Место финансов предприятий в общей системе финансов государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

1.1. Место финансов предприятий в общей системе финансов государства
1.2. Сущность финансов предприятий
1.3. Формы проявления финансов предприятий
1.4. Функции финансов предприятий
1.5. Принципы организации финансов предприятий
1.6. Понятие финансовых ресурсов
1.7. Финансовый механизм предприятия

Работа содержит 1 файл

курсовой.doc

— 584.50 Кб (Скачать)

  Независимо  от выбранного подхода к реорганизации финансовой службы, фирма стремится к созданию некой стандартной модели организации финансовой работы, адекватной рыночным условиям. Принципиальная схема этой модели показана на рисунке 1.3. Приведенная схема нетиповая, а состав ее элементов может варьировать в зависимости от вида компании, ее размеров и прочих факторов.

  

  Рисунок 1.3 - Организационная  структура управления финансами предприятия 
 

  Главное, что  следует отметить в работе финансового  менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера.

  Тем самым  подчеркивается исключительная важность этой функции. Вне зависимости от организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.

  В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Однако если поставленная проблема имеет существенное значение для предприятия, он может быть лишь советником высшего управленческого персонала /9/.

  Финансовый  менеджер осуществляет оперативную  финансовую деятельность. В общем  случае деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом:

  • Общий финансовый анализ и планирование;
  • Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);
  • Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

  Выделенные  направления деятельности одновременно определяют и основные задачи, стоящие  перед менеджером. Состав этих задач  может быть детализирован следующим  образом.

  В рамках первого  направления осуществляется общая  оценка:

  • активов предприятия и источников их финансирования;
  • величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;
  • источников дополнительного финансирования;
  • системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

  Второе направление  предполагает детальную оценку:

  • объема требуемых финансовых ресурсов;
  • формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);
  • степени доступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов может определяться условиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме и в нужное время);
  • стоимости обладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальные условия предоставления данного источника средств);
  • риска, ассоциируемого с данным источником средств (так, капитал собственников как источник средств гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).

  Третье направление  предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:

  • оптимальность трансформации финансовых ресурсов;
  • эффективность финансовых вложений.

  Принятие  финансовых решений с использованием приведенных оценок выполняется  в результате анализа альтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности.

  Управление  финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей  системы управления предприятием. В  ее рамках решаются следующие вопросы:

  • Каковы должны быль величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
  • Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
  • Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

  Существуют  различные подходы к трактовке  понятия "финансовый инструмент". В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

  Финансовые  активы включают:

  • денежные средства;
  • контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;
  • контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;
  • акции другого предприятия.

  К финансовым обязательствам относятся контрактные  обязательства:

  • выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;
  • обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).

  Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

  Существует  и более упрощенное понимание  сущности понятия "финансовый инструмент". В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

  Методы финансового  управления многообразны. Основными  из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

  • бухгалтерская отчетность;
  • сообщения финансовых органов;
  • информация учреждений банковской системы;
  • информация товарных, фондовых, валютных бирж;
  • прочая информация.

  Техническое обеспечение системы финансового  управления является самостоятельным  и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения компьютерных сетей, прикладных программ.

  Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

1.3.Направления  повышения эффективности  использования финансовых  ресурсов

  Эффективность использования финансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повышать уменьшая срок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки.

  Ускорение оборачиваемости оборотных средств  не требует капитальных затрат и  ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей отвлекают значительную часть средств из оборота /5/.

  В качестве оборотного капитала на предприятии  используются текущие активы. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для  покупки исходных материалов, которые  превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

  Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам.

  Один из способов экономии оборотного капитала, а следовательно - повышения его  оборачиваемости заключается в  совершенствовании управления запасами. Поскольку предприятие вкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с временной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.

  Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного  вида текущих активов в том  или ином объеме носят специфический  для данного вида активов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе.

  Подобным  образом достаточно большой запас  сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретения сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен. По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам.

  Повышение оборачиваемости оборотных средств  сводится к выявлению результатов  и затрат, связанных с хранением  запасов, и подведению разумного  баланса запасов и затрат. Для  ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:

  • планирование закупок необходимых материалов;
  • введение жестких производственных систем;
  • использование современных складов;
  • совершенствование прогнозирования спроса;
  • быстрая доставка сырья и материалов.

  Второй путь ускорения оборачиваемости оборотного капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов.

  Уровень дебиторской  задолженности определяется многими  факторами: вид продукции, емкость  рынка, степень насыщенности рынка  данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

  Отбор осуществляется с помощью формальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в  прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.) /10/.

  Оплата товаров  постоянным клиентам обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема "2/10 полная 30", означающая, что:

  • покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования;
  • покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с 11 по 30 день кредитного периода;
  • в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

  Наиболее  употребительными способами воздействия  на дебиторов с целью погашения  задолженности являются направление  писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям (факторинг).

Информация о работе Место финансов предприятий в общей системе финансов государства