Формы и методы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Содержание

1. Понятие о мировоззре-нии…………………………………………………..3
2. Мировоззренческие убеждения и действитель-ность……………………5
3. Возрастные возможности овладения мировоззрени-ем…………………7
4. Основные пути и средства формирования мировоззрения учащих-ся.9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………...12

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

    Изменения форм и методов реализации финансовых отношений могут быть осуществлены в оперативном порядке при текущем планировании, оперативном управлении. В случае крупномасштабности недостатков изменения вносятся в результате корректировки финансовой политики.

    Количественные  показатели представлены, например, данными о суммах допричисленных налогов, о величине завышения финансирования бюджетных учреждений или недостаточного их финансирования. Эти данные наряду с показателями бухгалтерской, статистической отчётности образуют базы финансовой информации. Собранная информация анализируется и используется в прогнозировании, планировании, оперативном управлении финансами. Она позволяет определить источники и размеры реального увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного использования.

    В финансовой науке существует масса мнений по поводу сущности и сферы действия финансового контроля, однако здесь доминируют следующие положения:

  1. финансовый контроль осуществляется в сфере отношений, складывающихся  при образовании, распределении  и использовании денежных средств  государства и органов местного  самоуправления;
  2. финансовый контроль реализуется посредством деятельности государственных  или иных органов, наделённых  законом, соответствующими контрольными  полномочиями;
  3. финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения законности, охраны собственности, правильного, эффективного и экономного использования  бюджетных, заёмных и собственных  средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов её повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет [9, с. 16].

    Сущность финансового контроля состоит в установлении законности, экономической эффективности и целесообразности совершённых организацией хозяйственных  операций (В.Н. Лемеш).

      Основное содержание финансового контроля в отношениях регулируемых финансовым правом, заключается в следующем:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями,  находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных или собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных средств и др.);
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчётов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
  • выявление внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
  • устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям.

    Задачи  финансового контроля, его виды, формы и методы, субъекты и объекты  следует рассматривать в зависимости  от уровня осуществления контроля, т. е. проводится он на макро- или микроуровне.

      Финансовый контроль на макроуровне — это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Его задачами являются:

      ■ обеспечение процесса формирования  и эффективного использования  централизованных фондов денежных  средств;

      ■ контроль за соответствием действующих форм и методов реализации финансовых отношений объективно необходимым;

      ■ выявление и устранение диспропорций  в распределении финансовых ресурсов  по отраслям и территориям  с целью наиболее эффективного  их использования, оптимального, дифференцированного по степени значимости удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах отраслей и регионов, максимального удовлетворения потребностей граждан в услугах социально-культурной сферы.

      Объектом контроля на этом  уровне выступают государственные финансы. Предметом контроля являются сводные финансовые планы (сметы), отчёты об их исполнении в территориальном и отраслевом разрезах. Различные финансовые и некоторые производственные показатели планов (смет), отчётов анализируются, обобщаются, и на основании этого разрабатываются предложения по совершенствованию форм и методов финансовых отношений.

      В качестве субъектов контроля  на данном уровне выступают  законодательные органы власти  и государственные органы управления.

      Контроль в сфере государственных финансов представлен в виде налогового, бюджетного контроля, страхового, банковского надзора.

    Финансовый  контроль на микроуровне — это  контроль на уровне отдельных предприятий, объединений, организаций, учреждений всех форм собственности. Задачами финансового контроля на микроуровне являются следующие:

      ■ обеспечение соблюдения предприятиями  действующего законодательства  в области финансов;

      ■ обеспечение своевременности  и полноты выполнения субъектами  хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом;

      ■ выявление внутрипроизводственных  резервов роста финансовых ресурсов;

      ■ содействие рациональному расходованию  всех видов ресурсов, правильному  ведению бухгалтерского учёта, составлению отчётности и др.

      Объектом контроля на данном  уровне выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений. Предметом контроля являются финансовые показатели (прибыль, доходы, себестоимость, отчисления, налоги и др.). Финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятия, отдельными его специалистами. Для этих целей привлекаются также независимые аудиторские организации.

    Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, роль и значение финансового  контроля значительно возрастает. Центральной  проблемой хозяйствования становится всемирное повышение эффективности производства, и решить её можно при хорошо отлаженном финансовом контроле.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Организация финансового контроля – виды, формы и методы

    Организация финансового контроля в разных отраслях имеет свои особенности, обусловленные  финансово-экономическим развитием  страны, историческими и законодательными особенностями.

    Вместе  с тем для всех стран с рыночной экономикой система финансового  контроля нацелена на защиту интересов общества в целом и интересов  экономически активных групп граждан, те же цели преследует и финансовый контроль Республики Беларусь.

    Система финансового контроля в РБ включает следующие виды финансового контроля: общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, независимый (аудит) и общественный контроль [7, с. 48]. Детальную классификацию финансового контроля можно рассмотреть в Приложении 1.

    Государственный контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчинённости и формы собственности и осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчётов, исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный комитет финансовых расследований, Государственный таможенный комитет, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Государственный комитет по ценным бумагам, Национальный банк Республики Беларусь.

    Важные  задачи и цели:

  • планирование работы контролирующих органов путем разработки координационных планов;
  • обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контролирующей деятельности;
  • организация проведения совместных контролирующих мероприятий;
  • анализ итогов контролирующей деятельности и разработка на его основе предложений по содержанию финансового законодательства.

    Государственный финансовый контроль проводится с соблюдением  определённых принципов:

  1. принцип законности - наличие нормативно-правовой базы, на основе которой проводятся контролирующие мероприятия исходя из целей и задач ФК;
  2. принцип независимости - организация, функционирование и финансовая независимость государственных органов при осуществлении контролирующих мероприятий;
  3. объективности - отсутствие предвзятости при осуществлении ФК, невмешательства в дела СХ;
  4. гласности - доступность результатов контролирующих мероприятий, но с обязательным условием соблюдения государственной и коммерческой тайны;
  5. эффективности - получение конкретных результатов проведения контролирующих мероприятий, в устранении выявленных недостатков, нарушений, в выявлении дополнительных резервов увеличения финансовых ресурсов.    

    Ведомственный финансовый контроль подразделяется на: 

  1. Внутриведомственный – осуществляется специализированными подразделениями различных министерств, ведомств, отраслевых объединений в своих подведомственных организациях.
  2. Внутрихозяйственный – осуществляется в конкретных организациях, предприятиях экономическими, финансовыми, бухгалтерскими службами этих организаций. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной  деятельности, выявлении внутрихозяйственных  резервов, обеспечении сохранности  денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности. На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.

    Независимый финансовый контроль (аудиторский контроль) –осуществляется аудиторскими организациями или аудиторами в организациях, предприятиях на договорной и платной основе при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают  помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми  контролёрами.

    Общественный финансовый контроль осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах на предприятиях по определённым вопросам финансово-хозяйственной деятельности К общественному контролю относятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере.

    Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию  контрольных действий. Формы финансового контроля можно классифицировать по различным критериям.

    В зависимости от соотношения времени  проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных  операций выделяют три основные формы  финансового контроля:

  1. предварительный финансовый контроль – осуществляется до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Его объектами могут быть внутрихозяйственные планы, проектно-сметная документация, документы на отпуск товарно-материальных ценностей и готовой продукции, на выдачу денежных средств, договоры и т.д. Цель предварительного контроля – предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономически нецелесообразные хозяйственные операции; обеспечить экономичное и эффективное расходование хозяйственных ресурсов; не допустить непроизводственные расходы. Предварительный контроль необходим на всех уровнях управления. Он предотвращает непроизводственные расходы, незаконное и нерациональное расходование средств, неправильное оформление документации хозяйственных операций [20, с. 8].
  2. текущий (оперативный) финансовый контроль – проводится на предприятиях, в хозяйственных организациях, бюджетных учреждениях, в финансовых и кредитных органах, в министерствах, ведомствах, управлениях, отделах в момент совершения денежных сделок, финансовых операций для выявления отрицательных отклонений в хозяйственной деятельности, которые в ходе предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты, изыскать внутрихозяйственные резервы дальнейшего роста эффективности производства. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчётов. Основные инструменты текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация, непосредственно связная с денежными средствами.
  3. последующий финансовый контроль – осуществляется после совершения хозяйственных операций на основе данных, зафиксированных в первичных документах, регистрах бухгалтерского учёта и в бухгалтерской отчётности. Цель такого контроля – проверка целесообразности и законности хозяйственных операций за определенный период, выявление недостатков в работе, нарушения или злоупотребления, если они были допущены. Он помогает вскрыть и мобилизовать резервы для дальнейшего улучшения всех производственных и экономических показателей. Один из методов последующего контроля – ревизия производственной и финансово- хозяйственной деятельности предприятий. Она даёт всестороннюю оценку производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, эффективности использования производственного потенциала, обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, использование внутренних резервов повышения эффективности производства и совершенствования хозяйствования.

Информация о работе Формы и методы финансового контроля