Контрольная работа по дисциплине: «Финансы и финансовый менеджмент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

Финансовый менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики. Финансовый менеджмент включает в себя: разработку и реализацию финансовой политики фирмы с применением различных финансовых инструментов, принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и разработку методов реализации, информационное обеспечение посредством

Содержание

Введение 3
ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 4
СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 10
ЗАДАЧА №1 12
ЗАДАЧА №2 13
Заключение 15
Список использованных источников 16

Работа содержит 1 файл

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 58.76 Кб (Скачать)

МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ "БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ А.С. ПУШКИНА"

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансы и финансовый менеджмент»

ВАРИАНТ - 2

 

 

 

 

Выполнил

студент 5 курса

специальности Бизнес-администрирование

 

 

 

группы        .

                                                подпись                            Ф.И.О

 

 

Руководитель    _______                       

                                                подпись                                Ф.И.О 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

  1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 4
  2. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 10

ЗАДАЧА №1 12

ЗАДАЧА №2 13

Заключение 15

Список использованных источников 16

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовый  менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием фирмы на основе использования современных методов. Финансовый менеджмент является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики. Финансовый менеджмент включает в себя: разработку и реализацию финансовой политики фирмы с применением различных финансовых инструментов, принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и разработку методов реализации, информационное обеспечение посредством составления и анализа финансовой отчетности фирмы, оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций, оценку затрат на капитал, финансовое планирование и контроль, организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью фирмы.

Методы  финансового менеджмента позволяют  оценить: риск и выгодность того или  иного способа вложения денег, эффективность  работы фирмы, скорость оборачиваемости  капитала и его производительность.

Задачей финансового менеджмента является выработка и практическое применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных  производственно-хозяйственных звеньев - центров прибыли. Подобными целями могут быть: максимизация прибыли, достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде, увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы, повышение курсовой стоимости акций фирмы и др. В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы. Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов.

 

  1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

 

Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия  «финансы». Как ранее отмечалось, финансы выражают денежные отношения. При всей качественной однородности этих отношений они тем не менее различаются между собой. В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются прежде всего в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. Например, у предприятий сферы материального производства финансовые ресурсы формируются за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет республики образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Не одинаковы и каналы направления финансовых ресурсов у предприятий и государственного бюджета. С учетом сказанного, можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны между собой и составляют единую финансовую систему.

Финансовая  система — это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев  финансовых отношений, связанных с  образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

Необходимо  отличать понятия «финансовая система» и «финансовый аппарат». Если первое понятие включает в себя финансовые отношения (относящиеся к базису общества), то второе — часть общегосударственного управленческого аппарата, на который  возложено управление финансовой системой Республики Беларусь (надстройка общества)1. Финансовый аппарат в лице финансовых органов Министерства финансов республики, отраслевых министерств, ведомств, предприятий  и других структур может оказывать  серьезное влияние на организационные  формы построения объективно существующих финансовых отношений, т. е. на финансовую систему, и тем самым воздействовать на эффективность общественного производства. [1]

В экономической  литературе наряду с понятием финансовой системы существует еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы. А в Конституции Республики Беларусь, принятой в 1996 г., есть специальный раздел (VII), который называется «Финансово-кредитная  система Республики Беларусь». В  указанное понятие включаются не только сферы и звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансовая система вместе с кредитной системой оказывают существенное воздействие на деятельность предприятий и учреждений материального производства и непроизводственной сферы.[2]

Схема 1 Финансовая система РБ

 

Финансовая система Республики Беларусь


 

Финансы субъектов хозяйствования

    (децентрализованные финансы)

 

Общегосударственные

(централизованные финансы)


 

Финансы коммерческих организаций

Финансы некоммерческих организаций

Финансы домашних хозяйств


Государственный бюджет

Государственные целевые фонды

Государственный кредит


 

Финансовая  система Республики Беларусь включает в себя следующие две крупные  сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы) и общегосударственные финансы (централизованные финансы).

Финансы предприятий представляют собой  систему денежных отношений, связанных  с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Финансы предприятий — исходное звено  финансовой системы Республики Беларусь, оно является основой общегосударственных  финансов. Это объясняется тем, что  именно на предприятиях в процессе материального про-изводства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение республики в целом.

Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую  роль в национальной экономике Республики Беларусь занимают финансы предприятий  материального производства, которые  непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости  от ряда объективных факторов, существенно  влияющих на организацию финансовых отношений, на формирование и использование  денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.

Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и тдругих учреждений; финансы общественных организаций; финансы обороны страны и др.

В зависимости  от формы собственности в составе  первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья:

1) финансы  предприятий, учреждений и организаций,  основанных на государственной собственности;

2) финансы  предприятий, учреждений и организаций,  основанных на коллективной собственности;

3) финансы  предприятий, учреждений и организаций,  основанных на совместной собственности;

4) финансы  предприятий, учреждений и организаций,  основанных на частной собственности;

5) финансы  предприятий, учреждений и организаций,  основанных на смешанных формах собственности.

Среди перечисленных  звеньев ведущее место до настоящего времени занимают финансы предприятий, основанных на государственной форме  собственности. Это объясняется  тем, что удельный вес государственных  предприятий составляет в Республике Беларусь более 80 %. В перспективе по мере приватизации и разгосударствления собственности все большее значение будут приобретать финансы предприятий, основанных на негосударственных формах собственности.

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений  все предприятия материального  производства и небольшая часть  организаций непроизводственной сферы  осуществляют свою деятельность на началах  коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной  для осуществления простого и  расширенного воспроизводства.

Подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляет некоммерческую деятельность, т. е. такую деятельность, которая не преследует цели получения  прибыли (организации культуры, учреждения народного образования, здравоохранения  и др.). Если такие учреждения в  ряде случаев и получают доходы (например, государственные вузы за обучение сверхпланового контингента студентов), то они используются на развитие этих учреждений. Все затраты  в учреждениях непроизводственной сферы, как правило, покрываются  за счет бюджетных средств (за исключением  жилищно-коммунального хозяйства  и бытового обслуживания, коммерческих страховых, кредитных и других учреждений).

Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как государственный  бюджет; внебюджетные фонды (включая  фонд социальной защиты населения); фонд государственного имущественного, личного  и других видов страхования (страхование  ответственности и др.); государственный кредит.

Общегосударственные финансы можно определить как  систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств  и использованию их на общегосударственные потребности.

Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. С  его помощью правительство республики концентрирует в своих руках  значительную часть финансовых ресурсов страны. С введением в 1992 г. новой  налоговой системы основным источником формирования доходной части бюджета  являются налоги с предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан. В расходной части государственного бюджета преобладают прежде всего  затраты на финансирование народного  хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой  удельный вес занимают расходы на содержание аппарата управления и на оборону страны.

В отличие  от других республик СНГ в расходной  части бюджета Республики Беларусь большое место (свыше 10 %) занимают расходы на мероприятия по ликвидации последствий от Чернобыльской катастрофы.

Государственный бюджет Республики Беларусь является одним из главных инструментов осуществления  финансовой политики государства. В  последние годы государственный  бюджет все шире используется для  преодоления кризисных явлений  в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, для развития рыночных отношений, и  в частности на развитие и укрепление предпринимательских структур, на приватизацию государственной собственности, на развитие внешнеэкономической деятельности предприятий. [3]

Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, количество которых  в последние годы значительно  возросло. К числу основных внебюджетных фондов относятся: фонд социальной защиты населения; фонд содействия занятости; централизованный инновационный фонд; фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, фонд охраны природы, дорожный фонд и др.

По своим  размерам отдельные внебюджетные фонды  составляют внушительные размеры. Например, ежегодный объем фонда социальной защиты населения равен 25—30 % от суммы  доходов республиканского бюджета  Республики Беларусь.

Широкое использование наряду с государственным  бюджетом средств внебюджетных фондов вызвано рядом причин, и прежде всего ограниченностью бюджетных  ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем  используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой  форму перераспределения и использования  финансовых ресурсов. Порядок их образования  и использования регламентируется соответствующим законодательством.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Финансы и финансовый менеджмент»