Место Национального Банка РК и АФН в финансовой системе и их роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 18:41, реферат

Описание работы

Правовой статус Национального банка РК определяется Конституцией РК, Указом Президента РК, имеющего силу Закона от 30.03.95 “О Национальном банке РК”, Указом “О банках и банковской деятельности” и другими нормативно-правовыми актами.

Работа содержит 1 файл

Место и роль Нац Банка и АФН.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Банковская  деятельность

Законодательством предусмотрен перечень операций, рассматриваемых  как банковская деятельность. К таким  операциям в соответствии со ст. 30 Указа О банках относятся: прием  депозитов, кассовые операции, открытие и ведение корреспондентских счетов, ссудные операции, клиринговые операции, доверительные операции, сейфовые операции, ломбардные операции, эмиссия чеков, организация обменных операций с иностранной валютой, инкассация и пересылка банкнот, монет и ценностей.

Кроме того при  наличии лицензии Нацбанка банки  могут осуществлять следующую деятельность: покупку, прием в залог, учет, хранение и продажу драгметаллов и иных ценностей; инвестиционные операции за рубежом; гарантийные операции; сдачу  в аренду имущества с сохранением права собственности арендателя и сдаваемое имущество; эмиссию собственных ценных бумаг; факторинговые операции; форфентинговые операции (ст. 30 Указа). 

Предмет и понятие финансово-банковского  права.

Методы  правового регулирования в финансово-банковском праве. 

Финансово-банковское право это институт (подотрасль) финансового права, регулирующий отношения  связанные с организацией и контролем  за банковской деятельностью в Республике, а также опосредующий отношения  по участию государственных финансовых институтов в финансовых отношениях (денежно-кредитная политика Нацбанка, валютное регулирование, банковская деятельность).

Предметом финансово-банковского  права являются отношения, возникающие  в процессе государственного регулирования банковской деятельности, денежного обращения, расчетов и валютных отношений.

Методы, используемые в финансово-банковском праве разделяются  на:

императивные (Нацбанк и другие участники банковских отношений);

диапозитивные (Коммерческие банки и их клиенты); 
 
 
 
 
 

История создания Агентства Республики Казахстан  по регулированию и надзору

финансового рынка и финансовых организаций 

          Составной частью политики Республики  Казахстан в сфере регулирования  и надзора национального финансового  рынка были приоритеты создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной  практики по этому вопросу,  объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках одного специализированного органа. 

          В связи с этим в конце  90-х годов  в республике начали  формироваться элементы новой  системы государственного регулирования  деятельности финансовых институтов, на основе практики и общей  методологической базы надзора,  сформированной Национальным Банком Республики Казахстан. В течение нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан по надзору страхового  рынка (1998г.), Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам– по регулированию рынка ценных бумаг (2001г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения  Республики Казахстан – по регулированию деятельности  накопительных пенсионных фондов (2002г.).  

          В  2003 году Национальный Банк  Республики занимал ключевую  позицию в регулировании финансового  рынка страны. Такая концентрация  регуляторных и надзорных функций  в центральном банке страны  была промежуточным шагом к созданию  самостоятельного государственного органа надзора, путем его выделения из Национального Банка Республики Казахстан. 

          Основной целью реформы государственного  регулирования и надзора финансового  рынка и финансовых организаций являлось создание эффективной и независимой системы консолидированного надзора, в целях повышения уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг и развития стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка.     

          Важным фактором  развития финансового сектора страны стало начало  деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы  соответствующие функции  и полномочия от Национального Банка.  

          Законом Республики Казахстан  «О государственном регулировании  и надзоре финансового рынка  и финансовых организаций» были  определены новые цели государственного  регулирования и надзора на  финансовом рынке и финансовых организаций: 

          1) обеспечение финансовой стабильности  финансового рынка и финансовых  организаций и поддержание доверия  к финансовой системе в целом;  

          2) обеспечение надлежащего уровня  защиты интересов потребителей  финансовых услуг;  

          3) создание равноправных условий  для деятельности финансовых  организаций, направленных на  поддержание добросовестной конкуренции  на финансовом рынке. 

          Законодательно определенными задачами  государственного регулирования  и надзора финансового рынка и финансовых организаций были признаны:  

          1) установление стандартов деятельности  финансовых организаций, создание  стимулов для улучшения корпоративного  управления финансовых организаций;  

          2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;  

          3) сосредоточение ресурсов надзора  на областях финансового рынка,  наиболее подверженных рискам, с  целью поддержания финансовой  стабильности;  

          4) стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах. 

          В своей деятельности Агентство  сохранило преемственность политики и практики регулирования и надзора финансового рынка и руководствуется , прежде всего, целью дальнейшего реформирования системы государственного регулирования финансового рынка - создание независимой и эффективной системы консолидированного финансового надзора, включая  комплексную реализацию методов и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного отечественного финансового рынка. 

          Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.  

          Согласно Распоряжению Президента  Республики Казахстан № 437 от 6.01.2004 года Председателем Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций назначен  Жамишев Болат Бидахметович.  

          Заместителями Председателя АФН  РК тогда же назначены Бахмутова Елена Леонидовна и  Досмукаметов Канат Мухаметкаримович (в 2006 г. перешел на другую работу).  

          19.01.2006 года Распоряжением Президента  Республики Казахстан  Председателем  Агентства Республики Казахстан  по регулированию и надзору  финансового рынка и финансовых организаций назначен  Дунаев Арман Галиаскарович. Заместителем Председателя АФН РК назначен Узбеков Гани Нурмаханбетович.   

          С января 2008 года Председателем  Агентства  Республики  Казахстан  по регулированию  и  надзору  финансового рынка и финансовых организаций назначена Бахмутова Елена Леонидовна. Заместителями Председателя АФН РК являются: Байсынов Мурат Байсынович, Алдамберген Алина Отемискызы и Кожахметов Куат Бакирович.

Информация о работе Место Национального Банка РК и АФН в финансовой системе и их роль