Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:57, методичка
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года подчеркивается актуальность определенных на 2008-2010 годы стратегических ориентиров на среднесрочную перспективу - содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Необходимым условием такого развития является внедрение финансового менеджмента, инструменты и процедуры которого обеспечивают результативность использования бюджетных средств и охватывают все элементы бюджетного процесса.
Рис. 1.2. Распределение полномочий и обязанностей внутри ведомства: лучшая практика
Необходимо установить четкие правила, регулирующие отношения в сфере финансового менеджмента между различными уровнями иерархической структуры государственных органов, в том числе отчетность и обмен информацией. Для обеспечения эффективного функционирования системы управленческой подотчетности в министерства и ведомствах назначается руководитель, который будет непосредственно подотчетен высшим органам исполнительной и законодательной власти, отвечая за организацию и качество финансового менеджмента в своей организации. В странах, где министр является политической фигурой, этот руководитель в министерствах занимает высшую исполнительную должность. Для выполнения своих функций он должен быть наделен соответствующими полномочиями и обладать высокой степенью управленческой свободы, чтобы эффектно управлять различными системами возглавляемой им организации и контролировать их действие в целях достижения наилучших результатов в рамках имеющихся ресурсов. К его функциям также относится обеспечение оптимального делегирования полномочий и обязанностей по финансовому менеджменту на основе законодательства и с учетом специфики деятельности организации.
В последние годы в ходе осуществляемой в России бюджетной реформы развитию финансового менеджмента уделяется большое внимание. В 2006-2007 годах на экспериментальной основе Минфином России проводилась оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета. С 2008 года такая оценка внедрена на постоянной основе.
Мониторинг качества финансового менеджмента строится на основе годового и ежеквартального мониторинга. Годовой мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета проводится по двум направлениям и состоит из мониторинга в части исполнения федерального бюджета за отчетный финансовый год и мониторинга в части документов, используемых при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ежеквартальный мониторинг проводится по данным первого квартала, первого полугодия и девяти месяцев текущего финансового года нарастающим итогом с начала года.
Отчет о результатах годового мониторинга качества финансового менеджмента представляется Минфином России до 1 сентября текущего года в Правительство Российской Федерации и размещается на официальном сайте Минфина в сети Интернет.
В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, к 2008 году была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора. В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты. Упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг. Более чётко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчётности.
Названные
преобразования создали благоприятные
условия для повышения качества
финансового менеджмента в
С 2009 года вступят в силу принятые в 2007 году поправки к Бюджетному кодексу Российской Федерации в части бюджетного планирования, формирования долгосрочных целевых программ, формирования и финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий. Поэтому в 2009-2011 годах предстоит обеспечить дальнейшее развитие инструментов бюджетной политики: внедрение долгосрочного бюджетного планирования, формирование системы мониторинга эффективности бюджетных расходов, переход к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. Предстоит ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения. Следует также обеспечить взаимосвязь инструментов бюджетного планирования: – Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.
Решение задач, сформулированных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, означает необходимость дальнейшего развития финансового менеджмента во всех звеньях бюджетного сектора, наполнение новым содержанием его процессов и процедур.