Политика управления оборотными активами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности рынка.

Работа содержит 1 файл

Политика управления оборотными активами.docx

— 22.92 Кб (Скачать)

Введение

Основной задачей  промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия. Предприятия  изготовляют продукцию в строгом  соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми заданиями  по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой  продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности  рынка.

Готовая продукция  является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.

Движение готовой  продукции в организации состоит  из двух основных стадий:

- поступление  готовой продукции на склад;

- отгрузки (отпуска)  готовой продукции покупателям  (заказчикам) в порядке реализации (продажи) или при ином ее  выбытии.

Объем производства и объем реализации продукции  являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного  спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем  продаж. Но по мере насыщения рынка  и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста  объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия. Поэтому  учет готовой продукции и анализ производства и реализации готовой  продукции является актуальным. 
 
 
 

Оценка  готовой продукции 
В настоящее время применяют следующие виды оценки готовой продукции: 
1) По фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции используется сравнительно редко, в основном на крупных предприятиях индивидуального производства, выпускающих оборудование и транспортные средства. Может применяться на предприятиях с ограниченной номенклатурой массовой продукции. 
2) По сокращенной (неполной) производственной себестоимости, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов; может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции. 
3) По оптовым ценам реализации. Оптовые цены используются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывают на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции был самым распространенным, поскольку позволял сопоставлять оценки продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества. 
4) По плановой (нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены. Обусловливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Однако если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции. Если же оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не соответствует оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом данного способа оценки готовой продукции является оценка по сокращенной плановой производственной себестоимости. 
5) По свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Используется при выполнении единичных заказов и работ. 
6) По свободным рыночным ценам - при учете товаров, реализуемых через розничную сеть. 
Стоит отметить, что при использовании в учете оптовых цен, плановой себестоимости и рыночных цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонение фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (реализованную) продукцию и готовую продукцию на складах. Это аудитору необходимо проверить в первую очередь. С этой целью составляют специальный расчет-таблицу с использованием средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам. 
Подобный расчет составляют и при использовании сокращенной производственной себестоимости. В этом расчете нет необходимости, если предприятие использует для учета выпуска продукции счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». 
На практике расчеты составляют по ОДНОРОДНЫМ группам товаров (примерно с одинаковой рентабельностью), что обеспечивает большую точность в расчетах отклонений. 
 
Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Этот счет используется предприятиями отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону также не отражают на счете 43 «Готовая продукция». Фактические затраты по ним списывают со счетов затрат на производство в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет 2 «Себестоимость продаж»).  
Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с использованием счета 40.  
При первом варианте, являющемся традиционным для нашей учетной практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 43 по фактической производственной себестоимости. Аналитический учет отдельных видов готовой продукции осуществляют, как правило, по учетным ценам (плановой себестоимости, оптовым ценам и др.) с выделением отклонений фактической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитическом счете. 
Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство». 
По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции, определяют отклонение фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно». 
Если готовая продукция полностью используется на самом предприятии, то ее можно приходовать по дебету счета 10 «Материалы» и других аналогичных счетов с кредита счета 20 «Основное производство». 
Сельскохозяйственные предприятия учитывают движение сельскохозяйственной продукции в течение года по плановой себестоимости, а по окончании года ее доводят до фактической себестоимости. 
Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают по учетным ценам с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счетов 45 «Товары отгруженные» или 90 «Продажи». По окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают с кредита счета 43 дополнительной проводкой или способом «красное сторно» на дебет счетов 45 или 90. 
Готовую продукцию, переданную другим предприятиям при реализации на комиссионных началах, списывают с кредита счета 43 на дебет счета 45 «Товары отгруженные». 
 
Особенности учета выпуска продукции при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» 
При использовании для учета затрат на производство продукции счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет готовой продукции осуществляют на счете 43 по нормативной или плановой себестоимости. 
По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту - нормативную или плановую себестоимость. 
Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40. 
Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» (субсчет 2 «Себестоимость продаж») и других счетов (10, 20, 21, 23, 28, 79). 
Сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой и списывают с кредита счета 40 в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет 2 «Себестоимость продаж»). При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывают дополнительной проводкой, а экономию - способом «красное сторно». Счет 40 закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату он не имеет. 
При использовании счета 40 отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам по готовой, отгруженной и реализованной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывают на счет 90 «Продажи». 
 
В бухгалтерском балансе готовую продукцию отражают: 
- по фактической производственной себестоимости (если не используется счет 40);  
- по учетной или плановой себестоимости (при использовании счета 40).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Планирование продаж готовой продукции

Успех на рынке  в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько  от планирования реализации продукции  предприятия. 
 
Планирование реализации продукции предприятия состоит в том, чтобы доводить товары до потребителя в том месте, в том количестве и такого качества, которые требуются. 
 
При планировании реализации продукции достижение целей производства происходит через оценку и удовлетворения требований потребителя. 
 
Хотя реализация продукции - завершающая стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, в рыночных условиях планирование реализации предшествует производственной стадии и состоит в изучении конъюнктуры рынка и производственных возможностей предприятия производить пользующуюся спросом (перспективную) продукцию и в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться планы снабжения и производства. Грамотно построенная система организации и контроля сбытовой деятельности способна обеспечить конкурентоспособность предприятия.

Основными задачами службы сбыта являются изучение спроса и установление тесных контактов  с потребителями продукции; поиск  наиболее эффективных каналов и  форм реализации, отвечающих требованиям  потребителей; обеспечение доставки продукции потребителю в нужное время; контроль за ходом реализации продукции в целях снижения коммерческих (внепроизводственных) издержек и ускорение оборачиваемости оборотных средств. 
 
Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий. Такими исследованиями в области сбыта являются исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений. 

Планирование  сбыта включает: изучение внешних  и внутренних условий; определение  целей; разработку прогнозов конъюнктуры  и спроса; подготовку прогнозов реализации товаров; составление планов поставок готовой продукции; планирование оптимальных  хозяйственных связей; отбор каналов  распределения товара; планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операции, рекламной деятельности; составление сметы расходов на менеджмент сбытом и распределением, планирование доходности. 
Начальным этапом планирования сбыта (как и других в системе маркетинговой деятельности предприятия) является изучение внешних и внутренних условий функционирования предприятия. В зависимости от изменений внешних условий возникает необходимость корректировки внутренних. 
 
 

 
 
Совершенствование планирования реализации продукции предусматривает: 
 
- повышение комплексности планирования; увязку прогнозов, планов реализации продукции с другими разделами общехозяйственных планов; планирование обеспечения проектных работ всеми видами ресурсов (рабочей силой, материалами, капитальными вложениями и т.д.);  
 
- совершенствование технико-экономического обоснования исследований и разработок, определение наиболее перспективных направлений с поставленной задачей концентрации сил на этих направлениях;  
 
- совершенствование методов плановых расчетов, применение методов нормативного планирования, основанных на использовании научно обоснованных нормативов. 
 
 
 

2.2 Операционный (производственный) леверидж и его эффект

Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости[9 c.135]. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Операционный леверидж - это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация) [5 c.211].

Понятие операционного левериджа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами[5 c.212]. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Решение этих задач  позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное  изменение прибыли. Это явление  называется эффектом операционного левериджа.

Например: Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10 млн. руб. при совокупных переменных затратах 8.3 млн.руб. и постоянных затратах 1.5 млн.руб. Прибыль = 0.2 млн.руб.

Предположим, что  в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10%, т.е. 11 млн.руб.

Постоянные расходы = 1.5 млн.руб.

Переменные расходы  увеличиваются на 10%, т.е. 8.3*1.1=9.13 млн.руб.

Прибыль от реализации = 0.37 млн.руб., т.е. 11-9.13-1.5.

Темп роста  прибыли (370/200)*100 = 185%.

Темп роста  выручки = 110%.

На каждый прирост  выручки мы имеем прирост прибыли 8.5%, т.е.

ЭОЛ = 85%/10% = 8.5%

Т.о. силу (эффект) оперативного левериджа можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж[10 c.299]:

 

,

,

,

где - физический объем продаж, р - цена, - выручка от реализации, - ставка переменных затрат на выпуск продукции, - постоянные затраты

1) ,

2)

Эти формулы  позволяют ответить на вопрос, насколько  чувствителен маржинальный доход (МД) к изменению объема производства и продаж, и насколько хватило бы МД не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.

Информация о работе Политика управления оборотными активами