансовой модели предприятия (и прогнозирования  его состояния) имеет следующую  последовательность. Первым разрабатывается  баланс доходов и расходов. Прогнозируемые (планируемые) результаты деятельности предприятия за период и исходное состояние активов и обязательств являются основанием для проектирования баланса активов и пассивов. Содержание двух предыдущих балансов позволяет рассчитать (именно рассчитать!) поток поступлений и платежей за период. 

Поскольку формирование трех балансов - абсолютно формализованная  процедура, правила которой определены нормами бухгалтерского учета, и  столь же формализованы взаимосвязи  между балансами, процесс финансового  прогнозирования может быть легко компьютеризован. Это позволяет достаточно быстро, в режиме реального времени, делать оценки последствии любых возможных финансовых решений. 

Порядок проведения процедуры прогнозирования финансового  состояния и результатов деятельности предприятия включает, во-первых. подготовку исходной информации о состоянии предприятия и подготовку плановых решении, разделенных на шесть блоков. Блок первый - исходное состояние активов и пассивов предприятия, данные финансовой отчетности. Блок второй - планируемый < прогнозируемый) объем продаж и условия реализации продукции. Это информация от службы сбыта (маркетинга). Блок третий - планируемые инвестиции и дезинвестиции во внеоборотные активы. Данная информация готовится финансовым отделом на основе предварительных (проектных) плановых решений по техническому развитию предприятия. Блок четвертый - прогнозируемые на конец периода складские запасы готовой продукции и материалов, остатки незавершенного производства, величина дебиторской задолженности и других элементов оборотных активов. Прогнозные оценки должен делать финансовый отдел после консультаций с соответствующими службами предприятия. Блок пятый - решения по изменению уставного капитала н выплате дивидендов. Блок шестой -проектные решения по финансированию деятельности предприятия на прогнозируемый период, в том числе получение и возврат долгосрочных и краткосрочных кредитов, изменения величины коммерческой кредиторской задолженности, остатки задолженности по заработной плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Кроме этого, для моделирования необходимо использовать компьютеризованный блок расчета налогов или вводить информацию о рассчитанной иными методами величине платежей, подлежащих уплате в бюджет и внебюджетные фонды в течение прогнозируемого периода. Вторым действием необходимо исходную информацию определенным образом структурировать, то есть внести в соответствующие форматы (таблицы). Далее, на основе этой структурированной информации создается финансовая модель предприятия и прогнозные балансы доходов и расходов, активов и пассивов, поступлении и платежей. Полученные балансы и есть база для принятия решении.

Период прогнозирования, варианты прогнозов 

Период прогнозирования  может быть принципиально любой: от месяца до пятидесяти лет. Его выбор определяется. во-первых, целями прогнозирования. то есть характером решений. которые предстоит принять с использованием прогнозных оценок, во-вторых, достоверностью исходной информации. Очевидно, что бессмысленно производить прогнозные расчеты, когда погрешность некоторых данных, например, объема продаж. превышает 15 – 20%. Такой прогноз имеет мало смысла, поскольку решения, последствия принятия которых имеют вероятность осуществления + 20%, можно принимать и без трудоемких прогнозных расчетов. В настоящих условиях России прогнозные расчеты могут дать вполне корректный результат при выборе периода прогнозирования от нескольких дней до 2 - 2.5 лет. Данный выбор обусловлен тем. что. с одной стороны, для оценки ближайших перспектив необходим краткосрочный прогноз: с другой - для рационализации выбора и оценки стратегии и тактики действии высшему руководству предприятии следует оценить его перспективы не менее чем на 2 года. поскольку в этот период окупаются вложения в более или менее эффективные инвестиционные проекты. 

Для оценки влияния  на финансовое состояние и результаты деятельности предприятия вероятных  изменений основных факторов (продаж, затрат и др.) прогнозные расчеты  целесообразно производить по нескольким вариантам с различными исходными  данными (производственная программа. структура издержек производства. инвестиции и т.п.). В практике принято чаще всего оценивать будущее в трех вариантах: пессимистическом. оптимистическом и реалистическом. Это позволяет руководителях! предприятии быть готовыми как к неожиданным неприятностям. так и к счастью по случаю. 

О порядке формирования исходных данных для прогнозирования, основных допущениях, целесообразных при проведении прогнозных расчетов. технике проведения расчетов и методах  интерпретации результатов мы планируем рассказать в следующих статьях этого цикла.

Информация о работе Прогнозирование финансового состояния и результатов деятельности промышленных и торговых предприятий