Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:12, реферат

Описание работы

Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..….3

1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента…………………….….......4
2. Функции финансового менеджмента………………………………………….......7

3. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. ………………....9

4. Основные этапы развития финансового менеджмента………………………….14

Заключение…………………………………………………………………...………16

Список литературы………………………………………………...…………………17

Работа содержит 1 файл

финансовый менеджимент-реферат.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

     Управление  инвестициями. Функциями этого управления являются формирование важнейших направлений  инвестиционной деятельности предприятия; оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них; формирование реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций; выбор наиболее эффективных форм финансирования инвестиций.

     Управление  денежными потоками. Функциями этого  управления является формирование входящих и выходящих потоков денежных средств предприятия, их синхронизация по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам, эффективное использование остатка временно свободных денежных активов.

     Управление  финансовыми рисками. В процессе реализации этой функции выявляется состав основных финансовых рисков, присущих хозяйственной деятельности данного предприятия; осуществляется оценка уровня этих рисков и объем связанных с ними возможных финансовых потерь в разрезе отдельных операций и по хозяйственной деятельности в целом; формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их страхованию.

     Антикризисное финансовое управление. Функциями такого управления являются постоянный мониторинг финансового состояния предприятия  с целью своевременного диагностирования симптомов финансового кризиса; определение масштабов кризисного состояния предприятия и факторов его вызывающих; определение форм и методов использования внутренних механизмов антикризисного финансового управления предприятием, а при необходимости — форм его внешней санации или реорганизации.

     Основные  функции финансового менеджмента  как специальной области управления предприятием рассмотрены в наиболее агрегированном виде. Каждая из этих функций  может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики предприятия как объекта финансового управления и основных форм его финансовой деятельности. С учетом осуществления такой конкретизации на каждом предприятии строится многоуровневая функциональная система управления финансовой деятельностью.

 

     3. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента 

     Финансовый  менеджмент базируется на следующих  взаимосвязанных основных концепциях:

      1). Концепция денежного потока.

      2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

      3). Концепция компромисса между  риском и доходностью.

      4). Концепция цены капитала.

      5). Концепция эффективности рынка  капитала.

      6). Концепция асимметричности информации

      7). Концепция агентских отношений.

      8). Концепции альтернативных затрат. 

      1). Концепция денежного потока  предполагает

     идентификацию денежного потока, его продолжительность  и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);

     оценка  факторов, определяющих величину элементов  денежного потока;

     выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

     оценка  риска, связанного с данным потоком, и способы его учета 

     2). Концепция временной ценности  денежных ресурсов.

       Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

       А) Инфляцией

       Б) Риском недополучения, или  неполучением ожидаемой суммы

       В) Оборачиваемостью 

     3). Концепция компромисса между  риском и доходностью.

       Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска. 

     4). Концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

     Количественная  оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов  финансирования предприятия.  

      5). Концепция эффективности рынка  капитала – операции на финансовом  рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.

     Термин  «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень  эффективности рынка характеризуется  уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.  

     Достижение  информационной эффективности рынка  базируется на выполнении следующих  условий:

     рынку свойственна множественность покупателей  и продавцов;

     информация  доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;

     отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;

     сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут  повлиять на общий уровень цен  на рынке;

     все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую  выгоду;

     сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

     Существует  две основных характеристики эффективного рынка:

     1). Инвестор на этом рынке не  имеет обоснованных аргументов  ожидать 

       больше, чем в среднем доход  на инвестиционный капитал при  заданной 

       степени риска.

     2). Уровень дохода на инвестируемый  капитал – это функция степени  риска.

       Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности:

     слабой

     умеренной

     сильной

     В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При  этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

     В условиях умеренной формы эффективности  текущие цены отражают не только имеющиеся  в прошлом изменения цен, но и  всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

     В условиях сильной формы текущие  цены отражают как общедоступную  информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

     6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать

     положительный и отрицательный эффект.

      

     7). Концепция агентских отношений  введена в финансовый менеджмент  в связи с усложнением организационно  – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых  формах присутствует разрыв между  функцией владения и функцией  управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли). 

      8). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Основные этапы развития финансового менеджмента 

     В настоящее время западными специалистами выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового менеджмента .

     Первый  подход связан с деятельностью «школы эмпирических прагматиков».(50е года) Ее представители - профессиональные аналитики, которые, работая в области анализа  кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений.

     Второй  подход обусловлен деятельностью школы  «статистического финансового анализа».(60е  года) Основная идея в том, что аналитические  коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны  лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.

     Третий  подход ассоциируется с деятельностью  школы «мультивариантных аналитиков» (70е года). Представители этой школы  исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.

     Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний».(30е года) Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному.

     Пятый подход представляет собой самое  новое направление (развивается  с60хгодов) – школа «участников  фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого направления состоит в его излишней теоритеризованности , не случайно оно развивается главным образом учеными и пока не получило признания в практике.

       Заключение 

     Таким образом, на основе всего вышеописанного можно сказать, что финансовый менеджмент весьма динамичен. Эффективность его  функционирования во многом зависит  от быстроты реакции на изменения условий финансового рынка, финансовой ситуации, финансового состояния объекта управления. Поэтому финансовый менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления, на умении быстро и правильно оценивать конкретную финансовую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный, выход из этой ситуации. В финансовом менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, добиться ощутимого успеха для конкретного хозяйствующего субъекта.

 

Список  литературы 

  1. Акулов  В.Б. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. — М.: МПСИ, 2008.
  2. Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент. — М.: КноРус, 2008.
  3. Басовский Л.И. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов. — М.: Инфра-М, 2008.
  4. Белолипецкий В.Г. Финансовый менеджмент. — М.: КноРус, 2008.
  5. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: в 2-х т. — М.: Ника-Центр, 2007. — Т. 1.
  6. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. — М.: Дело, 2007.
  7. Бригхэм Ю.Ф., Эрхардт М.С. Финансовый менеджмент. — М.: СПб., Питер, 2007.
  8. Ван Хорн Дж. Основы современного финансового менеджмента. — М.: Вильямс ИД, 2007.
  9. Галицкая С. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия. — М.: Эксмо, 2008.
  10. Ермасова Е.Н. Финансовый менеджмент. — М.: Образование, 2008.
  11. Карасева И.М. Финансовый менеджмент. — М.: Омега-Л, 2008.
  12. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. — М.: Эксмо, 2008.
  13. Улина С.Л. Подходы к формированию финансового менеджмента в России // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — № 4.
  14. Финансовый менеджмент: теория и практика / под ред. Е.С. Стояновой. — М.: Перспектива, 2008.
  15. Финансовый менеджмент / под ред. Е.И. Шохина. — М.: КноРус, 2008.

Информация о работе Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента