Операционный анализ в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсового проекта является поиск наиболее выгодного сочетания переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации. Для решения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть основные принципы и задачи операционного анализа;
- дать классификацию затрат в зависимости от целевой установки и направлений учета затрат;
- изучить вопросы, касающиеся проведения факторного анализа безубыточности; разработки ассортиментной политики предприятия; выбора оптимальных решений из имеющихся альтернатив;
- повести анализ операционного рычага на примере ОАО «Виктория»;
- рассмотреть резервы увеличения прибыли от реализации за счет изменения затрат и объема производства продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические основы операционного анализа в рыночной экономике 4
1.1 Основные направления операционного анализа 4
1.2 Необходимые условия проведения операционного анализа 9
1.3 Эффект операционного рычага 11
2 Операционный анализ деятельности ОАО «Виктория» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Виктория» 17
2.2 Влияние величины постоянных и переменных затрат на финансовый результат деятельности предприятия 20
3 Резервы увеличения прибыли от реализации за счет увеличения реализации продукции 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 337.00 Кб (Скачать)
 

      Из  таблицы 2.2 видно, что в 2010 году порог рентабельности увеличился на 37265,3 тыс. рублей. Это значит, что в 2009 году нужно было продать продукции на сумму 122202,2 тыс. рублей, чтобы покрыть все затраты, в 2010 году размер минимальной выручки возрос до 159467,5 тыс. рублей. При такой выручке рентабельность равна нулю. Увеличился и безубыточный объем реализации продукции в натуральном выражении на 333 тыс. штук или на 20,63%.

      По  данным таблицы видно, что фактическая  выручка 2010 года составила 171576 тыс. рублей, что выше пороговой на 12108,5 тыс. рублей или на 7,1 %. Это и есть запас финансовой устойчивости или зона безубыточности фирмы. В 2010 году запас финансовой устойчивости сократился на 22933,3 тыс. рулей. В процентном выражении сокращение запаса финансовой устойчивости сократилось на 15,2%. Если выручка станет еще ниже, то предприятие будет убыточным, будет проедать собственный и заемный капитал и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за ЗФУ, выяснять насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка фирмы. Это очень важный показатель для оценки финансовой устойчивости фирмы.

     Сила  воздействия операционного рычага (эффект операционного рычага) рассчитывается по формуле:

     ЭОР = Валовая маржа / Прибыль

     Рассчитаем  эффект операционного рычага ОАО  «Виктория» в 2009 – 2010 гг..

Таблица 2.3 - Расчет эффекта операционного рычага

     
Показатель 2009 год 2010 год Отклонение 
абсолют. Т роста, %
Выручка (нетто) от продаж 157244 171576 14332 109,11
Маржинальный  доход  42761 50191 7430 117,38
Прибыль от продажи продукции 9522 3467 -6055 36,41
Уровень операционного левериджа  4,49 14,48 9,99 3,22
 

     После того, как предприятие достигло порога рентабельности, обеспечивающего покрытие постоянных расходов, любое увеличение объема производства (услуг) будет обеспечивать рост прибыли.

     Так в 2009 году изменение объема производства на 1% приводило к росту прибыли на 4,49%, в 2010 году 1% увеличения объема производства дает рост прибыли от реализации, равный 14,48%. Это увеличение в большей степени связано с сокращением прибыли от реализации.

     Если  порог рентабельности уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли. Следовательно, увеличение значения эффекта операционного рычага говорит о приближении выручки предприятия к ее критическому значению.

     Расчет  точки безубыточности проиллюстрируем графиком.

доходы,

затраты,                                                                                                    выручка от реализации

тыс. руб.

                                                                                                                          прибыль

 

200 000                                                                                                  полные затраты

159467,5 

100 000 

46724                 убыток                                                                      постоянные расходы

10 000

                        200                  1000                      1947        Объем производства, тыс. шт. 

Рисунок 2.1 – График безубыточности в 2010 году 

     Критический объем продукции рассчитывают по формуле:

     Qбез = Зпост/(Ц – Зпер),

     где Зпост - постоянные расходы; Ц – цена единицы продукции; Зпер – удельные переменные расходы.

     Qбез = 46724/(81,9 – 57,9) = 46724/24 = 1947 единиц

     Фактический выпуск продукции составляет 2095 единиц, который превышает критический объем на 148 тыс. единиц или на 7,1%.

     Запас финансовой устойчивости (зона безопасности) зависит от изменения выручки  и безубыточного объема продаж. Выручка  в свою очередь сможет изменяться за счет количества проданной продукции, ее структуры и среднереализационных цен, а безубыточный объем продаж - за счет суммы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек.

     Оценим влияния факторов на изменение запаса финансовой прочности используя факторную модель:

     ЗФП = q*m - (Э* m/( m – с),

     где Э – условно-постоянные расходы; с – удельные условно-переменные расходы; q – объем продукции; m –  цена за единицу продукции.

     ЗФП0 = q0*m0 - (Э0* m0/(m0 – с0)

     ЗФП0 = 2078*75,7 – (33239*75,7/(75,7 – 55,1) = 157244 – (2516192,3/20,6) = 157244 – 122202,2 = 35041,8 тыс. рублей

     Оценим  влияние изменения количества реализованной  продукции:

     ЗФПусл1 = q1*m0 - (Э0* m0/(m0 – с0)

     ЗФПусл1 = 2095*75,7 – (33239*75,7/(75,7 – 55,1) = 158591,5 – 122202,2 = 36389,3 тыс. рублей

     ∆ЗФП(q) = ЗФПусл1 - ЗФП0 = 36389,3 – 35041,8 = 1347,5 тыс. рублей

     В результате роста объема реализованной  продукции запас финансовой устойчивости увеличился на 1347,5 тыс. рублей.

     Оценим  влияние изменения цены на реализованную продукцию:

     ЗФПусл2 = q1*m1 - (Э0* m1/(m1 – с0)

     ЗФПусл2 = 2095*81,9 – (33239*81,9/(81,9 – 55,1) = 171576 – 2722274,1/26,8 = 171576 – 101577,4 = 69998,6 тыс. рублей

     ∆ЗФП(m) = ЗФПусл2 - ЗФП усл1 = 69998,6 - 36389,3 = 33609,3 тыс. рублей

     В результате роста цены на реализованную продукцию запас финансовой устойчивости увеличился на 33609,3 тыс. рублей.

     Оценим  влияние изменения удельных переменных затрат:

     ЗФПусл3 = q1*m1 - (Э0* m1/(m1 – с1)

     ЗФПусл3 = 2095*81,9 – (33239*81,9/(81,9 – 57,9) = 171576 – 2722274,1/24 = 171576 – 113428,1 = 58147,9 тыс. рублей

     ∆ЗФП(с) = ЗФПусл3 - ЗФП усл2 = 58147,9 - 69998,6 = -1850,7 тыс. рублей

     В результате роста удельных переменных затрат запас финансовой устойчивости сократился на 1850,7 тыс. рублей.

     Оценим  влияние изменения постоянных затрат:

     ∆ЗФП(Э) = ЗФП1 - ЗФП усл3 = 12108,5 - 58147,9 = -46039,4 тыс. рублей

     В результате роста величины постоянных затрат запас финансовой устойчивости сократился на 46039,4 тыс. рублей.

     Общее изменение запаса финансовой устойчивости составит:

     ∆ЗФП =∆ЗФП(q) +∆ЗФП(m) +∆ЗФП(с) +∆ЗФП(Э) = 1347,5 + 33609,3 - 1850,7 - 46039,4 = -22933,3 тыс. рублей.

     Для изучения поведения прибыли от продаж (PN), а также прогнозирования ее на будущие периоды используется маржинальный анализ, отправной точкой которого является маржинальный доход (МД); он рассчитывается как разница между выручкой от реализации (N) и переменными затратами (Sпер), т. е.

     ∑МД = N - ∑Sпер или МД = PN + ∑Sпос,

     отсюда

     PN = МД - ∑Sпос, или ∑PN = N - ∑Sпос - ∑Sпер

     Если  из маржинального дохода вычесть постоянные затраты, то определим величину операционной прибыли (Ропер). Указанную выше формулу можно преобразовать в формулу следующего вида:

     Ропер = К*(Ц - Sпep) - ∑Sпос,

     где К - количество изготовленной (реализованной) продукции (предоставленных услуг), шт., ед.; Ц - цена единицы продукции (услуг), руб.; Sпep - переменные затраты на единицу продукции (услуги), руб.; ∑Sпос  - постоянные затраты на общий объем продукции (услуг), тыс. руб.

     На  примере данных ОАО «Виктория» за 2009-2010 гг., можно рассчитать влияние вышеобозначенной группы факторов на изменение прибыли, количественное воздействие которых обобщено в таблице 2.3

Таблица 2.4 - Исходные аналитические данные анализа прибыли

Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение Темп роста, %
1. Объем реализации тыс. шт. 2078 2095 17 100,8
2. Цена реализации, руб. за шт. 75,7 81,9 6,2 108,2
3. Себестоимость, руб. 71,1 80,2 9,1 112,8
4 Удельные переменные затраты, руб. 55,1 57,9 2,8 105,1
5. Сумма постоянных затрат, тыс. руб. 33239 46724 13485 140,6
6. Прибыль, тыс. руб. 9522 3467 -6055 36,4

     Для выявления влияния комплекса  факторов на изменение прибыли от продаж воспользуемся методом цепных подстановок, попеременно подставляя имеющиеся значения приведенных  факторов в ранее представленную формулу.

     Используем следующие исходные и расчетные данные для многофакторного анализа операционной прибыли:

     Р2007 = К0*(Ц0 - Sпep0) - ∑Sпос0 = 2078*(75,7 – 55,1) – 33239 = 9522 тыс. руб.;

     Русл1 = К1*(Ц0 - Sпep0) - ∑Sпос0 = 2095*(75,7 – 55,1) – 33239 = 9918 тыс. руб.;

     Русл2 = К1*(Ц1 - Sпep0) - ∑Sпос0 = 2095*(81,9 – 55,1) – 33239 = 22907 тыс. руб.;

     Русл3 = К1*(Ц1 - Sпep1) - ∑Sпос0 = 2095*(81,9 – 57,9) – 33239 = 17041 тыс. руб.;

     Р2008 = К1*(Ц1 - Sпep1) - ∑Sпос1 = 2095*(81,9 – 57,9) – 46724 = 3467 тыс. руб.;

     ∆Р = Р2008 - Р2007 = 3467 – 9522 = -6055 тыс. руб.

Таблица 2.5 - Обобщение влияния факторов, оказавших воздействие на изменение прибыли

Факторы, влияющие на прирост прибыли от реализации Величина влияния, тыс. руб.
Изменение количества реализованной продукции 396 = 9918 – 9522
Изменение цены реализации 12989 = 22907 – 9918
Изменение переменных затрат -5866 = 17041 – 22907
Изменение постоянных затрат -13574 = 3467 – 17041
Общее изменение прибыли (совокупное влияние  факторов) -6055
 

     Как видим, на снижение прибыли от продаж оказали существенное влияние рост постоянных расходов (13574 тыс. рублей) и удельных переменных затрат (5866 тыс. рублей).

     Кроме того, есть факторы, которые положительно воздействовали на изменение прибыли от реализации, изменение объема реализации (увеличение прибыли на 396 тыс. руб.) и изменение цены (рост прибыли 12989 тыс. руб.).

     Следовательно, резервами увеличения прибыли от реализации является снижение постоянных и переменных затрат на производство продукции. Это еще раз подтверждает актуальность вопроса управления издержками производства продукции предприятия.

Информация о работе Операционный анализ в рыночной экономике