Интеллектуальный капитал фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:19, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование интеллектуального капитала фирмы и его особенностей.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: раскрыть содержание интеллектуального капитала, охарактеризовать процесс его формирования, обосновать функции интеллектуального капитала, рассмотреть структуру интеллектуального капитала, выделить его особенности.

Содержание

Введение 3
Сущность интеллектуального капитала 4
Оценка интеллектуального капитала в целом. 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

мой реферат.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

     Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала в теоретических работах, а также в практике деятельности многих фирм применяется коэффициент Тобина, то есть отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов).

     Сегодня для большинства компаний значения коэффициента Тобина колеблются от 5 до 10. Для наукоемких фирм этот коэффициент  еще больше. Если цена компании существенно  превосходит цену ее материальных активов, то это означает, что по достоинству оценены ее нематериальные активы - талант персонала, эффективность управляющих систем, менеджмента и др. Покупатель, таким образом, приобретает в основном не физические, а нематериальные активы.

     Те  компании, которые характеризуются высоким уровнем конкурентоспособности, использованием современных методов и технологий менеджмента, которые создали собственный дорогостоящий бренд, - имеют достаточно высокий коэффициент Тобина. То, что коэффициент Тобина меньше единицы, говорит о том, что в компании имеется отрицательный интеллектуальный капитал. Это означает, что уровень менеджмента, организационная структура компании, связи с потребителями таковы, что они не добавляют, а убавляют капитал компании. Значения коэффициента Тобина, меньше чем единица, говорят о том, что компания недооценена. В каждом конкретном случае причина такого положения вещей индивидуальна, однако данный факт сигнализирует о серьезных проблемах того или иного бизнеса.

     Передовые российские организации уже обладают достаточно большим интеллектуальным капиталом. В то же время значительная часть российских предприятий характеризуется незначительным интеллектуальным капиталом. Более того, в ряде случаев его величина отрицательна.  

      Показатели, с помощью которых оценивается  интеллектуальный капитал, можно разделить на интегральные количественные финансовые показатели (среди них - коэффициент Тобина) и на показатели, характеризующие отдельные составляющие интеллектуального капитала. Оценки отдельных составляющих интеллектуального капитала, то есть показатели человеческого, организационного и потребительского капитала, также могут иметь как количественный, так и качественный характер.  

Заключение

  Интеллектуальный  капитал является ведущим капиталом  и составляет основу любого предприятия  на современном этапе развития рыночной экономики.

  Главная функция интеллектуального  капитала - существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность. В частности, интеллектуальный капитал предприятия определяет качество его системы управления.

     Именно  интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке.

     Интеллектуальный  капитал так же, как и физический капитал, существует в форме запаса, который индуцирует поток ценностей, воздействующих на экономику. Он возникает как результат вложений ресурсов (денег, материальных средств, знаний, квалификации) для производства товаров и услуг и приносит своему обладателю доход. Интеллектуальный капитал подвергается моральному износу (обесценивается и программное обеспечение, и любые знания) и нуждается в "ремонте", т. е. требует затрат на свое поддержание.  Интеллектуальный капитал в отличии от  физического капитала имеет нематериальную природу, поэтому его иногда называют невидимым активом. Он не теряет в своей величине в процессе использования (то есть не амортизируется). Более того, он теряет свою стоимость именно от того, что он не используется.

      Для руководителей компаний и организаций становится ясным возрастающее значение интеллектуального капитала. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами. 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Иванюк  И. А. «Воспроизводство интеллектуального  капитала в современных маркетинг-системах». http://publish.cis2000.ru
  2. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества - М.: "Academia" - "Наука", 1998 - 640с.
  3. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Пер. с англ, под ред. Л. Н. Ковачин Питер, 2001 - 288 с.
  4. Гилбрейт Д. Экономические теории и цели общества / Под ред. акад. Н. Н. Иноземцева. - М.: Прогресс, 1979. - 406 с.
  5. Джамай Е. В., Бендиков М. А. «Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения» // Менеджмент в России и за рубежом № 4, 2001 г. http://dis.ru
  6. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. - М.: Издательский центр "Акционер", 2002 - 200 с.
  7. Макконнелл К. Р., Брю С. А. Экономикс: В 2 т. / Пер. с англ.- Баку: Изд. "Азербайджан", 1992.-Т. 1.-399с.
  8. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М.: Владос, 1999    176 с.
  9. Эскиндаров М. А. Развитие корпоративных отношении и современной российской экономике. - М.: Республика, 1999.-368 с.

Информация о работе Интеллектуальный капитал фирмы