Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:41, курсовая работа
Рост эффективности производства - основа повышения прибыльности и выживания фирмы в конкурентной борьбе, особенно в современных условиях резкого ускорения научно-технического прогресса. Именно поэтому рост производительности должен стать приоритетной целью внутрифирменного управления. В долгосрочном плане главным фактором производительности являются инновационные изменения в технике и организации производства, ведущие к снижению его издержек.
Введение
1. Теоретические аспекты анализа показателей доходности
1.1 Сущность и виды показателей доходности хозяйствующих субъектов
1.2 Методика анализа показателей доходности хозяйствующих субъектов
1.3 Факторы роста показателей доходности хозяйствующих субъектов
2. Анализ показателей доходности
2.1 Экономическая характеристика хозяйствующего субъекта
2.2 Анализ показателей доходности
3. Мероприятия по увеличению показателей доходности
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Прибыль от продаж - это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.
Балансовая прибыль - сумма прибыли предприятия от продаж продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.
Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.
Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:
- объем реализации;
- структура товарооборота;
- величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);
- уровень налогообложения прибыли.
Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
политическая стабильность;
состояние экономики;
демографическая ситуация;
конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
темпы инфляции;
ставка процента за кредит.
К внутренним факторам относятся:
объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
производительность труда работников;
скорость оборачиваемости товаров;
наличие собственных оборотных средств;
эффективность использования основных фондов.
Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.
Для оценки эффективности работы предприятия только показателя прибыли недостаточно.
Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для его оценки используются относительные показатели прибыльности, характеризующие отдачу произведенных затрат на производство и реализацию продукции или отдачу вложенного в производство капитала, называемые рентабельностью .
Рентабельность – это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной деятельности .
В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности. При расчете рентабельности в любом случае отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, стоимость основных производственных фондов, оборотных средств, выручка от реализации продукции (объем продаж) и т. д..
Показатели рентабельности объединяются в следующие группы:
- рассчитываемые для оценки доходности предприятия методика их расчета основана на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, акционерного, собственного, заемного и совокупного капитала (в знаменателе);
- рассчитываемые для оценки доходности продукции, используемых ресурсов и затрат методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат, себестоимости, основных производственных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников и т. д. (в знаменателе). Наиболее распространенными в практике отечественных предприятий показателями рентабельности данной группы являются рентабельность продукции, рентабельность основных производственных фондов и рентабельность производства.
Чтобы оценить уровень доходности предприятия, проводят анализ показателей за ряд периодов (изучается динамика изменений показателей рентабельности). Такой анализ является важным информационным источником разработки перспективных планов развития предприятия и определения тактики поведения на товарном рынке.
В зависимости от целей, стоящих перед анализом финансовых результатов, показатели рентабельности могут модифицироваться в различные варианты, например, в рентабельность активов, рентабельность основного капитала, рентабельность собственных или отдельно заемных оборотных средств, рентабельность акционерного капитала и др.
Исчисление рентабельности позволяет сопоставлять плановые и фактические результаты деятельности, отслеживать динамику их изменений за ряд периодов, выявлять складывающиеся тенденции, принимать обоснованные решения по корректировке управленческих действий в целях максимизации прибыли.
Финансовые результаты характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям ее деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития организации и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности.
Основными задачами анализа доходности являются:
- анализ и оценка уровня и динамики показателей доходности (прибыли);
- факторный анализ прибыли от прожаж продукции;
- анализ финансовых результатов от прочей реализации и финансовой деятельности;
- анализ и оценка использования чистой прибыли;
- анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
- анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производства обращения.
При проведении оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибылей предприятия, используют данные формы№2 "Отчет о прибылях и убытках".
Анализ финансовых результатов деятельности организации включает в качестве обязательных элементов:
1. оценка изменений по каждому показателю за анализируемый период ("горизонтальный анализ" показателей);
2. оценка структуры показателей прибыли и изменений их структуры ("вертикальный анализ" показателей);
3. изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов ("трендовый анализ" показателей);
4. выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и количественную оценку.
Самыми распространенными в финансовом менеджменте являются показатели балансовой и чистой прибыли. Факторы, оказывающие влияние на балансовую прибыль можно сгруппировать таким образом:
изменение отпускных цен на реализованную продукцию;
изменения в объеме продукции;
изменения в структуре реализованной продукции;
изменение себестоимости единицы продукции;
изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции;
влияние прочих факторов на прибыль от реализации;
изменение сальдо операционных результатов;
изменение сальдо внереализационных результатов;
В состав факторов, оказывающих влияние на чистую прибыль кроме выше перечисленных, добавляются изменения налогов и платежей из прибыли и изменение сальдо чрезвычайных результатов.
Влияние на балансовую (или чистую) прибыль таких факторов как изменение сальдо операционных, внереализационных и чрезвычайных результатов определяется как обычная разница величин отчетного и базисного периодов по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Аналогично может определяться и влияние на чистую прибыль фактора изменения суммы налогов и платежей из прибыли. Последний, однако, может рассматриваться как включающий два самостоятельных фактора: изменение прибыли до налогообложения и изменение доли налогов и платежей в ее составе. Расчет можно выполнить обычным методом подстановки или любым другим методом факторного анализа.
В финансовом анализе и управлении финансами используется большое количество разнообразных показателей рентабельности. При этом все они имеют единую методическую основу, и характеризуют относительную доходность деятельности предприятия.
Универсальная формула показателя рентабельности могла бы выглядеть так:
(1)
К показателя доходов можно отнести: ▪ прибыль от продаж ▪ балансовую прибыль ▪ чистую прибыль ▪ чистый денежный поток (брутто-результат эксплуатации инвестиций) и т. п.
К величинам, включаемым в знаменатель показателя рентабельности можно было бы отнести: ▪ активы (имущество) по балансу ▪ чистые активы (активы за вычетом обязательств) ▪ основные средства ▪ собственный капитал ▪ акционерный капитал ▪ выручка от продаж или товарооборот ▪ расходы, связанные с производством и реализацией продукции и т.п.
К наиболее важным и часто используемым относят показатели рентабельности:
Рентабельность активов рассчитывается по формуле 2:
(2)
При расчете рентабельности активов в качестве показателя прибыли берется конечный финансовый результат - чистая прибыль. Этот коэффициент показывает эффективность управления активами организации через отдачу каждого рубля, вложенного в активы и характеризует генерирование доходов данной компанией. Так же этот показатель является еще одной характеристикой ресурсоотдачи, но не через объем реализации, а посредством прибыли до налогообложения.
Рентабельность чистых активов показывает рациональность управления структурой капитала, способность организации к наращиванию капитала через отдачу каждого рубля, вложенного собственниками. В увеличении показателя рентабельности чистых активов прежде всего заинтересованы собственники компании, так как чистая прибыль, приходящаяся на единицу вкладов собственников, показывает общую прибыльность бизнеса, выбранного в качестве объекта инвестирования, а также уровень выплаты дивидендов и влияет на рост котировок акций на бирже.
Следующий, рассматриваемый нами показатель, - рентабельность собственного капитала.
(3)
Рентабельность прибыли от продаж рассчитывается по формуле 1.4:
(4)
При анализе рентабельности продаж прибыли в числителе формулы можно рассмотреть несколько видов прибыли. Так, когда берется отношение прибыли от продаж к объему выручки, то мы получаем "чистоту аналитического эксперимента", которая заключается в том, что на данный показатель не должны влиять элементы, не относящиеся к продажам, например, прочие доходы и расходы. Данный показатель позволяет оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности. При рассмотрении отношения валовой прибыли к выручке мы оцениваем долю каждого рубля, полученного при реализации продукции, которая может быть направлена на покрытие коммерческих и управленческих расходов.
Не меньшую значимость при анализе рентабельности играют показатели рентабельности расходов. Так, целесообразно проанализировать отношения расходов от обычной деятельности к выручке от продажи (формула 5).
(5)
Под расходами от обычной деятельности понимается совокупная величина себестоимости произведенных товаров, работ и услуг, управленческих и коммерческих расходов. Для более детального анализа рекомендуется рассмотреть следующие показатели: отношение себестоимости к выручке, отношение управленческих расходов к выручке и отношение коммерческих расходов к выручке, на основе чего делаются выводы об эффективности управления расходами. Увеличение показателей рентабельности расходов может сигнализировать о проблемах с контролем расходов.
Желательной тенденцией в изменении показателей рентабельности, которая выявляется в процессе оценки, является их стабильность и неуклонный рост. При этом приходится учитывать этап жизненного цикла продукта и предприятия. В конце ЖЦП только снижение затрат на производство одновременно с естественным снижением объемов реализации может обеспечить рентабельность продукции и бизнеса в целом, иначе следует перейти к внедрению нового продукта или переориентировать фирму на иной вид бизнеса. Поэтому важно не только сравнивать рентабельность в прошлом и отчетном периоде, но и определять тенденции в ее изменении за ряд месяцев или даже лет.
Для диагностики работы фирмы важно отслеживать влияние конкретных факторов на показатели рентабельности. Наиболее важные характеристики содержатся в факторных моделях показателей рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Первый отражает наиболее общие аспекты доходности бизнеса, а последний – эффективность инвестиций с позиции акционеров или учредителей. Эффективность основного вида деятельности характеризует рентабельность продаж.