Финансы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Финансы предприятий, как самостоятельный финансово-правовой институт, можно определить как экономические отношения, регулируемые общим и специальным законодательством, возникающие при формировании, распределении и использовании денежных фондов, собственником которых является предприятие.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что эффективное функционирование финансов предприятий является основой стабильности государственных, региональных и муниципальных финансов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3


1.ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………..5


1.1.Финансовые отношения……………………………………………………...…5


1.2.Функции финансов предприятий…………………………………………..…..7


2.ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………9


2.1.Понятие организации финансов предприятия…………………………….…..9


2.2.Принципы организации финансов предприятия………………………….…..9


2.3.Факторы, влияющие на организацию финансовой деятельности предприятия ……………………………………………………………………..…11


2.4.Особенности финансов организаций различных правовых форм………….13


3.ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ………………………………..15


3.1. Собственные финансовые ресурсы…………………………………..………15


3.2. Привлеченные источники…………………………………………..………...16


3.3. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов предприятия……………………………………………………………….……….16

.Финансовый механизм предприятий…………………………………………………………………….19

4.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ.......................................................................................................22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…29


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по фин и кр.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

     

Государственное регулирование финансов предприятий  является существенным условием их функционирования. Основные способы государственного регулирования финансов предприятий:

  • определение организационно-правовых форм ведения бизнеса;
  • определение условий формирования и изменения величины уставного капитала предприятий;
  • установление правил формирования и использования денежных фондов и резервов предприятий;
  • регулирование взаимодействия предприятий и финансового рынка;
  • определение стандартов финансового учета и отчетности предприятий;
  • определение принципов и режимов налогообложения предприятий;
  • регулирование учетной ставки процента и др.

     

Одним из наиболее эффективных экономических методов государственного регулирования финансов предприятий является налогообложение.

     

Система налогообложения  должна решать определенные задачи: содействовать  деловой активности предпринимателей, стимулировать рост производства и  заинтересованность работников в результатах труда; побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводительные расходы; обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для финансирования расходов государства и выполнения им своих функций.

     

Положительный эффект воздействия системы налогообложения  возможен при соблюдении ряда условий:

     

Во-первых, возлагаемое на предприятия налоговое бремя не может быть чрезмерным, лишающим предприятия ресурсов финансирования расширения и технического перевооружения производства.

     

Во-вторых, количество взимаемых налогов должно быть минимальным, а порядок их исчисления и взимания - простым и понятным каждому плательщику.

     

В-третьих, необходимы стабильность ставок и порядка уплаты налогов на длительное время.

     

В-четвертых, система налогообложения должна быть гибкой, создавая при помощи налоговых льгот предпочтительные условия развития для тех отраслей, в продукции которых заинтересовано общество.

     

Налоги классифицируются по видам и объектам обложения. Установлены федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги (общеобязательные и вводимые по усмотрению соответствующих органов власти).

     

Объектами налогообложения  на предприятии выступают: прибыль, доходы, имущество, товары определенного вида, отдельные виды деятельности, в т.ч. финансовые операции, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, пользование природными ресурсами. Если все предприятия, как правило, выступают плательщиками налогов в бюджет, то только некоторые из них получают из бюджета дотации и ассигнования на капитальные вложения, к ним, в частности, относятся предприятия агропромышленного комплекса, угольной промышленности. Некоторые мероприятия финансируются из республиканского бюджета в рамках целевых государственных программ и инвестиций – финансирование конверсируемых предприятий оборонного комплекса, программы санации и закрытия шахт. Часть средств республиканского бюджета направляется предприятиям через специальные фонды – фонд поддержки предпринимательства, фонд финансовой поддержки энергетики и электрификации.

     

Параллельно с  бюджетом функционирует система  государственных внебюджетных фондов социального и производственного  назначения, аккумулирующих значительные финансовые ресурсы. Объем этих ресурсов по отношению к доходам консолидированного бюджета составляет не менее половины. Большая часть этих финансовых средств перечисляется в централизованные внебюджетные фонды, остальные средства остаются в распоряжении предприятий.

     

К внебюджетным фондам производственного назначения относятся фонды финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции, создаваемые в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях за счет отчислений предприятий; дорожные фонды РФ, формируемые за счет специальных налогов, взимаемых с предприятий и включаемых в себестоимость продукции, и др.

     

Значительная  часть финансовых ресурсов аккумулируется в фондах социального назначения. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования. Одним из источников образования этих фондов являются обязательные платежи предприятий, включаемые в себестоимость продукции.

     

Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т. п. Развитию малого бизнеса способствовал процесс приватизации. Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей,  где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, — прежде всего это обслуживание населения.

     

Для предпринимательства  в незначительных масштабах не нужны  большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала. Но в период становления малых предприятий им, как правило, необходима государственная поддержка. Она обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя в социальноориентированных сферах.

     

Малые предприятия  не способны самостоятельно выступать  инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в  экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство на выпуск новой продукции, товаров и услуг. Однако это производство не становится массовым и серийным. Крупные компании, в том числе и холдинговые, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов.

     

Объединение усилий крупного и мелкого бизнеса обеспечивается через систему субконтрактов, передачу технологий, повышение гибкости и  оперативности. Направление промышленного  и финансового капитала на ускорение развития ведущих отраслей экономики, поддержка социального и жилищного секторов, создание нормальных условий для конкуренции имеют первостепенное значение для роста производительности труда и экономического подъема.

     

Государственные и местные органы власти имеют возможность вовлекать в предпринимательскую деятельность свободные земли и ресурсы, нежилой муниципальный фонд, воздействовать на инвестиционную политику малых предприятий, главным образом через субсидии и налоговые льготы.

     

Малые предприятия  наиболее подвержены конкуренции и  банкротству, и эта тенденция  должна учитываться. Многие малые предприятия  разоряются. Норма прибыли, получаемая от различных видов предпринимательской  деятельности, существенно колеблется, что отражается на финансовой устойчивости малого бизнеса. Только добросовестная конкуренция повышает эффективность производства, стимулирует снижение цен на товары, повышает ответственность производителей перед потребителями, расширяет сферы обслуживания населения.

     

Бюджетным Кодексом РФ  статьей 78 регламентируется порядок  предоставления субсидий представителям малого и среднего бизнеса с разной формы собственности в целях  возмещения затрат  или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на безвозмездной основе из бюджетов различного уровня.

     

Законодательство  разграничило предметы ведения органов  власти различных уровней относительно малого бизнеса.

     

Так, в ведении  Российской Федерации находятся:

  • определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки малого предпринимательства;
  • установление порядка создания и деятельности федеральных органов власти в области государственной поддержки малого предпринимательства; разработка и реализация федеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемых не менее чем на 50% за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ;
  • установление льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

     

Субъекты Федерации  в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области  поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять для этого дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

     

Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям:

     

• формирование инфраструктуры поддержки и развития;

     

• создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

     

• установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

     

• поддержка  внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными  государствами.

     

Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется в соответствии с  федеральной программой государственной  поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

     

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

     

В 2007 году, а позднее  в новой редакции от 23.07.2008 г. был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», который регламентирует меры по всесторонней (законодательной, финансовой, имущественной, информационной, консультационной) поддержки бизнеса. В частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий, ведение реестра организаций, получивших субсидии, порядок имущественной поддержки (касается земельных участков, зданий, строений и сооружений, а также аренды и покупки помещений), порядок контроля и проведения проверок.

     

В тяжелых условиях экономического кризиса с января 2009 года вышло несколько Постановлений  Правительства РФ, приказов Минэкономразвития  РФ, направленных на утверждение комплекса  мер по развитию и  государственной  поддержке предприятий малого  и среднего бизнеса.

     

Остается надеяться, что исполнительные органы власти смогут всецело осуществлять эти меры.

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

Финансы предприятия - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег: на их основе на предприятиях функционируют различные денежные фонды.

Финансовые отношения  можно объединить в 4 группы:

  • отношения с другими предприятиями и организациями;
  • отношения внутри предприятия;
  • внутри объединений предприятий (с вышестоящей организацией, внутри холдинга);
  • с финансово-кредитной системой (бюджетами и внебюджетными фондами, банком, биржей).

Информация о работе Финансы предприятия