Формы и методы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль является элементом управления финансами и представляет собой специфическую деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов.

Содержание

Введение 4
1 Сущность, значение и содержание финансового контроля 5
2 Организация финансового контроля – виды, формы и методы 11
3 Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
Приложени 1 28

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

    Результаты  ревизии оформляются актом, на основании  которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального  ущерба и привлечению виновных к ответственности.

    Таким образом, существуют конкретные формы  и методы финансового контроля, которые  позволяют обеспечить интересы и  права как государства и его  учреждений, так и всех других экономических  субъектов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Совершенствование финансового контроля  на современном этапе экономического развития 

    Проводимая  в настоящее время политика централизации  и укрепления исполнительной власти, требует совершенствования и  усиления государственного и, прежде всего, финансового контроля. Цель государственного финансового контроля – обеспечение принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению (включая стадии и планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами (в том числе бюджетными средствами), материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения.

    Очень важным является вопрос эффективности  финансового контроля. В научной  литературе говорится о прямой и косвенной эффективности. Для практической работы прямая эффективность определяется как отношение результатов финансового контроля к величине затрат на этот контроль, где затраты – это объём финансовых, материальных, технических и других видов ресурсов, используемых в ходе проведения контрольных мероприятий за определённый период времени. Из этого следует, что необходимо ввести отраслевую отчётность о контрольно-ревизионной работе [5,с.12].

      Косвенная эффективность контроля  – это выявление причин возникших нарушений для выработки управленческих решений по устранению этих нарушений, чего практически ни один отраслевой орган не делает. Одним и, пожалуй, главным элементом эффективности финансового контроля является нормативная база, кадровое и материально-техническое обеспечение.

    Финансовый  контроль должен осуществляться постоянно  и целенаправленно всеми. При  этом недопустимо преувеличивать роль одних органов в ущерб другим. Должны быть мобилизованы и использованы возможности всех существующих контрольных органов. Без использования возможностей внутреннего контроля трудно создать реальные преграды расходованию государственных средств не по назначению.

    На  данный момент контроль осуществляется недостаточно эффективно. С одной  стороны, контроль не носит профилактического характера, как правило, не предупреждает, а только фиксирует нарушения, с другой – при реализации результатов ревизий и проверок, отсутствия у контрольных органов права прямого обращения в суд возмещается весьма незначительная часть выявляемого ущерба [3,с. 39].

    Вызывает  серьёзную озабоченность вопрос кадров, осуществляющих контроль. В последние годы общий уровень квалификации финансовых ревизоров понизился, численность их на государственном уровне сократилась, хотя потребность в них возросла. В то же время нарушения становятся масштабными, изощрёнными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий.

    Если  не повышать профессиональный уровень работников, то задачу усиления контроля решать будет всё труднее. Без притока образованных специалистов в органы финансового контроля невозможно решить задачи повышения его эффективности. Необходимо расширять возможности и улучшать процесс подготовки ревизоров-профессионалов. Учебную дисциплину "Финансовый контроль" желательно ввести во всех экономических ВУЗах. В серьёзном совершенствовании нуждается и организация повышения квалификации действующих ревизоров.

    Есть  ещё одна важная составляющая в плане рассматриваемой кадровой проблемы. Напряжённый и опасный труд ревизора оплачивается неадекватно его сложности и общественной значимости.

    Одна  из основных причин существующих негативных явлений состоит в том, что правовая база государственного финансового контроля остаётся неадекватной экономической реальности и государственному устройству страны. Наличие неурегулированных правовых проблем мешает обоснованно решать практические задачи органов контроля. Государственный финансовый контроль станет реальным средством защиты экономической безопасности в кредитно-финансовой сфере только тогда, когда будет упорядочен и систематизирован. Необходимо повысить ответственность правоохранительных органов за реализацию материалов, которые передают им органы финансового контроля по результатам ревизий и проверок. Что бы дела о многомиллионных хищениях, исчезновении государственных средств не прекращались за отсутствием состава преступления.

    Правильно организованный внутренний контроль позволяет  не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и  принять меры к их устранению. Система внутреннего контроля может быть эффективной (или неэффективной) в зависимости от её способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту от принимаемых им рисков. Изучение, анализ и оценка системы внутреннего контроля является необходимым и обязательным при осуществлении аудита, в том числе при разработке плана аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения и объёма аудиторских процедур, которые находят своё отражение в аудиторской программе.

    В силу того, что многие аспекты аудита во взаимосвязи с оценкой эффективности системы внутреннего контроля в ходе аудита ещё недостаточно разработаны, возникает потребность в разработке методологической базы, раскрывающей важнейшие положения аудиторских стандартов применительно к практической деятельности банка в современных условиях, изучению и оценки системы его внутреннего контроля с точки зрения её адекватности принимаемым рискам.

    Так, основополагающим элементом внутреннего  контроля является среда контроля, от построения которой зависит эффективность всего процесса, потому что основа всего процесса это люди во всем их многообразии. И надёжность процесса управления, в частности, будет обеспечиваться надлежащим распределением обязанностей, полномочий и ответственности, внедрением культуры контроля, оптимизацией структуры.

    Оценка  рисков проводится в зависимости  от целей деятельности и структурных  подразделений и предполагает постоянный мониторинг рисков. Контрольные процедуры  предполагают все виды контрольных  мероприятий по каждому направлению деятельности, отслеживание соответствия установленным границам рисков, санкционирование операций и т.д.

    Эффективная система внутреннего контроля требует  наличия адекватной и всеобъемлющей  информации финансового, операционного характера и сведений о соблюдении установленных нормативных требований, а также поступающей извне рыночной информации о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений. Для обеспечения достаточности и эффективности всех составляющих системы внутреннего контроля необходимо проводить мониторинг деятельности, который включает постоянный контроль линейных руководителей и периодическую оценку эффективности внутренним аудитом банка.

    Эффективность внутреннего контроля должна отслеживаться  на постоянной основе с учётом меняющихся внутренних и внешних обстоятельств и укреплять эти системы по мере необходимости для обеспечения их эффективной работы. Периодичность мониторинга различных видов операций должна определяться исходя из связанных с ними рисков, периодичности и характера изменений, происходящих в условиях деятельности. Дискретные оценки, напротив, обычно выявляют проблемы только постфактум, однако они позволяют организации по-новому взглянуть на эффективность системы внутреннего контроля и особенно на эффективность проводимого текущего мониторинга. Такие оценки могут проводиться сотрудниками различных подразделений, включая как само подразделение, непосредственно осуществляющее соответствующие операции, так и подразделения финансового контроля и внутреннего аудита [22].

    При анализе факторов неэффективности  внутреннего аудита особо следует  отметить фактор бездействия менеджмента  всех уровней в отношении выявленных аудитом проблем. Внутренний аудит  не даёт ожидаемых результатов в случаях, когда руководство своевременно не предпринимает меры по исправлению выявленных недостатков. Такие задержки могут происходить в силу того, что руководство не признаёт роли и значения внутреннего аудита. Помимо этого, эффективность внутреннего аудита страдает в случаях, когда высший менеджмент не получает своевременных и регулярных контрольных отчётов, в которых указываются недостатки и меры по их исправлению, принятые руководством линейного уровня [22].

    Сегодня среди первоочередных задач для  повышения результативности государственного финансового контроля стоит вопрос внедрения в контрольный процесс новых технологий, создание единой информационной системы результатов контрольных мероприятий, которые ускорят решение проблемы оперативного получения информации в ходе осуществления мониторинга за использованием ресурсов бюджетной системы. При этом единая информационная система государственного финансового контроля в перспективе может быть дополнена результатами аудита, осуществляемого негосударственными аудиторскими фирмами и независимыми аудиторами.

    Надёжная реализация результатов контрольной деятельности может быть достигнута за счёт придания гласности не только результатов контрольных мероприятий, но и итогов их реализации посредствам введения соответствующей статистической отчётности. Отчётность должна включать необходимые критерии и показатели, характеризующие различные стороны деятельности органов государственного финансового контроля, а также результаты контрольных мероприятий во взаимосвязи с мероприятиями исполнительных органов власти по устранению финансовых и иных нарушений, допущенных получателями бюджетных средств.

    Для повышения степени результативности, эффективности и действенности финансового контроля необходимо:

  1. Совершенствование действующего финансового законодательства, т. к. многие нарушения происходят в силу лазеек в действующих законах.
  2. Стабилизировать законодательства, т. к. нередки изменения условий уплаты налогов, вследствие чего совершаются финансовые нарушения из-за несвоевременности применения изменений.
  3. Установить : ожесточать или ослаблять санкции по отношению к нарушителям налоговой дисциплины. Речь идёт о злостных нарушителях, к которым может быть применима и уголовная ответственность.
  4. Формирование квалифицированного кадрового потенциала на постоянной основе. Контроль должен выполняться специалистами, чья подготовка и опыт соответствуют сфере, масштабу и сложности контрольных задач. Сотрудники должны обладать необходимыми знаниями: мастерством (умением, опытом) и дисциплиной для надлежащего выполнения поставленных задач. При проведении контрольных мероприятий они должны предвосхищать и точно оценивать потенциальные проблемы, уметь грамотно действовать в критических ситуациях и самостоятельно разрешать все связанные с ними вопросы.
  5. Внедрение в контрольный процесс новых технологий, координация контрольной деятельности в части планирования контрольных мероприятий, укрепление двухстороннего и многостороннего сотрудничества с органами исполнительной власти, осуществляющих функции управления государственными (муниципальными) финансами, в том числе по выработке государственной политики в бюджетной сфере, по обеспечению исполнения бюджета, по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
  6. Развитие аудиторского контроля – привлечение иностранных фирм с беспристрастным контролем.
  7. Эффективность использования бюджетных средств значительно повысится, если придать гласности расходные статьи бюджета.
  8. Укрепление государственного контроля.
  9. Компьютеризация труда специалистов различных контролирующих органов.
  10. Координация деятельности всех органов контроля.
  11. Разработка методической базы контроля с учётом особенностей объектов контроля (форма собственности, вид деятельности).

    Таким образом, в связи с вышеуказанными направлениями в Республике Беларусь осуществляется работа по совершенствованию финансового контроля, создаются новые или реорганизуются контролирующие органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В заключение проведённого курсового исследования, необходимо сделать следующие выводы:

  1. Финансовый контроль - это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализа их эффективности и разработки предложений по их совершенствованию.
  2. Объектом финансового контроля являются, прежде всего, распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
  3. Финансовый  контроль осуществляется в установленном  правовыми нормами порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций и иных хозяйствующих субъектов. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.
  4. Посредствам финансового контроля проверяются: соблюдение экономических законов и пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального фонда; составление и исполнение бюджета (бюджетный контроль); финансовое состояние и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений; правильность исчисления и своевременность внесения в бюджет налоговых и неналоговых платежей (налоговый контроль) и др.
  5. Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.
  6. В условиях развития рыночных отношений, роль и значение финансового контроля значительно возрастает. Центральной проблемой хозяйствования становится всемирное повышение эффективности производства, и решить её можно при хорошо отлаженном финансовом контроле.
  7. Наиболее высокая действенность и эффективность контроля достигаются последовательным сочетанием предварительного, текущего и последующего контроля.
  8. Цель государственного финансового контроля – обеспечение принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению (включая стадии и планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами (в том числе бюджетными средствами), материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения.
  9. Результативность государственного финансового контроля во многом зависит, как от результатов контрольной деятельности органов государственного контроля, так и от затрат на осуществление самого государственного финансового контроля. При этом снижение затрат является важным элементом оценки результативности.
  10. Сегодня среди первоочередных задач для повышения результативности государственного финансового контроля стоит вопрос внедрения в контрольный процесс новых технологий, создание единой информационной системы результатов контрольных мероприятий, которые ускорят решение проблемы оперативного получения информации в ходе осуществления мониторинга за использованием ресурсов бюджетной системы. При этом единая информационная система государственного финансового контроля в перспективе может быть дополнена результатами аудита, осуществляемого негосударственными аудиторскими фирмами и независимыми аудиторами.
  11. Надёжная реализация результатов контрольной деятельности может быть достигнута за счёт придания гласности не только результатов контрольных мероприятий, но и итогов их реализации посредствам введения соответствующей статистической отчётности.

Информация о работе Формы и методы финансового контроля