Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:58, реферат
Финансовый менеджмент — вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики России.
Финансовый менеджмент и его структура 3
БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 7
список использованной литературы 15
Временная ценность
является объективно существующей характеристикой
денежных ресурсов. Смысл ее состоит
в том, что денежная единица, имеющаяся
сегодня, и денежная единица, ожидаемая
к получению через какое-то время,
не равноценны. Эта неравноценность
определяется действием трех основных
причин: инфляцией, риском неполучения
ожидаемой суммы и
Инфляция присуща практически любой экономике, причем бытовавшее в нашей стране в течение многих лет сугубо негативное отношение к этому процессу не вполне корректно. Происходящее в условиях инфляции перманентное обесценение денег, вызывает, с одной стороны, естественное желание их куда- либо вложить, т.е. в известной мере стимулирует инвестиционный процесс, а, с другой стороны, как раз отчасти и объясняет, почему различаются деньги, имеющиеся в наличии и ожидаемые к получению.
Вторая причина
различия — риск неполучения ожидаемой
суммы — также достаточно очевидна.
Любой договор, согласно которому в
будущем ожидается поступление
денежных средств, имеет ненулевую
вероятность быть неисполненным
вовсе или исполненным
Третья причина
— оборачиваемость —
Поскольку решения
финансового характера с
Концепция компромисса
между риском и доходностью состоит
в том, что получение любого дохода
в бизнесе чаще всего сопряжено
с риском, причем связь между этими
двумя взаимосвязанными характеристиками
прямо пропорциональная: чем выше
требуемая или ожидаемая
Категория риска в финансовом менеджменте принимается во внимание в различных аспектах: в приложении к оценке инвестиционных проектов, формированию инвестиционного портфеля, выбору тех или иных финансовых инструментов, принятию решений по структуре капитала, обоснованию дивидендной политики, оценке структуры затрат и др.
Деятельность любой компании возможна лишь при наличии источников ее финансирования. Они могут различаться по своей экономической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам мобилизации, продолжительности существования, степени управляемости, привлекательности с позиции тех или иных контрагентов и т.п. Однако, вероятно, наиболее важной характеристикой источников средств является стоимость капитала. Смысл концепции стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Не случайно количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.
В условиях рыночной
экономики большинство компаний
в той или иной степени связано
с рынком капитала. Крупные компании
и организации выступают там
и в роли кредиторов, и в роли
инвесторов, участие мелких фирм чаще
всего ограничивается решением краткосрочных
задач инвестиционного
Прежде всего
подчеркнем, что в приложении к
рынку капитала термин
«эффективность» понимается не в экономическом,
а в информационном плане, т.е. степень
эффективности рынка характеризуется
уровнем его информационной насыщенности
и доступности информации участникам
рынка. В научной литературе рассматриваемая
концепция известна как гипотеза эффективности
рынка (ЕМН).
Согласно этой гипотезе при полном и свободном доступе участников рынка к информации цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее реальной стоимости. В условиях эффективного рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно отражается на ценах на акции и другие ценные бумаги. Более того, эта информация поступает на рынок случайным образом, т.е. нельзя заранее предсказать, когда она поступит и в какой степени будет полезна.
Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении ряда условий.
1. Рынку свойственна множественность покупателей и продавцов.
2. Информация
становится доступной всем
3. Отсутствуют
трансакционные затраты,
4. Сделки, совершаемые
отдельным физическим или
5. Все субъекты
рынка действуют рационально,
стремясь максимизировать
6. Сверхдоходы
от сделки с ценными бумагами
как равновероятное
Очевидно, что не все из сформулированных условий выполняются в реальной жизни в полном объеме — информация не может быть равнодоступной, она не бесплатна, существуют налоги, затраты и т.п.
Безусловно, создание эффективного рынка, возможное в принципе, на практике нереализуемо. Ни один из существующих рынков ценных бумаг не признается аналитиками как эффективный в полном смысле этого слова, хотя существование слабой формы эффективности некоторых рынков подтверждается эмпирическими исследованиями.
Концепция асимметричной
информации тесно связана с концепцией
эффективности рынка капитала. Смысл
ее состоит в том, что отдельные
категории лиц могут владеть
информацией, недоступной всем участникам
рынка в равной мере. Если такое
положение имеет место, говорят
о наличии асимметричной
В известной
мере асимметричность информации способствует
и существованию собственно рынка
капитала. Каждый потенциальный инвестор
имеет собственное суждение по поводу
соответствия цены и внутренней стоимости
ценной бумаги, базирующееся чаще всего
на убеждении, что именно он владеет
некоторой информацией, возможно, недоступной
другим участникам рынка. Чем большее
число участников придерживается такого
мнения, тем более активно
Однако гипертрофированная
информационная асимметрия также противопоказана
рынку. Это хорошо продемонстрировано
в работе Дж. Акерлофа, посвященной
анализу рынка подержанных
Рынок капитала в принципиальном плане не слишком отличается от рынка товаров, однако некоторая информационная асимметрия является его непременным атрибутом, определяющим его специфику, поскольку этот рынок как никакой другой весьма чувствителен к новой информации. При определенных обстоятельствах влияние информации может иметь цепной характер и приводить к катастрофическим последствиям.
Концепция агентских
отношений становится актуальной в
условиях рыночных отношений по мере
усложнения форм организации бизнеса.
Большинству фирм, по крайней мере
тем, которые определяют экономику
страны, в той или иной степени
присущ разрыв между функцией владения
и функцией управления и контроля,
смысл которого состоит в том,
что владельцы компании вовсе
не обязаны вникать в тонкости
текущего управления ею. Интересы владельцев
компании и ее управленческого персонала
могут совпадать далеко не всегда;
особенно это связано с анализом
альтернативных решений, одно из которых
обеспечивает сиюминутную прибыль,
а второе — рассчитано на перспективу.
Выделяют и более дробные классификации
конфликтующих подгрупп управленческих
работников, каждая из которых отдает
приоритет своим групповым интересам.
Чтобы в известной степени нивелировать
возможные противоречия между целевыми
установками конфликтующих групп и, в
частности, ограничить возможность нежелательных
действий менеджеров исходя из собственных
интересов, владельцы компании вынуждены
нести так называемые агентские издержки.
Существование подобных издержек является
объективным фактором, а их величина должна
учитываться при принятии решений финансового
характера.
Одной из ключевых
концепций в финансовом менеджменте
является концепция альтернативных
затрат, или затрат упущенных возможностей
(opportunity cost). Смысл ее состоит в следующем.
Принятие любого решения финансового
характера в подавляющем большинстве
случаев связано с отказом от какого-то
альтернативного варианта. Например, можно
осуществлять транспортировку произведенной
продукции собственным транспортом, а
можно прибегнуть к услугам специализированных
организаций. В этом случае решение принимается
в результате сравнения альтернативных
затрат, выражаемых чаще всего в виде относительных
показателей.
Концепция альтернативных
затрат играет весьма важную роль в
оценке вариантов возможного вложения
капитала, использования производственных
мощностей, выбора вариантов политики
кредитования покупателей и др.
Альтернативные затраты, называемые также
ценой шанса, или ценой упущенных возможностей,
представляют собой доход, который могла
бы получить компания, если бы предпочла
иной вариант использования имевшихся
у нее ресурсов.
Особенно ярко концепция альтернативных затрат проявляется при организации систем управленческого контроля. С одной стороны, любая система контроля стоит определенных денег, т.е. связана с затратами, которых в принципе можно избежать; с другой стороны, отсутствие систематизированного контроля может привести к гораздо большим потерям.
Концепция временной
неограниченности функционирования хозяйствующего
субъекта имеет огромное значение не
только для финансового менеджмента,
но и для бухгалтерского учета. Смысл
ее состоит в том, что компания,
однажды возникнув, будет существовать
вечно. Безусловно, эта концепция
в известном смысле умозрительна
и условна, ибо все имеет свое
начало и свой конец и, кроме того,
уставными документами может
предусматриваться вполне ограниченный
срок функционирования конкретного
предприятия. В любой стране ежегодно
создается и одновременно ликвидируется
достаточно большое число различных
компаний; тем не менее в данном
случае речь идет не о каком-то конкретном
предприятии, а об идеологии развития
экономики путем создания самостоятельных
конкурирующих между собой
Информация о работе Предмет и структура финансового менеджмента