Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:32, автореферат
Актуальность темы исследования. В настоящее время российская экономика находится на стадии становления и экономического роста. Стабилизация послекризисного развития затрагивает все сферы экономической деятельности и все отрасли промышленности. Само понятие развития в экономике тесней- шим образом связано с понятием инвестиций, ибо стратегическое раз- витие не возможно без долгосрочных финансовых вложений, о какой сфере экономической деятельности ни шла бы речь.
Подотрасль отличается достаточно высокой технологической ем-
костью и особенно жесткой конкуренцией на рынке. Большинство оте-
чественных игроков на этом узком и специфичном рынке сейчас пред-
ставляют собой либо крупные торговые компании, которые импорти-
руют дорогую продукцию, в основном, европейских производителей, либо являются средними и мелкими предприятиями, занимающимися производством простой, но востребованной у конечного потребителя продукции. Наибольший интерес, с точки зрения стратегического раз- вития отрасли производства строительных материалов, в рамках нацио- нальной промышленности, на данный момент представляют первые, т.к. именно компании этой группы начинают реализацию масштабных про- изводственных проектов. Подобные компании обладают рядом накоп- ленных преимуществ, которые могут быть использованы при развитии на новой, производственной, ступени. Основными преимуществами, на которые может опереться российский производитель в борьбе за об- ширный внутренний рынок, являются: 1)экономия на транспортных и таможенных издержках при производстве товара в непосредственной близости от потребителя; 2)снижение себестоимости продукции благо- даря использованию более дешевой, по сравнению с европейской, рабо- чей силы. В последние годы в отрасли начинают разрабатываться и осуществляться проекты по созданию производств со сложным техно- логическим циклом, нацеленные на производство товаров по современ- ным технологиям. Такое направление развития представляется доста- точно перспективным и при благоприятных внешних условиях может привести в будущем к созданию целой группы конкурентоспособных отечественных предприятий – производителей.
В целом стратегия инвестирования определяет основные принци- пы и прерогативы развития предприятия при принятии всей совокупно- сти инвестиционных решений. Можно утверждать о системообразую-
щем значении инвестиционной стратегии, в рамках которой для дости-
жения стратегических целей предприятия должны быть связаны воеди-
но все реализуемые
Предлагаемая в диссертации схема формирования инвестицион- ной стратегии на предприятии отрасли производства строительных ма- териалов представлена на рис.1. Согласно предлагаемой технологии при
разработке на предприятиях отрасли инвестиционной стратегии должны
учитываться инвестиционные возможности предприятия, приоритетные направления развития, а также факторы влияния внешней среды.
Инвестиционный потенциал предприятия представляет собой, по мнению автора, базовую характеристику инвестиционных возможно- стей предприятия, которые необходимо соотнести с затратами, связан-
ными с реализацией принятой инвестиционной стратегии. Основные
параметры, характеризующие
потенциал предприятия
Совокупную оценку инвестиционного
потенциала предприятия отрасли
с позиции экономической
ках принятой инвестиционной стратегии проектов, призвана обеспечить
Рис.1. Схема формирования инвестиционной стратегии
Структура потенциала предпринимательской единицы. Табл.2.
Элементы потенциала (ресурсы) |
Параметры, характеризующие элементы потенциала |
1. Товар (ус- луга) |
Соотношение цена/качество Наличие популярных товарных марок |
2. Поставки |
Наличие альтернативных поставщиков Надежность поставок, наличие эксклюзивных дого- воренностей с поставщиками |
3. Технология |
Наличие собственной производственной базы Уровень автоматизации Прогрессивность технологии на уровне отрасли Гибкость технологии |
4. Сбыт |
Наличие собственной сбытовой сети Реальный объем продаж Пропускная способность сбытовой структуры |
5. Персонал |
Уровень квалификации Уровень мотивации к труду Уровень культуры |
6. Финансы |
Объем собственных средств |
7. Здания и сооружения |
Имущественные отношения Количественная характеристика Качественная характеристика Стоимостная оценка |
8.Земельный участок |
Качественная характеристика Количественная характеристика Принадлежность |
9. Управление |
Прогрессивность системы управления Стиль управления Система стимулирования и мотивации |
10. Эксклю- |
Доступ к сырью |
зивные воз-
можности
Доступ к информации
Доступ на рынок
предлагаемая автором матрица оценки реализации инвестиционной стратегии (рис.2.), в которой по оси ОХ откладывается значение показа- теля финансовой устойчивости (ликвидности). Наиболее пригодным для целей оценки является коэффициент текущей ликвидности (Кт.л.) или обобщающий показатель устойчивости. По оси ОУ откладывается зна- чение выбранного целевого показателя экономической эффективности – рентабельности денежных затрат (Rдз) или суммы совокупных нарас- тающих денежных потоков (СНДП).
Предлагаемая матрица может быть использована для оценки уровня управления инвестиционной деятельностью на предприятии в целом, а также при принятии решения о будущих инвестиционных вло- жениях.
Согласно предлагаемой в диссертации методике эффективность инвестиционной стратегии предприятия отрасли целесообразно оцени- вать по результатам реализации осуществляемых в ее рамках инвести- ционных проектов. Такая оценка проводится с использованием набора показателей, каждый из которых характеризует конкретную специали- зированную функцию проекта. Сюда входят:
1. Показатели выполнения - характеризуют скорость выполнения процесса, степень автоматизации функции и ресурсы, вовлеченные в выполнение
2. Показатели стоимости –
3. Показатели качества – могут
определяться на основе
ний стандартов (например, ГОСТ или ISO) и/или внутренней общей системы управления качеством (TQM – Total Quality Management). Ос- новой для формирования показателей качества может служить степень удовлетворенности клиента каждого конкретного проекта, осуществ- ляемого в рамках проекта.
4. Показатели наблюдаемости – характеризуют возможность опе-
ративно получать и анализировать данные по состоянию процесса.
5. Показатели управляемости –
характеризуют возможность опе-
эффективность управляющего воздействия (например, принятого
управленческого решения в рамках проекта).
6. Показатели выхода проекта
– количественная и/или
ная оценка результата проекта.
Рис.2. Матрица оценки реализации инвестиционной стратегии.
7. Показатели эффективности – характеризуют то, насколько ре-
зультативно выполняется проект по сравнению с планом, нормой, пока-
зателями реализации аналогичных проектов и т.д.
Следует отметить, что рассмотренный набор показателей нельзя считать исчерпывающим. На выбор тех или иных показателей для включения в систему оказывает влияние специфика отрасли, особенно-
сти конкретного проекта и предприятия, его осуществляющего, стадия
жизненного цикла предприятия и продукта и т.д.
При этом возможно, что динамика разных показателей (критери- ев) разных бизнес-процессов проекта (или даже одного процесса) будут иметь разные, порой противоположные тенденции. Для разрешения данного конфликта необходимо оценивать эффективность проекта ком- плексно, не основываясь на одном критерии, а используя их различные комбинации.
Таким образом, на основании проведения
оценки инвестиционно- го потенциала предприятия
и эффективности уже
Отправной базой для формулирования методических предложе- ний принятия решений в этой области послужили идеи относительно развития предприятия немецкого экономиста Рихарда Матеса1, который считает, что процесс развития предприятия происходит подобно про- цессу квантового скачка, совершаемого электроном при переходе с од- ного уровня на другой. Такой скачок применительно к экономике пред- приятия представляет собой качественное изменение состояния пред- приятия, затрагивающее все сферы его деятельности. Предполагается, что предприятие до определенного момента развивается внутри одного уровня. Но такое развитие ограничено рамками уровня, и выйти за его пределы возможно только, добившись качественных изменений. Рас- сматривая идеи Матеса применительно к предприятиям отрасли произ- водства строительных материалов, мы пришли к выводу, что такая, на первый взгляд, идеализированная теория имеет место на практике.
Момент принятия решения об осуществлении инвестиций в но- вую для предприятия сферу деятельности можно соотнести именно с моментом начала подготовки к квантовому переходу с одного уровня
деятельности на следующий, а в роли структурирующей силы компании
будет выступать в этом случае высший
менеджмент предприятия. Реа- лизация
любого инвестиционного проекта
не обязательно приводит к качественному
изменению положения предприяти
1 Mathes Richard „Erfolgsmanagement 2000“ „Erfolgsmanagement des Quantensprungs. Fun- damentalkonzept für die Leute, Markten und Unternehmen“ Frankfurt am Main 1997
там, ведущим к перемене уровня. Дело в том, что в результате их осу- ществления предприятием, ранее не занимавшимся производственной деятельностью, меняется статус самого предприятия и его внутренняя среда. В более долгосрочном периоде возможны и такие изменения внешней среды, как изменения социальной ситуации в регионе (в случае осуществления крупных проектов) и изменения соотношения сил в от- расли (доля региональных и внешних производителей на местном рын- ке, изменение уровня цен на продукцию).
Однако в теории Матеса не уделяется внимание анализу факторов, свидетельствующих о готовности предприятия к, так называемому, квантовому переходу и не предлагаются методы принятия решения о
направлении данного перехода, иначе говоря, о выборе направления
инвестиций, а также не учтены факторы внешнего воздействия.
По мнению автора, для предприятия отрасли производства строи- тельных материалов можно выделить следующие критерии, свидетель- ствующие о его готовности к переходу на производственный этап раз- вития:
1. Достаточный опыт предприятия в определенной сфере деятель- ности. Здесь возможно провести аналогию с элементами теории тран- закционных издержек Коуза, которые, по сути, являются издержками
администрирования. Естественно, по мере накопления опыта и совер-
шенствования рутинных процедур (как-то обслуживание заказа клиента, логистические процедуры и т.д.) фирма сможет достичь снижения тран- закционных издержек (по сравнению с новичками в данной сфере). Со- ответственно появится некоторый потенциал роста. Наличие достаточ- ного опыта в своей сфере деятельности является позитивным моментом и может быть рассмотрено в качестве одного из сигналов при принятии решения о переходе, и может быть рассмотрено как один из сигналов, свидетельствующих о готовности предприятия к смене уровня функ- ционирования.
2. Ассортимент. Успешная
ситуации возможно принятие решения
о развитии внутри прежней от- расли
в новом качестве. Таким образом,
часто пересматриваемый ассор- тимент
предприятия отрасли
3. Реализация значительного
4. Рост числа сотрудников –
увеличивает потенциал фирмы
и может свидетельствовать том,