Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:12, реферат
Пенсионный рынок Казахстана является на сегодня одной из наиболее динамично развивающихся в социально-экономической системе страны. Вместе с тем 11 лет его функционирования позволяют сделать определенные выводы о существовании множества нерешенных и дискуссионных проблем, возникших в течение всего срока действия, и вопросов по ее адаптации к условиям казахстанской экономики. Среди них недостаточность накопленных средств пенсионеров для обеспечения нормальных условий жизни в послетрудовой период, н
Министерство науки и образования Республики Казахстан
Международная
Бизнес Академия
Отчет по дисциплине: Финансовые рынки и посредники.
НА ТЕМУ:
Пенсионный
рынок Республики
Казахстан
Выполнила: Ст.Гр МН-08
Найдюк.А.С
Проверила :Штели.В.П.
Караганда 2011.
Пенсионный
рынок Казахстана является на сегодня
одной из наиболее динамично развивающихся
в социально-экономической
Прошедший год стал испытанием для всей финансовой системы Республики Казахстан, в том числе и для отечественной накопительной пенсионной системы.
Нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках и высокая волатильность ценных бумаг, обращающихся на внутреннем и иностранных фондовых рынках, повлекли существенное сокращение доходов всех инвесторов, включая накопительные пенсионные фонды.
На 1 января текущего года в республике функционировали 14 накопительных пенсионных фондов, общая сумма пенсионных накоплений которых на начало 2009 года составила 1.420,00 млрд.тенге. При этом 72% от общего размера пенсионных накоплений приходится на 4 крупнейших накопительных пенсионных фонда: НПФ «ГНПФ», НПФ «БТА Казахстан», НПФ Народного Банка и НПФ «УларУмит».
По
сравнению с аналогичным
По понятным причинам наблюдалось сокращение пенсионных накоплений в течение октября 2008 года на 2,8%. Этот месяц характеризовался наибольшим обвалом цен на акции.
Сумма
«чистого» инвестиционного
С июня
2008 года наблюдается сокращение чистого
инвестиционного дохода накопительных
пенсионных фондов. Наиболее резкое снижение
зафиксировано в октябре 2008 года,
когда чистый инвестиционный доход
сократился на 18%. В ноябре и декабре,
как по размеру пенсионных накоплений,
так и по размеру чистого
Но в целом, показатель чистого инвестиционного дохода накопительных пенсионных фондов в 2008 году снизился на 9,5%.
Ухудшились и показатели, характеризующие финансовое состояние накопительных пенсионных фондов.
В результате
переоценки финансовых инструментов,
входящих в состав пенсионных и собственных
активов накопительных
По состоянию на 01 декабря 2008 года:
- 7 (из
14) накопительных пенсионных
- 1 (из
4) организация, осуществляющая
- 1 накопительный пенсионный фонд (НПФ «УларУмит») не выполнил требование по обеспечению минимальной доходности и будет осуществлять восстановление разницы между показателем номинальной доходности и минимальным значением доходности.
В январе текущего года ситуация несколько улучшилась. По состоянию на 1 января 2009 года:
- все
накопительные пенсионные
- 1 (из
4) организация, осуществляющая
- 1 накопительный пенсионный фонд (НПФ «УларУмит») не выполнил требование по обеспечению минимальной доходности и до 01 февраля текущего года был вынужден восстановить разницу между показателем номинальной доходности и минимальным значением доходности.
Происходящие
на финансовом рынке изменения потребовали
от Агентства усиления надзора за
деятельностью накопительных
- увеличения
количества проведения
- осуществления
дистанционного надзора,
- совершенствования
нормативных правовых актов
По результатам дистанционного надзора, а также проведенных проверок накопительных пенсионных фондов, Агентством были применены следующие санкции и меры воздействия к НПФ и ООИУПА:
- вынесено 14 письменных предписаний;
- затребовано 23 писем-обязательств;
- составлено
одно письменное соглашение об
устранение нарушений и
- наложено
8 административных взысканий в
отношении трех накопительных
пенсионных фондов и одного
должностного лица
- отозвано согласие на назначение (избрание) на должность руководящего работника накопительного пенсионного фонда.
По требованию Агентства некоторыми НПФ и ООИУПА были осуществлены следующие мероприятия:
- увеличение
уставного капитала
- пересмотр
инвестиционной политики и
- обеспечение
согласования с Фондом всех
инвестиционных решений,
- изменение
состава инвестиционного
Одной из самых значительных из антикризисных мер стало принятие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы», основными нововведениями которого являются:
- введение
системы раннего реагирования
со стороны уполномоченного
- расширение
компетенции уполномоченного
- повышение
ответственности руководящих
Механизм функционирования системы мер раннего реагирования заключается в следующем:
Уполномоченный орган осуществляет анализ деятельности НПФ и ООИУПА для выявления факторов, влияющих на ухудшение их финансового положения, среди которых:
- систематическое
снижение коэффициента
- систематическое
снижение коэффициента
- иные
факторы, влияющие на
Следует отметить, что меры раннего реагирования должны применяться в тех случаях, когда НПФ и ООИУПА еще не нарушили требования законодательства РК, но в результате их деятельности наблюдается ухудшение финансовых показателей.
В случае выявления указанных факторов уполномоченный орган направляет в НПФ или ООИУПА, или в адрес их акционеров, требование в письменной форме по представлению плана мероприятий, предусматривающего:
- изменение организационной структуры;
- отстранение
от должности руководящих
- изменение
состава инвестиционного
- передачу
пенсионных активов в
- увеличение собственного капитала;
- проведение
реструктуризации
Реализация
согласованного плана подлежит мониторингу
со стороны уполномоченного
Неоднозначность сегодняшней ситуации на финансовом рынке и большое внимание со стороны средств массовой информации к данному сектору экономики требует повышения прозрачности инвестиционной деятельности НПФ и ООИУПА и предоставления вкладчику большего объема информации о структуре инвестиционного портфеля НПФ, для того, чтобы он мог оценить риски, связанные с инвестиционной политикой того или иного фонда.
С этой целью Агентством установлено обязательство НПФ предоставлять по заявлению вкладчика информацию, раскрывающую структуру инвестиционного портфеля с указанием наименования и количества ценных бумаг в портфеле, а также процентного соотношения размера инвестиций в данные ценные бумаги.
Помимо
указанных мер в части