Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:56, контрольная работа
Последние несколько лет популяризации бюджетирования уделялось большое влияние. Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
Контрольная работа
по курсу: БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЕ
на тему: «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ»
Выполнила: Алешова М.А.
студент заочного обучения,
Владимир, 2012г
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ………………………………..4
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Стремление работать с максимальной экономической отдачей заставляет сегодня многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование.
На сегодняшний день коммерческие организации хозяйствуют на свой страх и риск. Как отследить затраты и доходы на предприятии? Какой должна быть система учета, планирования, анализа и контроля, чтобы стать надежным инструментом для принятия верных управленческих решений? Как спрогнозировать сегодня, что будет с компанией завтра?
Последние несколько лет популяризации бюджетирования уделялось большое влияние. Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные.
В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
Почему компании переходят на бюджетное управление? В современных организациях многие задачи могут быть реализованы в системе управленческого анализа - внутреннего экономического анализа, нацеленного на оценку как прошлых, так и будущих результатов хозяйствования структурных подразделений организации.
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Бюджетирование - это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами. [1]
В современных условиях бюджетирование начинает играть ключевую роль в деятельности предприятия. Основная причина этого состоит в том, что время сверхприбылей прошло и менеджмент должен, образно говоря, «считать каждую копейку». Для руководства многих компаний бюджетирование действительно становится насущной потребностью» как раньше говорили, назревшей необходимостью. По-другому просто не получается работать. Непонятно, сколько фирма зарабатывает. И если бухгалтерия показывает прибыль, то почему нет денег? Почему компанию постоянно лихорадит необходимость кредитоваться, и когда уже можно стать финансово самодостаточным, хотя бы в операционной деятельности? Этот и другие подобные вопросы часто задают собственники топ-менеджменту и вынуждают его уделять большое внимание постановке на фирме подробного финансового планирования.
Для других компаний желание ввести систему бюджетирования определяется твердой убежденностью в том, что надо повысить финансовую дисциплину на фирме. Бюджет принят - значит, его надо выполнить; «шаг вправо, шаг влево недопустим». Чисто формально управлять в подобном формате достаточно просто. Менеджмент начинает походить на армию.
Наконец встречаются компании, руководство которых бюджетирование воспринимает как «хит сезона». Раз о нем все говорят, значит, это важно. Значит, надо у себя «завести бюджетирование». Потом, в конечном итоге, все подучается вполне неплохо. От соображения «хит сезона» менеджмент предприятия переходит к ощущению действительной полезности бюджетирования.
К финансовому планированию необходимо относится системно. Финансовое планирование - это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых, ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами являются:
• анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;
• прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;
• обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);
• оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.
Рабочим форматом финансового планирования является бюджет. Мы не будем стремиться к лаконичному определению термина «бюджет», с практической точки зрения в этом не много пользы. Сформулируем перечень задач, которые должна решать система бюджетирования.
• Задача анализа и синтеза бизнеса, которая включает осмысление бизнеса, постановку целей развития и анализ альтернатив.
• Задача финансового учета - вынуждает учитывать и обдумывать действия, совершенные ранее, и этим помогает принимать верные решения в будущем.
• Задача финансового планирования — предполагает составление более или менее подробных планов и, тем самым, дает возможность обдумывать будущее.
• Задача финансового контроля — дает возможность сравнивать поставленные цели и полученные результаты, выявлять слабые и сильные стороны бизнеса.
• Мотивационная задача - обеспечивает участие различных менеджеров в выработке планов, ясность целей, наказание за срыв, поощрение за перевыполнение.
• Коммуникационная задача — согласование планов подразделений, поиск компромиссов, закрепление ответственности исполнителей координация функциональных блоков планирования.
Составлять финансовые планы необходимо для того, чтобы:
• знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;
• добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;
• наконец, предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные мероприятия по их снижению.
В настоящее время, используя западные технологии планирования деятельности, большинство отечественных компаний оставляют элементы старой «советской» системы, допуская следующие типичные ошибки:
• отсутствует связь между стратегическим и текущим планированием;
• процесс планирования нередко начинается с производства, а не с изучения потребности рынка в конкретном продукте;
• при планировании преобладает затратный метод ценообразования, без учета спроса на продукцию;
• не производится анализ безубыточности продаж и формирование товарного портфеля на основании прибыльности отдельных продуктов;
• экономическое планирование не доводится до финансового и поэтому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия.
Почти все эти недостатки связаны с медлительностью перехода от старой экономической системы к новой. Невозможно организовать эффективное финансовое планирование, добавив к существующей системе отдельные элементы западных технологий. Необходимо менять всю систему и переориентировать работу в соответствии с западными стандартами ведения бизнеса, адаптировав их под специфику работы отечественных компаний.[2]
Система бюджетирования основывается на следующих основных принципах:
1. Единство бюджетной системы – этот принцип означает единство:
а) нормативной базы;
б) бюджетной документации;
в) санкций и стимулов;
г) методологии формирования и использования средств;
2. Существование границ доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Означает закрепление видов доходов и обязанностей за соответствующими субъектами управления;
3. Самостоятельность бюджетов. Этот принцип предполагает:
а) право органов управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
б) наличие собственных источников доходов у субъектов управления;
в) право органов управления самостоятельно осуществлять расходование средств;
г) недопустимость использования доходов, полученных дополнительно в ходе исполнения бюджета, сумм экономии и т. д.;
д) недопустимость расходования средств других бюджетов для покрытия непредвиденных расходов бюджета;
4. Всестороннее отражение доходов и расходов бюджетов. Означает, что все доходы и расходы нужно воспроизводить в бюджете. Кроме того, для полноты картины необходима детализация группы доходов и расходов для выявления направлений денежных потоков и видов издержек предприятия;
5. Сбалансированность бюджета. Подразумевает равенство между суммой расходов и суммой доходов, включая дополнительное финансирование на покрытие дефицита бюджета, т. е. обязательным условием успешного функционирования финансово-хозяйственной деятельности является наличие финансовых ресурсов, при недостатке которых не все расходы могут быть оплачены, что может привести к нежелательным последствиям;
6. Бездефицитность бюджета. Принцип отсутствия дефицита бюджета, т. е. формирование бюджета таким образом, чтобы расходы предприятия не превышали его доходы. В случае возникновения такой ситуации необходимо закладывание в бюджет дополнительных источников финансирования;
7. Эффективность и экономность использования бюджетных средств. Означает, что при исполнении бюджета необходимо руководствоваться правилами разумного расходования средств, стремясь по возможности минимизировать расходы;
8. Достоверность бюджета. Означает реалистичный, наиболее точный подход к составлению бюджета, т. е. плановые данные, отраженные в бюджете, должны иметь наименьший процент отклонений от фактических показателей, быть максимально надежными. Для выполнения данного принципа необходим ответственный подход и эффективный управленческий аппарат. От составления бюджетов центрами финансовой ответственности напрямую зависит достоверность генерального бюджета.
9. Принцип планирования трех форм отчетности.
Предполагает, что система бюджетирования Общества основана на планировании и контроле трех бюджетных форм: отчет о прибылях и убытках,
отчет о движении денежных средств (прямой метод), баланс.
Все эти формы должны быть спланированы и утверждены Бюджетно-инвестиционным комитетом Общества одновременно и являются неотъемлемой частью системы бюджетного планирования.
Планирование трех форм бюджетной отчетности осуществляется на основе (консолидации) планов, которые готовятся на уровне бюджетных единиц Общества.
10. Макро планирование по принципу "сверху вниз"
Планирование (процесс планирования) осуществляется по принципу "сверху вниз", целью которого является обеспечение взаимосвязи между стратегией развития отрасли, стратегией развития Общества и бюджетом.