Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа
Содержание менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в организации.
Исходя из данного подхода, содержание процесса менеджмента рассматривается в его функциях, под которыми принято понимать состав общих задач менеджмента, решаемых при создании и в процессе функционирования организации. Речь идёт о таких задачах менеджмента, состав и содержание которых в минимальной степени зависят от специфики деятельности (масштабов, отраслевой принадлежности, назначения и т.п.) и составляют содержание любого процесса менеджмента. Многообразие организаций, их сложность и разнообразие условий функционирования чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации процессов менеджмента ими и регламентации состава функций менеджмента.
Однако систематизация функций менеджмента необходима для каждой организации как средство дифференциации задач управления, закрепления их за отдельными исполнителями и специализации органов управления в организациях.
1. Теоретические основы функций менеджмента в организации
1.1 Сущность функций менеджмента и их взаимосвязь в управленческом цикле
1.2 Общие и специфические функции финансового менеджмента
2. Менеджмент организации на примере ООО
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 схем организационной структуры управления
финансами предприятия
2.3 Взаимосвязь между подразделениями
2.4 Финансовая деятельность предприятия
Список используемой литературы
Содержание
1. Теоретические основы функций менеджмента в организации
1.1 Сущность
функций менеджмента и их
1.2 Общие и специфические
функции финансового
2. Менеджмент организации на примере ООО
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 схем организационной структуры управления
финансами предприятия
2.3 Взаимосвязь между
2.4 Финансовая деятельность предприятия
Список используемой литературы
1.1 Сущность функций менеджмента и их взаимосвязь в управленческом цикле
Содержание менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в организации.
Исходя из данного подхода,
содержание процесса менеджмента рассматривается
в его функциях, под которыми принято
понимать состав общих задач менеджмента,
решаемых при создании и в процессе
функционирования организации. Речь идёт
о таких задачах менеджмента,
состав и содержание которых в
минимальной степени зависят
от специфики деятельности (масштабов,
отраслевой принадлежности, назначения
и т.п.) и составляют содержание любого
процесса менеджмента. Многообразие организаций,
их сложность и разнообразие условий
функционирования чрезвычайно затрудняют
любую попытку типизации
Однако систематизация функций менеджмента необходима для каждой организации как средство дифференциации задач управления, закрепления их за отдельными исполнителями и специализации органов управления в организациях.
Функции менеджмента представляют собой обособленные, относительно однородные направления управленческой деятельности, составляющие процесс менеджмента
Функция - широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках1.
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы2.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Сам по себе цикл означает круговорот совокупности явлений и процессов в течении известного промежутка времени. Процесса управления тоже носит циклический, непрерывный характер во времени и пространстве. Его временные параметры могут измеряться различной длительностью - от нескольких секунд до нескольких месяцев, в пространстве - от низших ступеней организационной иерархии до высших. Функциональными элементами управленческого цикла, составляющими его содержание, являются единицы управленческой деятельности - функции управления.
Ни у отечественных, ни
у зарубежных теоретиков не сложилось
единого подхода у
Впервые функции управления выделил разработчик теории административного управления в начале 20 века Анри Файоль: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль.
Отечественные исследователи предлагают различные перечни функций управления и разное их толкование: "планирование, организовывание, мотивация, контроль и координация" или "целеполагание, прогнозирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет" и т. д3. Следовательно, возникает необходимость более подробно изучить основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, координация и контроль. Взаимосвязь между функциями менеджмента представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления. Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных (рис.1.)
Рисунок 1. Взаимосвязь функций менеджмента4
Краткое содержание каждой из общих функций менеджмента:
Планирование - это функция "номер один", она касается целей организации и их достижения. Отвечает на вопросы: где мы находимся? Куда хотим идти? Как это сделать?
Организация - это структура подразделений, делегирование полномочий и обязанностей, регламентация взаимоотношений, использование ресурсов.
Мотивация - это приведение планов в действие, мобилизуя людей, побуждая их к работе.
Координация - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними5.
Контроль - это проверка людей и их работы для обеспечения выполнения плана. В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились? Что в следующий раз следует делать иначе? В чем причина отклонений от намеченного? Какое воздействие оказал контроль на принятие решений. Перечисленные выше функции менеджмента необходимы для двух функций предназначения - функционирования и развития системы управления. Все другие функции (планирования, организации, координации, контроля) фокусируются в интегральной функции управленческого процесса - функции принятия и реализации управленческих решений.
Функции управления неразрывно связаны между собой. Они образуют управленческий цикл - совокупность целенаправленных и непрерывных действий, предпринимаемых субъектом управления для достижения поставленных целей.
1.2 Общие и специфические функции менеджмента
Любое предприятие для поддержания своего существования, реализации корпоративных целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
В дальнейшем состав этих функций был дополнен.
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).
Основные функции являются
основополагающими всего
Выделение функций менеджмента
происходит в результате разделения
и специализации труда в сфере
управления. Применяются различные
классификации функций
Дадим определение основным функциям менеджмента. 6
Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т.п.
Организовывание (организация) - это вид управленческой деятельности по разработке структуры управления, распределению полномочий и ответственности.
Мотивация - это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
Контроль - это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.
Деятельность по выполнению
функций является процессом, требующим
определенных затрат ресурсов и времени.
Именно процессный подход к менеджменту
позволил увидеть взаимосвязь и
взаимозависимость функций
Процесс менеджмента отражает
рекомендованную
Этот цикл управления является универсальным по. отношению к объекту управления, которым является не только организация в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т. н.
Например, функция организации деятельности, например, производственной деятельности, включает в себя построение структуры, распределение заданий, функций, полномочий и ответственности среди подразделений (положение о подразделениях) и исполнителей (должностные инструкции). Эта деятельность должна иметь четкий целевой ориентир, например, повышение гибкости и адаптивности организационной структуры. После чего разрабатывается план организационных изменений, распределяются обязанности, при этом должна быть продумана система мотивации и контроля, позволяющие минимизировать сопротивление персонала процессу изменений и, в итоге, достичь поставленных целей, т.е. создать организационную структуру, позволяющую гибко и адекватно реагировать на изменение потребностей рынка.
Качество выполнения предыдущего
этапа - необходимое условие
Связующими процессами являются процесс коммуникаций и принятия решений. В последнее время в состав связующих процессов все чаще ученые относят и процесс целеполагания, т.к. установление целей функционирования является необходимым условием начала любой деятельности.
Процесс коммуникаций - это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат управления) получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.
Процесс принятия решений - это выбор альтернативы.
В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений:
при планировании: постановка целей, определение необходимых ресурсов, выбор способов достижения целей и задач;
при осуществлении функции организовывания: структура производства, структура управления, организация производственного процесса, вспомогательных служб и обслуживающего производства, организация труда рабочих и специалистов.
Процесс мотивации включает установление и оценку неудовлетворенных потребностей, формирование целей удовлетворения потребностей, определение стимулирующих воздействий (мер).
Функция координации предполагает принятие решений по способам согласования деятельности различных структурных звеньев, применению технических средств связи и т.п.
Функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий.
Процесс целеполагания - процесс по установлению иерархии целей и согласования их с параметрами внешней и внутренней среды.
Цель - это предвосхищение результата деятельности.
Динамизм функций выражается в необходимости их подстройки на все возрастающие изменения во внешней среде, которые сегодня приобрели характер турбулентности. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Согласно кибернетическому принципу Эшби, который гласит: только разнообразие может уничтожить разнообразие, можно утверждать, что только применение разнообразных методов функционирования системы может сделать ее поведение предсказуемым, т.е. можно утверждать, что для поддержания интереса, чувства удовлетворенности сотрудников процессом и результатом труда, которые являются основой мотивации, при применении методов воздействия на поведение сотрудников необходимы новизна (для того, на кого направлено воздействие) с элементами приятной неожиданности. Чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования предприятия выше.
Динамизм функций можно
проиллюстрировать с помощью
эволюции принципов менеджмента. Например,
перенос доминанты при