Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:19, реферат
Целью данной работы является исследование интеллектуального капитала фирмы и его особенностей.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: раскрыть содержание интеллектуального капитала, охарактеризовать процесс его формирования, обосновать функции интеллектуального капитала, рассмотреть структуру интеллектуального капитала, выделить его особенности.
Введение 3
Сущность интеллектуального капитала 4
Оценка интеллектуального капитала в целом. 15
Заключение 17
Список литературы 18
Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала в теоретических работах, а также в практике деятельности многих фирм применяется коэффициент Тобина, то есть отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов).
Сегодня для большинства компаний значения коэффициента Тобина колеблются от 5 до 10. Для наукоемких фирм этот коэффициент еще больше. Если цена компании существенно превосходит цену ее материальных активов, то это означает, что по достоинству оценены ее нематериальные активы - талант персонала, эффективность управляющих систем, менеджмента и др. Покупатель, таким образом, приобретает в основном не физические, а нематериальные активы.
Те компании, которые характеризуются высоким уровнем конкурентоспособности, использованием современных методов и технологий менеджмента, которые создали собственный дорогостоящий бренд, - имеют достаточно высокий коэффициент Тобина. То, что коэффициент Тобина меньше единицы, говорит о том, что в компании имеется отрицательный интеллектуальный капитал. Это означает, что уровень менеджмента, организационная структура компании, связи с потребителями таковы, что они не добавляют, а убавляют капитал компании. Значения коэффициента Тобина, меньше чем единица, говорят о том, что компания недооценена. В каждом конкретном случае причина такого положения вещей индивидуальна, однако данный факт сигнализирует о серьезных проблемах того или иного бизнеса.
Передовые российские организации уже обладают достаточно большим интеллектуальным капиталом. В то же время значительная часть российских предприятий характеризуется незначительным интеллектуальным капиталом. Более того, в ряде случаев его величина отрицательна.
Показатели,
с помощью которых оценивается
интеллектуальный капитал, можно разделить
на интегральные количественные финансовые
показатели (среди них - коэффициент Тобина)
и на показатели, характеризующие отдельные
составляющие интеллектуального капитала.
Оценки отдельных составляющих интеллектуального
капитала, то есть показатели человеческого,
организационного и потребительского
капитала, также могут иметь как количественный,
так и качественный характер.
Заключение
Интеллектуальный капитал является ведущим капиталом и составляет основу любого предприятия на современном этапе развития рыночной экономики.
Главная функция интеллектуального капитала - существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность. В частности, интеллектуальный капитал предприятия определяет качество его системы управления.
Именно интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке.
Интеллектуальный капитал так же, как и физический капитал, существует в форме запаса, который индуцирует поток ценностей, воздействующих на экономику. Он возникает как результат вложений ресурсов (денег, материальных средств, знаний, квалификации) для производства товаров и услуг и приносит своему обладателю доход. Интеллектуальный капитал подвергается моральному износу (обесценивается и программное обеспечение, и любые знания) и нуждается в "ремонте", т. е. требует затрат на свое поддержание. Интеллектуальный капитал в отличии от физического капитала имеет нематериальную природу, поэтому его иногда называют невидимым активом. Он не теряет в своей величине в процессе использования (то есть не амортизируется). Более того, он теряет свою стоимость именно от того, что он не используется.
Для
руководителей компаний и организаций
становится ясным возрастающее значение
интеллектуального капитала. Во многих
организациях все большая часть полученного
эффекта становится результатом применения
специальных знаний, широкого обучения
персонала и взаимодействия с партнерами
и контрагентами.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ: