Информационная база финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:08, реферат

Описание работы

Построение обоснованной финансовой политики невозможно без необходимой информации. Всякая политика строится на базе имеющихся сведений. При отсутствии информационного обеспечения финансист действует «вслепую». Основой эффективного функционирования системы управления является качество информированности руководства. Формируемая финансовая политика и принимаемые на её основе решения напрямую зависят от уровня и качества информационного обеспечения.

Работа содержит 1 файл

Построение обоснованной финансовой политики невозможно без необходимой информации.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Задача создания информационного  поля организации – это задача стратегическая и решается в рамках стратегического плана развития организации в зависимости от того, какую стратегию принимает  и проводит руководство. Правильно спроектированная и реализованная система информации перестаёт быть накладными расходами и превращается в стратегическое средство. Поэтому информация на рынке имеет потребительскую ценность, и предприниматели готовы платить за неё.

Потребительская стоимость полной информации определяется как разность между стоимостью положительного результата хозяйственной деятельности, когда имеется полное информационное обеспечение, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

 

Информационная база и методы анализа  финансового состояния организации.

 

Основным источником информации для  проведения финансового состояния  предпринимательской фирмы служит финансовая отчетность. Финансовая отчетность представляет собой формы, показатели и пояснительные материалы к ним, в которых отражаются результаты хозяйственной деятельности фирмы. Финансовая отчетность составляется на основе документально подтвержденных и выверенных записей на счетах бухгалтерского учета. Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего периода функционирования предприятия.

Основные документы, используемые для проведения анализа финансового  состояния фирмы, — это документы  бухгалтерской отчетности. Они включают:

форму №  1   «Бухгалтерский баланс»;

форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

форму № 3 «Отчет об изменениях капитала»;

форму № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

форму № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»;

аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если организация в соответствии с федеральным законодательством подлежит аудиту.

В соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности организации», утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 20 июня 2000 г. № 60н, в бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях ее финансового положения. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении предприятия, в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб интересам других. Данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.

Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, — это следствие выполнения таких  требований, как:

-полнота отражения в учете  за отчетный год всех хозяйственных  операций, осуществляемых в текущем году;

-правильность отнесения доходов  к отчетному периоду в соответствии  с Планом счетов бухгалтерского  учета и Положением о бухгалтерском  учете и отчетности в РФ;

-тождественность данных  аналитического учета оборотам  и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;

-соблюдение в течение  отчетного года принятой учетной  политики.

Бухгалтерская отчетность фирмы служит основным источником информации о ее деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских  отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе фирмы, помогает наметить пути совершенствования ее деятельности.

Основными элементами бухгалтерской отчетности являются активы, обязательства, собственный  капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента характеризуют средства организации и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение организации в течение отчетного периода и обусловили изменение в трех первых элементах.

Основой бухгалтерской  отчетности фирмы является бухгалтерский  баланс, который представляет собой  сводную двустороннюю таблицу всех бухгалтерских счетов фирмы. В ней  отражено ее финансовое состояние на день составления по сравнению с началом отчетного года. Такое представление информации в балансе и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. В балансе фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образовательный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства.

В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе  в определенной группировке.

Бухгалтерский баланс делится на две части: актив  и пассив. Сумма активов баланса  всегда равна сумме пассивов баланса.

В актив баланса включены два  раздела: раздел I «Внеоборотные активы»  и раздел II «Оборотные активы».

В активе баланса отражается стоимость имущества организации в разбивке по его составу и направлениям размещения.

В разделе I «Внеоборотные  активы» баланса отражается информация об активах организации, которые  используются для извлечения прибыли  в течение длительного времени. Это нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения, отложенные налоговые активы и прочие внеоборотные активы организации.

В разделе  II «Оборотные активы» приводятся сведенияо  стоимости и составе оборотных активов организации на отчетную дату. Оборотными признаются активы, которые сравнительно быстро переносят свою стоимость на затраты.

К оборотным  активам относятся материально-производственные запасы (сырье, материалы, товары, затраты  в незавершенном производстве, расходы будущих периодов и т. п.), НДС по приобретенным ценностям, долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

В пассиве баланса  три раздела: раздел III «Капитал и  резервы», раздел IV «Долгосрочные обязательства» и раздел V «Краткосрочные обязательства».

 

Пассивы организации — это источники  формирования ее активов. К ним относятся  капиталы, резервы, а также кредиторские обязательства, возникшие у организации  в процессе ведения хозяйственной деятельности.

 

В разделе III «Капитал и резервы» отражается величина собственного капитала организации. Это уставный, добавочный и резервный  капитал, нераспределенная прибыль  и прочие капитализируемые резервы.

В разделе V «Краткосрочные обязательства»  отражаются суммы кредиторской задолженности, срок погашения которой по условиям договора не превышает 12 месяцев.

В разделе V отражаются суммы краткосрочной кредиторской задолженности организации перед  поставщиками (за поставленные товары, выполненные работы и оказанные для организации услуги), покупателями (по полученным от них авансам), учредителями и работниками, перед бюджетом и внебюджетными фондами, заимодавцами и прочими кредиторами. Кроме того, в составе краткосрочных обязательств организации отражаются доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов.

Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные  статьи — строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса.

Конкретная структура  бухгалтерского баланса определена в разделе IV ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Бухгалтерский баланс позволяет оценить эффективность  размещения капитала фирмы, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения. На основе информации, представленной в балансе, внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данной фирмой как с партнером; оценить кредитоспособность фирмы как заемщика; оценить целесообразность приобретения ее акций и активов.

Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу, которое  включает в себя следующие разделы: движение заемных средств с выделением ссуд, не погашенных в срок; дебиторская и кредиторская задолженность, а также обеспечения, полученные и выданные; амортизируемое имущество; движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; финансовые вложения; затраты, произведенные фирмой, — расшифровкой отдельных прибылей и убытков и др.

Собственники  фирмы и прочие заинтересованные службы не могут получить ответы на все интересующие их вопросы только на основе информации, представленной в бухгалтерском балансе, им необходимы дополнительные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и источников их формирования. Это достигается введением других форм финансовой отчетности.

В первую очередь это форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», которая содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности фирмы за отчетный период, т.е. отражает основной круг вопросов, связанных с формированием, распределением и использованием прибыли фирмы. В ней отражаются все расходы, связанные с производством продукции (услуг), и общая сумма поступлений за проданные изделия, оказанные услуги и прочие источники доходов. Разница между выручкой и всеми затратами показывает чистую прибыль или убытки предприятия.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности фирмы, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей.

Форма и порядок заполнения отчета о прибылях и убытках (форма № 2) утверждены приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н. В этом документе фирма показывает свои доходы и расходы на основании данных бухгалтерского учета. Доходы отражаются в учете согласно нормам ПБУ 9/99 «Доходы организации». Правила бухгалтерского учета расходов установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации». Кроме того, в отчете о прибылях и убытках показывают отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и сумму уплаченного налога на прибыль (ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»).

Отчет о прибыли и убытках  состоит из 5 разделов:

Доходы и расходы по обычным  видам деятельности

Доходами по обычным видам деятельности признается выручка от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). В  бухгалтерском учете она отражается по кредиту субсчета 90-1 «Выручка». Прежде чем указать сумму выручки в форме № 2, из нее предварительно нужно вычесть НДС, акцизы и экспортные пошлины.

Расходами по обычным видам деятельности являются затраты, связанные с изготовлением товаров (работ, услуг), а также с их реализацией. Они отражаются по дебету субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» в корреспонденции со счетами (20, 23, 41, 43 …).

Исходя из указанных сумм доходов  и расходов определяется величина валовой  прибыли или убытка. Для этого необходимо из выручки вычесть себестоимость. Сумму убытка показывают в круглых скобках без знака минус.

Далее указывают сумму коммерческих и управленческих расходов. Коммерческие расходы учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Для производственных фирм это затраты, связанные с реализацией продукции:

– транспортные расходы;

– стоимость погрузочно-разгрузочных работ;

– затраты на упаковку и тару;

– рекламные расходы.

К управленческим расходам относятся  затраты на оплату труда административного персонала, оплата аудиторских и консультационных услуг, представительские расходы и т. д. Подобные затраты отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Если из величины валовой прибыли (убытка) отнять коммерческие и управленческие расходы, то получится показатель «Прибыль (убыток) от продаж». В бухучете эта сумма равна обороту по субсчету 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».

Прочие доходы и расходы 

В данном разделе отчета о прибылях и убытках раскрываются обороты счета 91 «Прочие доходы и расходы». На этом счете отражаются полученные и выплаченные проценты, дивиденды, а также иные операционные и внереализационные доходы и расходы.

По строке «Проценты к получению» показывают проценты по облигациям, депозитам, за пользование денежными средствами, находящимися на банковских счетах организации.

В строке «Проценты к уплате»  отражают проценты, которые фирма  платит за временное пользование  денежными средствами (кредитами, займами). Обратите внимание: здесь не указывают проценты по кредитам, привлеченным для покупки имущества, которые были начислены до принятия на учет этих активов. Подобные затраты увеличивают стоимость приобретенного имущества.

По строке «Доходы от участия  в других организациях» следует отразить поступления, связанные с участием в уставных капиталах других фирм. Например, здесь показывают сумму полученных дивидендов.

Прочие операционные доходы фирма  может получить в виде арендных платежей, от продажи основных средств и другого имущества и т. д. (п. 7 ПБУ 9/99). Связанные с получением таких доходов затраты будут считаться операционными расходами. Также к этой группе расходов относятся затраты на оплату банковских услуг.

В состав внереализационных доходов  включаются полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение контрагентом условий договора, безвозмездно полученное имущество, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, положительные курсовые разницы и т. д. (п. 8 ПБУ 9/99).

Согласно пункту 12 ПБУ 10/99 внереализационными расходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение фирмой условий договора, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, отрицательные курсовые разницы и т. д.

После того как заполнены данные о прочих доходах и расходах, нужно  рассчитать сумму прибыли (убытка) до налогообложения. Она рассчитывается следующим образом:

Прибыль (убыток) до налогообложения = Прибыль (убыток) от продаж + Проценты к получению – Проценты к уплате + Доходы от участия в других организациях + Прочие операционные доходы – Прочие операционные расходы + Внереализационные доходы – Внереализационные расходы.

Информация о работе Информационная база финансовой политики