Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:55, реферат
Название писательской организации МАССОЛИТ придумано Булгаковым по аналогии с аббревиатурами вроде РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МОДПИК (Московское общество драматургов, писателей и композиторов), МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драматургии) и т. п. В МАССОЛИТе числится 3111 членов, он единолично владеет и Домом Грибоедова, и писательским поселком Перелыгино (вызывающим ассоциацию с реальным писательским поселком Переделкино), членский билет МАССОЛИТа сделан из дорогой кожи, с золотой каймой и «известен всей Москве» — с этой точки зрения МАССОЛИТ больше напоминает Союз советских писателей, который был создан в 1934 году после роспуска всех литературных группировок и объединил около 3 тысяч литераторо
ПИСАТЕЛИ И ПИСАТЕЛЬСКИЙ
БЫТ В РОМАНЕ
Название
писательской организации МАССОЛИТ придумано
Булгаковым по аналогии с аббревиатурами
вроде РАПП (Российская ассоциация пролетарских
писателей), МОДПИК (Московское общество
драматургов, писателей и композиторов),
МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической
драматургии) и т. п. В МАССОЛИТе числится
3111 членов, он единолично владеет и Домом
Грибоедова, и писательским поселком Перелыгино
(вызывающим ассоциацию с реальным писательским
поселком Переделкино), членский билет
МАССОЛИТа сделан из дорогой кожи, с золотой
каймой и «известен всей Москве» — с этой
точки зрения МАССОЛИТ больше напоминает
Союз советских писателей, который был
создан в 1934 году после роспуска всех литературных
группировок и объединил около 3 тысяч
литераторов.
МАССОЛИТ
располагается в Доме
В
доме Герцена был и ресторан,
но с открытым доступом и
отнюдь не роскошной кухней. Большим
комфортом отличались
Булгаков
создает собирательный образ
закрытого ресторана для
Нравы
литераторов, изображенные в
Разгромные
рецензии на роман Мастера
отражают стилистику советской
критики: шельмование и
Председатель
(секретарь) МАССОЛИТа Берлиоз — типичный
советский функционер, руководящий литературой
согласно линии партии и разъясняющий
писателям, что и как они должны писать.
Иванушка Бездомный — образ более сложный.
Псевдоним Ивана Бездомного образован
по шаблону: Максим Горький, Демьян Бедный,
были поэты Голодный, Беспощадный, Приблудный,
Безыменский (который использовал образ
белогвардейского полковника Алексея
Турбина в своей комедии «Выстрел»). В
начале романа Бездомный — типичный комсомольский
поэт, громящий в стихах чуждую идеологию
и обличающий своих «мелкобуржуазных»
собратьев по перу (разговор с Рюхиным).
Его стихи имеют успех, его портрет помещен
в «Литературной газете» (издавалась с
1929 года). Удачливая карьера идеологически
правильного поэта прерывается встречей
с Воландом и Мастером — Иванушка не просто
перестает писать агитки, он совсем перестает
писать стихи.
Бездарный Рюхин изображен в чем-то проще, а в чем-то трагичнее бросившего писать стихи Иванушки. Исследователи полагают, что Рюхин отчасти отражает черты В. В. Маяковского, отношение к которому Булгакова было крайне сложным. Маяковский постоянно критиковал Булгакова за мещанство и устарелость, а Булгаков с трудом переносил искусство левых. Поэт Рюхин, впав в депрессию после обвинений Иванушки, разговаривает с памятником Пушкину, обзывая Дантеса белогвардейцем, — это очевидная пародия на стихотворение Маяковского «Юбилейное» (1924), в котором автор интересовался, чем занимался Дантес до семнадцатого года. После тяжких мучений Рюхин наконец формулирует: «Не верю я ни во что из того, о чем пишу!» (фраза была изъята советской цензурой из первой публикации в СССР). Неизвестно, знал ли Булгаков о том подавленном состоянии Маяковского в последние годы его жизни (в воспоминаниях Ю. Анненкова сохранилась фраза Маяковского: «...я уже перестал быть поэтом. <...> Теперь я... чиновник»), но очевидно, что самоубийство Маяковского стало для Булгакова потрясением. Рассказывая Иванушке о своей судьбе, Мастер «говорил что-то про косой дождь» — видимо, это цитата из стихотворения Маяковского «Домой» (1926):
Я
хочу
быть понят своей страной,
а не буду понят, —
по родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.
Возможно,
в романе есть еще одна
Уже
второй,
должно быть, ты легла,
А
может быть,
Я
не спешу.
И молниями телеграмм
мне
незачем
тебя
Облик
Маяковского словно расщеплен
на чиновника от поэзии