Концепция маржинальной прибыли и ее применение в управлении затратами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Традиционная форма отчета о прибылях и убытках применяется для внешней отчетности и построена по принципу функционирующей классификации затрат, а именно: сопоставление производственных и непроизводственных (общефирменных) затрат.

В альтернативной форме отчета о прибылях и убытках, называемой "выведение маржинальной прибыли", затраты выделяются не по функциям, а по динамике - по поведенческому принципу. В ней отражается отношение переменных и постоянных затрат, независимо от характера функций, связанных с той или иной статьей затрат.

Маржинальный подход к определению прибыли обеспечивает получение данных, необходимых для управленческого планирования и принятия решений. Такой подход применяется:

При равновесном анализе (анализ безубыточности производства) и анализе соотношения "C-V-P" (издержки - объем - прибыль)

При оценке эффективности работы структурного подразделения и его руководителя

При принятии краткосрочных и нестандартных решений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ФОП Документ Microsoft Word.doc

— 502.50 Кб (Скачать)

 

 

Нормативный (минимальный) остаток денежных средств можно  опреде-

лить по формуле (15).

ДАmin =  ПО од * ДА / РДА                           (15)

где ДАmin - планируемая сумма минимального остатка денежных активов

предприятия, р.;

ПОод – планируемый  объем отрицательного денежного  потока (сум-

мы расходования денежных средств) по текущей деятельности, р.;

РДА – общий объем  расходования денежных средств в  рассматри-

ваемом периоде (сумма оттока денежных средств), р.;

ДА - средний остаток совокупных денежных активов предприятия в

рассматриваемом периоде, р.

Сначала вычислим  ПО од = цеховая себестоимость произведенной продукции   + управленческие расходы + коммерческие расходы +прочие расходы + налог на прибыль + налог на имущество.

ПО од = 244172+25864,04+20000+44000+21580,54+6000=361616,58.

Далее найдем ДА = остаток денежных средств на конец периода (конечное сальдо) 1 кв. + остаток денежных средств на конец периода (конечное сальдо) 2 кв. + остаток денежных средств на конец периода (конечное сальдо) 3 кв. + остаток денежных средств на конец периода(конечное сальдо) 4 кв. /4.

ДА = (-51772,41-45054,94-84337,47-67620) /4=-62196,2.

ДАmin =361616,58*(-62196,2)/522476,2=-43047,28.

По итогам составления бюджета движения денежных средств определя-

ется необходимость  во внешнем финансировании для организации  посредством

сравнения остатка денежных активов на конец периода и  минимальной потреб-

ности в денежных активах.

1 кв.: -51772,41+43047,28=-8725,13.

2 кв.: -45054,94+43047,28=-2007,66.

3 кв.: -84337,47+43047,28=-41290,19.

4 кв.: -67620+43047,28=-24572,72.

Отрицательное конечное сальдо указывает на нехватку денежных средств

предприятия для выполнения своих обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция маржинальной прибыли и ее применение в управлении затратами предприятия 

 

 

Под маржинальным доходом (предельным доходом) понимается разность между выручкой предприятия и ее переменными затратами. Фактически маржинальная прибыль содержит две составляющие это: постоянные затраты компании и ее прибыль. Логика такой трактовки маржи исходит из того что, чем больше ее сумма, тем больше вероятность компенсации постоянных затрат предприятия и получения им прибыли от хозяйственной деятельности.

 Маржинальный доход, получаемый в целом по предприятию, рассчитывается по следующей формуле:

МД = ЧВ – ПЗ

 

где, МД - маржинальный доход; ЧВ - чистая выручка (без НДС и  акцизов); ПЗ - переменные затраты.

 Более информативно  определение маржинального дохода  не на весь объем производства, а на каждую номенклатурную единицу продукции:

МД = (ЧВ - ПЗ) / Ор = р – b

 

где Ор - объем реализации в натуральных показателях; р - цена изделия; b - переменные затраты на единицу  продукции.

 

Сущность же маржинального  анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях.

 

По сути, анализ маржинального  дохода это определение объема производства продукции, который обеспечивает, как минимум, покрытие суммы переменных затрат, т.е. каждая последующая единица продукта не должна увеличивать общий убыток организации.

 

Имеется ряд допущений, принимаемых при ведении маржинального  анализа, которые являются узкими местами, искажающими полученные результаты. В целом эти допущения можно отнести к недостаткам метода:

 

1. Линейная зависимость  между доходами и затратами.  При неизменности цен изменение  прибыли не происходит строго  пропорционально увеличению объемов  продаж за счет того, что все совокупные затраты делятся на переменные и постоянные составляющие, свое действие оказывает операционный рычаг. При достижении определенного момента прибыль увеличивается и уменьшается быстрее, чем растет или падает уровень продаж. Практика показывает, что общие постоянные затраты остаются неизменными, если объем производства увеличивается или уменьшается не более чем на 20%.

 

2. Переменные и постоянные  затраты. Если рассматривать постоянные  и переменные затраты с точки  зрения отношения к затратам на единицу продукции, то они имеют противоположные значения – в пересчете затрат на единицу продукции переменные затраты становятся постоянными и наоборот. По отношению к объему выпуска продукции переменные затраты будут оставаться неизменными, а постоянные затраты зависят от объема производства. Изменение объема постоянных затрат в пересчете на единицу продукции играет роль «операционного рычага» для значений прибыли при варьируемых объемах продаж.

 

Операционный рычаг, рассчитанный для заданного объема продаж и применяемый для оперативного определения величины получаемой прибыли в зависимости от изменения объема продаж, выше на тех предприятиях, на которых выше соотношение постоянных затрат к переменным, и, соответственно, ниже в обратном случае. Значение операционного рычага позволяет путем умножения на процент изменения объема продаж определить, на сколько процентов изменится объем прибыли.

 

3. Неизменность воздействующих  факторов – масштабов производства, технологии, производительности труда,  действующих расценок и тарифов оплаты труда, отпускной цены выпускаемой продукции и, при многономенклатурном выпуске, соотношения в пакете (структуры продаж). Единственным переменным показателем принимается объем выпуска (продаж).

 

4. Равенство объема  производства и продаж, означающее, что вся выпущенная продукция продается.

 

Объективные процессы, происходящие в условиях обособления предприятий, требуют новых подходов к обеспечению  специалистов информацией о затратах и результатах. Актуальной проблемой  учета затрат является создание нетрадиционных систем формирования информации о затратах и управление ими через анализ возможностей.

 

    Одним из  косвенных признаков наступления  стабилизации экономики является  все более широкое понимание  необходимости решения проблемы снижения затрат на производство продукции как важного атрибута повышения ее конкурентоспособности.

 

    Современные  тенденции отечественного развития  рыночных отношений в условиях  свободного ценообразования и  ориентации предприятий на получение  максимальной прибыли для принятия грамотных решений предполагают внедрение управленческого учета затрат. Но управленческий учет сам по себе не дает ответа на обоснование направлений обновления техники и технологии, смену ассортимента товаров, изменения цен и т.д. Ответы на эти вопросы дает управленческий анализ, который неразрывно связан с управленческим учетом, признан на высоком государственном уровне и в будущем займет достойное место в формировании системы управления затратами.

 

    Основой для  принятия оптимальных управленческих и финансовых решений служат результаты управленческого анализа. Проблема снижения затрат делает насущным более частое обращение к широко известным под разными названиями в зарубежной практике методам исследования различных аспектов зависимости «затраты—объем—прибыль» («cost-volume-profit — «cvp»), или «управление прямыми затратами» («direct costing»), или анализ безубыточной работы предприятий, или операционный анализ.

 

    Несмотря на  большое количество переводной  литературы и публикаций отечественных авторов, распространение этого метода достаточно ограничено, а использование его возможностей существенно сужено по следующей причине. Анализ безубыточной работы предприятия является сугубо внутренним делом, дополнительной работой для экономических и финансовых служб и обременительной в той мере, в какой не используются аналитические возможности зависимости «затраты—объем—прибыль».

 

    Анализ данной  зависимости базируется на анализе  исходных данных, сгруппированных  по признаку деления затрат на постоянные и переменные.

 

    Рыночные процессы, способствующие увеличению доли  постоянных затрат в их общем  объеме, оказывают существенное  влияние на поведение себестоимости  продукции, а значит, и на их  прибыль. В связи с усилением  этих тенденций у предприятий возникает потребность в информации о затратах на изготовление продукции и ее реализации, неискаженной в результате распределения косвенных расходов, которые относительно постоянны на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части переменных затрат) и дает система «директ-костинг».

 

    При описании  этой системы в отечественной  литературе по бухгалтерскому  учету чаще других встречается  название «учет ограниченной или сокращенной себестоимости».

 

    «Директ-костинг»  является системой управленческого  учета, основанной на классификации  затрат на постоянные и переменные  в зависимости от объема производства  деятельности или загрузки мощностей  и включающей в себя учет и анализ затрат и результатов, а также принятие управленческих решений. Главной особенностью «директ-костинга» является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат.

 

    Основное достоинство этой системы состоит в том, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными затратами позволяет упростить учет и контроль за затратами, себестоимость становится более прозрачной за счет сокращения количества статей, а отдельные затраты — лучше контролируемыми.

 

    Благодаря  «директ-костингу» расширяются аналитические  возможности учета, причем наблюдается  процесс тесной интеграции учета  и анализа. Не случайно в  зарубежных странах «директ-костинг»  называют еще методом управления  себестоимостью, или управления предприятием, что подчеркивает единство учета, анализа и принятия управленческих решений в этой системе.

 

    Применяя систему  «директ-костинг», можно оперативно  изучать взаимосвязь «затраты—объем—прибыль»  и находить ответы на часто встречающиеся на практике вопросы: изменение объема продаж, изменение структуры продаж, безубыточный объем продаж, целесообразность принятия заказа по пониженным ценам, влияние изменения цен, переменных и постоянных затрат на финансовые результаты и т.д. Для данного анализа требуется информация о четырех показателях: цена, переменные затраты на единицу продукции, постоянные затраты на весь выпуск, объем продаж. Производной величиной является показатель маржинальной прибыли, который определяется как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами:

 

 

МП = Выр — Пер,

 

 

    где МП —  маржинальная прибыль;

    Выр — выручка  от реализации продукции;

    Пер — переменные  затраты.

 

    В первую  очередь маржинальная прибыль  необходима для покрытия постоянных затрат, а затем уже для получения прибыли предприятия. Эту величину в западной и отечественной практике часто еще называют результатом от реализации после возмещения переменных затрат, суммой покрытия или вкладом, или валовой маржой или маржинальным доходом.

 

    Одной из  главных целей предприятия (цеха) является максимизация маржинальной  прибыли, поскольку именно она  является источником покрытия  постоянных затрат и формирования  прибыли.

 

    В отличие  от взаимосвязи «затраты—объем—прибыль» можно применять модель системной зависимости «цена—объем—прибыль», в которой требуются лишь два показателя: изменение цены и норма маржинальной прибыли. Используя концепцию маржинальной прибыли и показатель нормы маржинальной прибыли, можно определить, на сколько уменьшится или увеличится выручка (объем продаж) без снижения общей прибыли при росте цен или их снижении и неизменности постоянных затрат. Достоинством данной зависимости является снижение трудоемкости расчетов и очевидность результатов.

 

    Известно, что  на единицу продукции удельная  маржинальная прибыль равна:

 

 

МПуд = Ц — Перед ,

 

 

    где МП уд  — удельная маржинальная прибыль;

    Ц — цена  продукции;

    Перед —  переменные затраты на единицу  продукции.

 

    Норма маржинальной  прибыли может быть определена в процентах или долях:

 

 

Нмп = МП / Выр х 100%,

 

 

 

или Нмп = (МПуд. / Ц) х 100%.

 

 

    Если Ц = 100 %, то Нмп = МПуд.

 

    Если цену  принять за 100% и выразить маржинальную  прибыль в процентах, то можно  поставить знак равенства: Нмп = МП (в %).

 

    Для определения  системной зависимости «цена—объем—прибыль»  за основу берется изменение  объема продаж, определяемое по  формуле: 

 

 

n = П/(Ц - Перед)

 

 

    где n — изменение  объема продаж;

    П — изменение  прибыли.

 

    Поскольку ставится условие неизменности прибыли при неизменных постоянных затратах, маржинальная прибыль и норма маржинальной прибыли также не изменятся. Требуется определить относительное уменьшение или увеличение объема продаж при увеличении или снижении цены.

 

    Если имеются  данные об индексе цен (уменьшение  или увеличение) и о норме маржинальной  прибыли в % или в долях, то  изменение количества продаж  можно выразить следующим образом.

 

    1. Уменьшение  количества продаж при увеличении  цены предлагается определять по формуле:

 

 

n = 1 – Нмп/(Иц – Перед()),

 

 

    где 1 — базовый  уровень объема продаж;

    Нмп = норма  маржинальной прибыли в долях;

    Иц — индекс  изменения цен; 

    Перед() — переменные  затраты на единицу продукции  в долях.

 

    2. Увеличение количества продаж при снижении цены предлагается определять по формуле:

 

 

n = Нмп/(Иц — Перед  ()) — 1.

 

 

    При снижении  или увеличении цены, объем продаж  может увеличиться или уменьшиться  на определенную величину при  условии, что прибыль и постоянные затраты остаются неизменными.

Информация о работе Концепция маржинальной прибыли и ее применение в управлении затратами предприятия