Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности формирования, распределения и использования прибыли на предприятии.
Для полного освещения выбранной темы были поставлены следующие задачи:
• На основе литературных источников рассмотреть сущность прибыли и определить ее роль в современной рыночной экономике.
• Ознакомиться с основными методами планирования прибыли на предприятии.
Введение……………………………………………………………………...…3
1. Прибыль, ее экономическая сущность и значение…...………...……….....5
1.1 Понятие прибыли, ее виды...........................................................................5
1.2 Источники получения прибыли……………………………………......….9
1.3 Распределение и использование прибыли................................................11
1.4 Функции прибыли……………………………………………………..….13
2. Роль прибыли в деятельности предприятия………………………..…….15
2.1 Понятие и состав балансовой прибыли……………………………...…..15
2.2 Значение чистой прибыли предприятия……………………………...….25
2.3 Распределение и использование прибыли в ОАО «Синтез»…….......…27
2.4 Факторы, влияющие на прибыль, и резервы её увеличения……....…...31
Выводы и предложения....................................................................................35
Список литературы............................................................................................37
Основной рынок сбыта – это Российская Федерация. ОАО «Синтез» поставляет свою продукцию не только в пределах РФ, но и в страны СНГ, а также в 38 стран мира, в том числе Данию, Швейцарию, Австрию, Великобританию, Венгрию, Германию, Индию и другие.
Основные потребители
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. К ним относятся:
•прибыль (убыток) от реализации продукции; прибыль (убыток) от прочей реализации; доходы и расходы от внереализационных операций; балансовая прибыль; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль и др.
По объёму производства
комбинат занял 1 место в России среди
предприятий медицинской
Финансовая политика предприятия предусматривает отражение в учете реализованной продукции по мере поступления выручки на расчетный счет.
Итоги деятельности предприятия за 2010 год.
Объем производства в фактических ценах отгрузки – 2049 млн. руб.
в том числе:
лекарственных средств – 1792 млн. руб.,
медицинской техники – 246 млн. руб.
Темп роста объема производства к 2009 году – 164%.
Объем реализации за год – 2007 млн. руб.
Валовая прибыль предприятия - 856,4 млн. руб.
Среднесписочная численность работающих – 4950 человек.
Таблица 1 - Показатели финансовых результатов
Показатели |
Сумма по годам, тыс. руб. |
Отклонения (+,-) |
Темп роста, % |
||
2009г. |
2010г. |
2010 - 2009 |
2010г. / 2009г. | ||
Выручка от продажи товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов) |
3202172 |
3853180 |
65108 |
120,33 | |
Себестоимость проданных товаров |
2454696 |
2734289 |
279593 |
111,39 | |
Валовая прибыль |
747476 |
1118891 |
371415 |
149,68 | |
Коммерческие расходы |
193295 |
168039 |
-25256 |
86,93 | |
Управленческие расходы |
172802 |
165268 |
-7534 |
104,55 | |
Прибыль от продаж |
388913 |
778050 |
389137 |
200,05 | |
Проценты к уплате |
78764 |
47484 |
-31280 |
60,28 | |
Прочие доходы |
206616 |
83489 |
-123127 |
69,49 | |
Прочие расходы |
251857 |
311801 |
59944 |
123,80 | |
Отложенные налоговые активы |
131637 |
145225 |
13588 |
110,32 | |
Отложенные налоговые обязательства |
145407 |
148376 |
2969 |
102,04 | |
Прибыль до налогообложения |
264809 |
502255 |
237446 |
189,66 | |
Чистая прибыль |
129522 |
473793 |
344271 |
366,01 |
Валовая прибыль = Чистый доход от продаж — Себестоимость реализованной продукции или услуги
Чистая прибыль = Валовая
прибыль — Сумма производственн
Из данных табл.1 следует, что произошло значительное увеличение выручки от реализации продукции на 651008 тыс. руб., валовая прибыль предприятия увеличилась на 371415 тыс. руб., что привело в итоге также к увеличению чистой прибыли на 200259 тыс. руб. в сравнении с 2009 годом.. А произошло это из-за уменьшения суммы управленческих расходов и операционных расходов. По сырью и материалам затраты на 1 руб. товарной продукции составили за отчетный период 44,8 коп. (при 49,0 коп. в 2009году). Затраты снизились на 4,2 коп. на 1 рубль товарной продукции.
Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности.
Рентабельность комплексно
отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денеж
Показатели рентабельности являются обязательными элементами анализа и оценки финансового состояния предприятия. Они характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности:
Рентабельность продукции — отношение чистой прибыли к полной себестоимости:
Р Продукции = (Чистая прибыль/Себестоимость) * 100
Рентабельность продаж — отношение чистой прибыли от продаж к ее выручке
Р продаж = (Чистая прибыль/Выручку) * 100 %
Рентабельность производства - отношение прибыли от продаж к себестоимости продукции.
Р производства = (П от Продаж / Себестоимость) * 100%
Таблица 2 – Показатели рентабельности
Показатели |
Расчет |
2009 |
2010 |
Рентабельность продукции |
(ЧП/С)*100% |
5,3 |
17,3 |
Рентабельность продаж |
(ЧП/В)*100% |
4,0 |
12,2 |
Рентабельность производства |
(ПП/С)*100% |
15,8 |
28,4 |
По данной таблице
можно сделать вывод, что предприятие
полностью рентабельно и
Показатели рентабельности тем выше, чем ниже издержки. Снижение издержек позволяет снижать цену продаж (если это необходимо) при том же уровне качества, в результате этого может увеличиться объем продаж.
Надо стремиться к автоматизации производства в целях увеличения производительности труда; сокращения условно-постоянных расходов.
Постоянное опережение темпов роста тарифов и цен на электрическую, тепловую энергию, а также на основные виды сырья, используемые в производстве медицинской продукции, приводят к росту цен на выпускаемую продукцию предприятия и снижению конкурентоспособности на рынке.
Таблица 3 - Прочие операции доходов и расходов ОАО «Синтез» за 2010 год (тыс. руб.)
Показатели |
стр. 090 |
стр. 100 |
Реализация и ликвидация ОФ и материальных ценностей |
580 |
11194 |
Дисконт |
300 |
|
Налог на имущество |
9085 | |
Налог на содержание ЖКХ |
12500 | |
Налог на содержание муниц. милиции, детских дош. учреждений, благоустройство территории |
154 | |
Прочие |
1325 |
|
Итого |
2205 |
32881 |
В 2010 году предприятие продолжало маркетинговую работу, необходимую для принятия управленческих решений, направленных на увеличение объема продаж, увеличения прибыли, формирование ассортимента продукции. Периодический маркетинг цен на рынке является неотъемлемым элементом системы ценообразования норм, ценовой политики конкурентов, отслеживается рекламная деятельность, анализируются объемы производства и ассортимент продукции. Итоги экспресс-иследований фармацевтического рынка дали возможность оценить целесообразность внедрения в производство тех или иных препаратов. В итоге в 2010 году поставлено на производство 15 наименований продукции.
Тесное сотрудничество с главными врачами станций переливания крови в 2009 году помогло выявить недостатки выпускаемых изделий медицинского назначения и повысить их качество. В результате в 2010 году спрос на эти изделия увеличился.
Участие в специализированных выставках поддерживает имидж компании, способствует продвижению новой продукции среди розничных и оптовых покупателей, дает возможность завязать тесные личные контакты с поставщиками, клиентами, врачами, потребителями, получение информации о конкурентах и партнерах.
2.2 Значение чистой прибыли предприятия
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению навой техники; на совершенствование технологии и организации производства, на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.
За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и др.
Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членам трудового коллектива в имущество предприятия. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимое на затраты производства в соответствии с действующим законодательством).
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.
Прибыль, остающаяся в
распоряжении предприятия, служит не только
источником финансирования производственного
и социального развития, а также
материального поощрения, но и используется
в случаях нарушения
В случаях утаивания
прибыли от налогообложения
2.3 Распределение и использование прибыли в ОАО «Синтез»
Вся прибыль, остающаяся
в распоряжении предприятия, подразделяется
на две части. Первая часть увеличивает
имущество предприятия и
Нераспределенная прибыль
в широком смысле – как прибыль,
использованная на накопление, и нераспределенная
прибыль прошлых лет
Распределение и использование
прибыли предприятий и
Схемы распределения чистой прибыли:
предприятия: ЧП = РФ + ФН + ФП,
где ЧП – чистая прибыль, РФ – резервный фонд, ФН – фонд накопления, ФП – фонд потребления;
товарищества: ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР,
где ПР - прибыль, распределенная между учредителями.
Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.
Информация о работе Формирование, распределение и использование прибыли на предприятии ОАО «Синтез»