Пенсионный рынок Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:12, реферат

Описание работы

Пенсионный рынок Казахстана является на сегодня одной из наиболее динамично развивающихся в социально-экономической системе страны. Вместе с тем 11 лет его функционирования позволяют сделать определенные выводы о существовании множества нерешенных и дискуссионных проблем, возникших в течение всего срока действия, и вопросов по ее адаптации к условиям казахстанской экономики. Среди них недостаточность накопленных средств пенсионеров для обеспечения нормальных условий жизни в послетрудовой период, н

Работа содержит 1 файл

фини р.docx

— 19.00 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования Республики Казахстан

Международная Бизнес Академия 
 
 
 

Отчет по дисциплине: Финансовые рынки  и посредники.

НА ТЕМУ:

Пенсионный  рынок Республики Казахстан 
 
 
 
 
 

Выполнила: Ст.Гр МН-08

Найдюк.А.С

Проверила :Штели.В.П. 
 

Караганда 2011.

     Пенсионный  рынок Казахстана является на сегодня  одной из наиболее динамично развивающихся  в социально-экономической системе  страны. Вместе с тем 11 лет его  функционирования позволяют сделать  определенные выводы о существовании  множества нерешенных и дискуссионных  проблем, возникших в течение  всего срока действия, и вопросов по ее адаптации к условиям казахстанской экономики. Среди них недостаточность накопленных средств пенсионеров для обеспечения нормальных условий жизни в послетрудовой период, нерешенность гендерных проблем (разная продолжительность жизни, неравенство в оплате труда и, как следствие, в размерах пенсий у мужчин и женщин), проблемы производственной инвалидности и др. Вместе с тем, государством предусматриваются меры по совершенствованию проблем пенсионного обеспечения. Так, с 2004 года введено понятие пенсионный аннуитета, который дает право выхода на пенсию и в 55 лет при наличии пенсионного накопления.

     Прошедший год стал испытанием для всей финансовой системы Республики Казахстан, в  том числе и для отечественной  накопительной пенсионной системы.

     Нестабильная  ситуация на мировых финансовых рынках и высокая волатильность ценных бумаг, обращающихся на внутреннем и иностранных фондовых рынках, повлекли существенное сокращение доходов всех инвесторов, включая накопительные пенсионные фонды.

     На 1 января текущего года в республике функционировали 14 накопительных пенсионных фондов, общая сумма пенсионных накоплений которых на начало 2009 года составила 1.420,00 млрд.тенге. При этом 72% от общего размера пенсионных накоплений приходится на 4 крупнейших накопительных пенсионных фонда: НПФ «ГНПФ», НПФ «БТА Казахстан», НПФ Народного Банка и НПФ «УларУмит».

     По  сравнению с аналогичным показателем  предыдущего года увеличение общей  суммы пенсионных накоплений, аккумулированных накопительными пенсионными фондами, составляет 17,58 %.Средний ежемесячный прирост пенсионных накоплений за 2008 год составил 1,5%.

     По  понятным причинам наблюдалось сокращение пенсионных накоплений в течение  октября 2008 года на 2,8%. Этот месяц характеризовался наибольшим обвалом цен на акции.

     Сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов, зачисленная на счета вкладчиков и получателей, по состоянию на 1 января 2009 года составила 306,9 млрд. тенге.

     С июня 2008 года наблюдается сокращение чистого  инвестиционного дохода накопительных  пенсионных фондов. Наиболее резкое снижение зафиксировано в октябре 2008 года, когда чистый инвестиционный доход  сократился на 18%. В ноябре и декабре, как по размеру пенсионных накоплений, так и по размеру чистого инвестиционного  дохода, ситуация отчасти стабилизировалась.

     Но  в целом, показатель чистого инвестиционного  дохода накопительных пенсионных фондов в 2008 году снизился на 9,5%.

     Ухудшились  и показатели, характеризующие финансовое состояние накопительных пенсионных фондов.

     В результате переоценки финансовых инструментов, входящих в состав пенсионных и собственных  активов накопительных пенсионных фондов, снизились показатели достаточности  собственного капитала Фондов и доходности пенсионных активов.

     По  состоянию на 01 декабря 2008 года:

     - 7 (из 14) накопительных пенсионных фондов  не выполнили требования по  размеру коэффициента достаточности  капитала (К1);

     - 1 (из 4) организация, осуществляющая инвестиционное  управление пенсионными активами, не выполнила требования по размеру коэффициента достаточности капитала (К1);

     - 1 накопительный  пенсионный фонд (НПФ «УларУмит») не выполнил требование по обеспечению минимальной доходности и будет осуществлять восстановление разницы между показателем номинальной доходности и минимальным значением доходности.

     В январе текущего года ситуация несколько улучшилась. По состоянию на 1 января 2009 года:

     - все  накопительные пенсионные фонды  выполнили требования по размеру коэффициента достаточности капитала (К1);

     - 1 (из 4) организация, осуществляющая инвестиционное  управление пенсионными активами, не выполнила требования по размеру коэффициента достаточности капитала (К1);

     - 1 накопительный  пенсионный фонд (НПФ «УларУмит») не выполнил требование по обеспечению минимальной доходности и до 01 февраля текущего года был вынужден восстановить разницу между показателем номинальной доходности и минимальным значением доходности.

     Происходящие  на финансовом рынке изменения потребовали  от Агентства усиления надзора за деятельностью накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, посредством:

     - увеличения  количества проведения комплексных  инспекторских проверок накопительных пенсионных фондов, среди которых такие фонды, как НПФ Народного Банка, ГНПФ, НПФ «Грантум», НПФ «Аманат Казахстан»;

     - осуществления  дистанционного надзора, мониторинга  финансового состояния данных  организаций в целях проведения  мероприятий в рамках системы мер раннего реагирования;

     - совершенствования  нормативных правовых актов Агентства,  регламентирующих деятельность НПФ и ООИУПА, в том числе, в части изменения условий инвестирования пенсионных активов.

     По  результатам дистанционного надзора, а также проведенных проверок накопительных пенсионных фондов, Агентством были применены следующие санкции и меры воздействия к НПФ и ООИУПА:

     - вынесено 14 письменных предписаний;

     - затребовано  23 писем-обязательств;

     - составлено  одно письменное соглашение об  устранение нарушений и недостатков,  выявленных в результате проверок;

     - наложено 8 административных взысканий в  отношении трех накопительных  пенсионных фондов и одного  должностного лица накопительного пенсионного фонда;

     - отозвано  согласие на назначение (избрание) на должность руководящего работника накопительного пенсионного фонда.

     По  требованию Агентства некоторыми НПФ  и ООИУПА были осуществлены следующие мероприятия:

     - увеличение  уставного капитала посредством  увеличения количества объявленных  акций и их размещения;

     - пересмотр  инвестиционной политики и реструктуризация  пенсионного портфеля, посредством:  использования умеренно-консервативной  инвестиционной политики; увеличения доли государственных ценных бумаг в портфелях накопительных пенсионных фондов; установления ограничений на приобретение финансовых инструментов, подверженных высокой степени риска (акции казахстанских и иностранных компаний, обращающиеся на местном и международных фондовых рынках); частичного или полного (по ситуации) прекращения работы по операциям «Обратное РЕПО», сокращение сроков операций «РЕПО»; увеличение размера активов, размещенных во вклады в банках второго уровня, соответствующих разрешенному перечню инвестирования;

     - обеспечение  согласования с Фондом всех  инвестиционных решений, принимаемых  ООИУПА в отношении пенсионных  активов данного Фонда;

     - изменение  состава инвестиционного комитета  ООИУПА.

     Одной из самых значительных из антикризисных  мер стало принятие Закона Республики Казахстан «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы», основными  нововведениями которого являются:

     - введение  системы раннего реагирования  со стороны уполномоченного органа, предусматривающей принятие определенных  мер в случае ухудшения показателей, характеризующих финансовое состояние накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами;

     - расширение  компетенции уполномоченного органа  при неисполнении акционерами  НПФ и ООИУПА требований по  улучшению финансового состояния;

     - повышение  ответственности руководящих работников  НПФ и ООИУПА и их акционеров. В частности: предусмотрена уголовная  ответственность крупных участников физических лиц, первого руководителя крупного участника - юридического лица, руководителей НПФ за действие (бездействие), приведшее к банкротству НПФ; введено обязательство крупного участника открытого накопительного пенсионного фонда, владеющего более 25% голосующих акций фонда, принимать меры по капитализации фонда.

     Механизм  функционирования системы мер раннего  реагирования заключается в следующем:

     Уполномоченный  орган осуществляет анализ деятельности НПФ и ООИУПА для выявления  факторов, влияющих на ухудшение их финансового положения, среди которых:

     - систематическое  снижение коэффициента достаточности  собственного капитала;

     - систематическое  снижение коэффициента номинального  дохода;

     - иные  факторы, влияющие на ухудшение  финансового положения НПФ и  ООИУПА.

     Следует отметить, что меры раннего реагирования должны применяться в тех случаях, когда НПФ и ООИУПА еще не нарушили требования законодательства РК, но в результате их деятельности наблюдается ухудшение финансовых показателей.

     В случае выявления указанных факторов уполномоченный орган направляет в НПФ или ООИУПА, или в адрес их акционеров, требование в письменной форме по представлению плана мероприятий, предусматривающего:

     - изменение  организационной структуры;

     - отстранение  от должности руководящих работников;

     - изменение  состава инвестиционного комитета;

     - передачу  пенсионных активов в управление  другой организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;

     - увеличение  собственного капитала;

     - проведение  реструктуризации инвестиционного  портфеля и другие меры.

     Реализация  согласованного плана подлежит мониторингу  со стороны уполномоченного органа. Помимо мер, предусмотренных Законом, в течение прошлого года Агентством были внесены значительные корректировки в сложившуюся систему регулирования деятельности НПФ и ООИУПА. В связи с нарастанием рисков, связанных с инвестированием пенсионных активов, была изменена методика расчета коэффициента достаточности собственного капитала. Данный показатель напрямую стал зависим от рисков, присущих финансовым инструментам, приобретаемым в инвестиционный портфель НПФ. Также, в целях обеспечения сохранности пенсионных накоплений были внесены изменения в порядок инвестирования пенсионных активов. В частности, были включены ценные бумаги, выпускаемых АО «Самрук - Казына» в перечень финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов, а также, установлены ограничения на совершение операций, подверженных риску не возврата инвестированных средств, например, операции «РЕПО».

     Неоднозначность сегодняшней ситуации на финансовом рынке и большое внимание со стороны средств массовой информации к данному сектору экономики требует повышения прозрачности инвестиционной деятельности НПФ и ООИУПА и предоставления вкладчику большего объема информации о структуре инвестиционного портфеля НПФ, для того, чтобы он мог оценить риски, связанные с инвестиционной политикой того или иного фонда.

     С этой целью Агентством установлено обязательство  НПФ предоставлять по заявлению вкладчика информацию, раскрывающую структуру инвестиционного портфеля с указанием наименования и количества ценных бумаг в портфеле, а также процентного соотношения размера инвестиций в данные ценные бумаги.

     Помимо  указанных мер в части деятельности НПФ, были приняты меры по ужесточению  контроля за формированием справедливой рыночной цены на финансовые инструменты, обращающиеся на организованном рынке, в частности, усилен контроль за манипуляционными сделками и определены случаи приостановления торгов с ценными бумагами. 

Информация о работе Пенсионный рынок Республики Казахстан