Политика привлечения заемных средств на предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ.

1.1Понятие и сущность заемного капитала

1.2 Формы и виды привлечения заемных финансовых средств

1.3 Методы оптимизации общей потребности в капитале

2.ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИЕ

3. УПРАВЛЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО “ПАВЛОВСКГРАНИТ”

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФИН МЕН КУРСОВАЯ (2).docx

— 91.28 Кб (Скачать)

     Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия представляет собой процесс расчета реально  необходимого объема финансовых средств, которые могут быть эффективно использованы на первоначальной стадии его жизненного цикла.

     Оптимизация общей потребности в капитале создаваемого предприятия достигается  различными методами, основными из которых являются следующие.[8,стр.305]

     1. Балансовый метод оптимизации общей потребности в капитале основывается на определении необходимой суммы активов, позволяющих новому предприятию начать хозяйственную деятельность. Этот метод расчетов исходит из балансового алгоритма: общая сумма активов создаваемого предприятия равна общей сумме инвестируемого в него капитала.

     При использовании этого метода следует  учесть, что еще до начала формирования активов учредители предприятия  несут определенные предстартовые  расходы, связанные с разработкой  бизнес-плана, оформлением учредительных  документов и т.п. С учетом этих затрат расчет общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия  балансовым методом производится по следующей формуле:

     Пк = Па + Прк,

     где Пк — общая потребность в капитале для создания нового предприятия;

     Па — общая потребность в активах создаваемого предприятия,определенная на стадии разработки его бизнес-плана;

     Прк — предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала, связанные с созданием нового предприятия.

     2. Метод аналогий основан на установлении объема используемого капитала на предприятиях-аналогах. Предприятие-аналог для осуществления такой оценки подбирается с учетом его отраслевой принадлежности, региона размещения, размера, используемой технологии, начальной стадии жизненного цикла и ряда других факторов.[8,стр.310]

     Определение объема потребности в капитале создаваемого предприятия этим методом осуществляется по следующим основным этапам:

  • На первом этапе на основе проектируемых параметров создания и предстоящего функционирования предприятия определяются его наиболее существенные признаки (показатели), оказывающие влияние на формирование объема его капитала.
  • На втором этапе по установленным признакам (показателям) формируется предварительный перечень предприятий, которые могут потенциально выступать как аналоги создаваемого предприятия.
  • На третьем этапе осуществляется количественное сравнение показателей подобранных предприятий с ранее определенными параметрами создаваемого предприятия, влияющими на потребность в капитале. При этом рассчитываются корректирующие коэффициенты по отдельным сравниваемым параметрам.
  • На четвертом этапе с учетом корректирующих коэффициентов по отдельным параметрам оптимизируется общая потребность в капитале создаваемого предприятия.

     Характеризуя  этот метод оптимизации общей  потребности в капитале следует  отметить определенную сложность его  использования в силу недостаточных  возможностей адекватного подбора  предприятий-аналогов по всем значимым параметрам, формирующим объем необходимого капитала.

     3. Метод удельной капиталоемкости является наиболее простым, однако позволяет получить наименее точный результат расчетов. Этот расчет основывается на использовании показателя «капиталоемкость продукции», который дает представление о том, какой размер капитала используется в расчете на единицу произведенной (или реализованной) продукции. Он рассчитывается в разрезе отраслей и подотраслей экономики путем деления общей суммы используемого капитала (собственного и заемного) на общий объем произведенной (реализованной) продукции. При этом общая сумма используемого капитала определяется как средняя в рассматриваемом периоде.[10,стр.50]

     Использование данного метода расчета общей  потребности в капитале для создания нового предприятия осуществляется лишь на предварительных этапах, до разработки бизнес-плана. Этот метод дает лишь приблизительную оценку потребности в капитале, так как показатель среднеотраслевой капиталоемкости продукции существенно колеблется в разрезе предприятий под влиянием отдельных факторов. Основными из таких факторов являются:

  • размер предприятия;
  • стадия жизненного цикла предприятия;
  • прогрессивность используемой технологии;
  • прогрессивность используемого оборудования;
  • степень физического износа оборудования;
  • уровень использования производственной мощности предприятия и ряд других.

     Поэтому более точную оценку потребности  в капитале для создания нового предприятия  при использовании этого метода расчета можно получить в том  случае, если для вычисления будет  применен показатель капиталоемкости  продукции на действующих предприятиях-аналогах (с учетом вышеперечисленных факторов).

     Расчет  общей потребности в капитале вновь создаваемого предприятия на основе показателя капиталоемкости продукции осуществляется по следующей формуле:

     Пк = Кп * ОР + ПРк,

     где Пк — общая потребность в капитале для создания нового предприятия;

     Kп — показатель капиталоемкости продукции (среднеотраслевой или аналоговый);

     ОР  — планируемый среднегодовой  объем производства продукции;

     ПРк — предстартовые расходы и другие единовременные затраты капитала, связанные с созданием нового предприятия.

     Преимуществом этого метода оптимизации общей потребности в капитале создаваемого предприятия является то, что он автоматически задает показатели капиталоотдачи предприятия на стадии его функционирования.

     Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования. Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

     Полный  срок использования заемных средств  представляет собой период времени  с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:

  • срок полезного использования – это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;
  • льготный период – это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
  • срок погашения – это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

     Расчет  полного срока использования  заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов  исходя из целей использования и  сложившейся на финансовом рынке  практике установления льготного периода  и срока погашения.

     Средний срок использования заемных средств  представляет собой средний расчетный  период, в течение которого они  находятся в использовании на предприятии.

     Он  определяется по формуле:

     ССз = (СПз/2) + ЛП + (ПП/2),

     где:  
         ССз – средний срок использования заемных средств;

     СПз – срок полезного использования заемных средств;

     ЛП  – льготный период;

     ПП  – срок погашения.

     Средний срок использования заемных средств  определяется по каждому целевому направлению  привлечения этих средств, по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных  средств в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА.  

     Ресурсное обеспечение предприятия является необходимым условием его развития. Именно наличие финансовых ресурсов определяют возможности формирования заемного капитала на промышленных предприятиях. В связи с этим система управления формированием заемного капитала –  одно из важнейших функциональных направлений  в системе управления капиталом.

       Его функциональными подсистемами  являются привлечение финансовых ресурсов и оценка их эффективности. В целом финансовое управление формированием заемного капитала предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации финансовых решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия.

     На  первоначальном этапе формирования заемного капитала необходимо определиться с источниками и объемами привлечения  финансовых ресурсов, затем производится оценка эффективности определенного  источника привлечения ресурсов, оптимизация форм привлечения, оценка риска, связанного с формированием  капитала. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его стоимость (цена) и структура. Субъектная структура определяется в соответствии с внешними источниками  финансирования деятельности предприятия, которые включают в себя различные формы займов и кредитов.

     Обязательными условиями для эффективного управления формированием заемного капитала предприятия  являются: [10,стр.64]

     - осуществление реализации программы  привлечения предприятием заемных средств как единого комплекса, подчиненного единой стратегии.

     - развитие финансового (фондового,  кредитно-банковского) рынка и  его инфраструктуры, обеспечивающей  организацию движения финансовых  потоков, доступность финансовой  информации для принятия управленческих  решений.  
- развитие кредитного рынка, институтов общества, акционерной собственности и устойчивость денежного обращения.

     В целом процесс управления формированием  заемного капитала предприятия характеризуется: [7,стр.213]

     1) Направленностью действий управляющей системы на достижение конкретных целей. Перед тем, как привлекать заемный капитал, предприятие-заемщик должно четко определить цели и направления использования земных средств, сопоставить их эффективность и цену привлечения. И только после этого предприятие может начать осуществлять кредитно-займовые операции. Важность данного принципа состоит в том, что эффективность формы и условий привлечения заемного капитала зависят в первую очередь от целей, которые необходимо достичь.  
      2) Минимизацией транзакционных издержек привлечения заемных средств, при этом эффективность совокупности заемных средств, объединенных в рамках единой организационной структуры корпорации (или заемный капитал корпорации) должен быть выше эффективности альтернативных вложений заемных средств по отдельности. Только в этом случае целесообразно говорить о том, что данная организационная структура корпорации эффективна для кредитно-займовых операций.  
        3) Комплексностью процесса управления заемным капиталом, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль этапов привлечения и использования заемных средств.

     4) Неопределенностью в реализации  стратегии кредитно-займовых операций. Реализация стратегии привлечения  заемных средств происходит в  неопределенной внешней среде,  ошибки неизбежны и естественны,  поэтому управление должно быть  гибким, уметь приспосабливаться,  уметь изменяться, когда обстановка  неожиданно меняется.

     5) Единством перспективного и текущего  планирования потребностей (с учетом  своих возможностей) в привлечении  заемных средств предприятия  обеспечивает непрерывность и  помогает коммерческим организациям  справиться с неопределенностью.  Их единство определяет устойчивость  развития предприятия, а также  точность прогнозирования и планирования  управляемой системы заемного  капитала.  

Информация о работе Политика привлечения заемных средств на предприятие