Финансы потребительских кооперативов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:55, статья

Описание работы

Одной из распространенных форм некоммерческих организаций в России является потребительский кооператив.
Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Работа содержит 1 файл

Финансы потребительских кооперативов.Эссе.docx

— 26.88 Кб (Скачать)

Эссе. Финансы потребительских кооперативов

Одной из распространенных форм некоммерческих организаций в  России является потребительский кооператив. 
Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Действует потребительский кооператив на основе устава, в котором отражаются размеры вступительных и паевых взносов. 
Потребительский кооператив как некоммерческая организация, согласно ст. 50 и ст. 116 ГК РФ, может быть создан в виде: кооператива, отребительского союза, потребительского общества. 
Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов: 
добровольное вступление в потребительское общество и выход из него; 
обязанность уплаты вступительного и паевого взносов; 
¦ демократичность управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, подотчетность органов управления и контроля общему собранию пайщиков потребительского общества, свободное участие пайщика в выборных органах); взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической выгоды; ограничение размеров кооперативных выплат; 
доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков; забота о более полном удовлетворении платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления. Удовлетворение спроса населения — это социальная категория. 
В России на 1 января 2001 г. насчитывалось 3280 потребительских обществ, в том числе 1240 районных и 200 городских, остальные 1840 — сельские и рабочие. Все они объединяют .11,5 млн. пайщиков. 
В среднем на одно потребительское общество (потребительский кооператив) приходится 3,5 тыс. членовпайщиков. В отдельных регионах России есть потребительские общества с численностью, превышающей 10 тысяч пайщиков. 
Потребительские общества (сельские, рабочие, городские) объединены в районные, областные, краевые, республиканские союзы и Центросоюз РФ, образуя систему организаций потребительской кооперации. 
Потребительская кооперация — социально ориентированная организация. Она содействует развитию социальнобытовой инфраструктуры в сельских районах страны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуждении социальных проблем. 
В соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. № 30851 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" основными задачами потребительской кооперации являются: создание и развитие организаций торговли, удовлетворение спроса населения в товарах и торговых услугах; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продуктов и сырья, продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственнотехнического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли в целях удовлетворения платежеспособного спроса населения; ¦ оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг. 
Поскольку потребительский кооператив является кооперативной некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не из государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива. Однако Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" гарантирует потребительским обществам и их союзам государственную поддержку с учетом их социальной значимости. 
В связи с изложенным следует отметить, что потребительский кооператив не сможет выполнить социальные задачи, стоящие перед ним, если будет убыточным, финансово неустойчивым. 
Источниками финансовых ресурсов потребительского общества являются: 
вступительные и паевые взносы пайщиков; прибыль, полученная от торговой и иной деятельности (этот источник не исключается, если получение прибыли — дополнительная цель деятельности кооператива, ради которой он создан); заемные и привлеченные денежные средства и средства, полученные в порядке государственной поддержки. 
Таким образом, паевые взносы и прибыль являются основными источниками самофинансирования потребительского общества. 
Доходы потребительского общества, полученные от торговой и иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты. 
В потребительском обществе формируются денежные фонды: паевой фонд, неделимый, резервный, социальной сферы и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества (фонд подготовки кадров, НИОКР, фонд стимулирования пайщиков, фонд финансирования капитальных вложений). 
Финансы потребительского общества и его структурных подразделений включают следующие финансовые и денежные отношения: 
между потребительским обществом (как юридическим лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер: с одной стороны, пайщики вносят в потребительское общество вступительные и паевые взносы, с другой — одни получают от него средства в виде кооперативных выплат; потребительского общества с коммерческими предприятиями поставщиками при расчетах за поставленные товарноматериальные ценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.); при уплате и получении штрафов за нарушение условий договора; потребительского общества с налоговыми органами при уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплате взносов; с организациями и учреждениями при поставке заготовительных сельскохозяйственных продуктов и сырья; с банком при оплате процентов за кредиты, а также в процессе хранения денег в банке; с вышестоящим кооперативным союзом и его структурными подразделениями при уплате внутрихозяйственных отчислений и формировании централизованных денежных фондов; потребительского общества со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, инвестировании средств в воспроизводство основных фондов; с транспортными организациями при оплате тарифов за перевозки различных грузов; потребительского общества с вольнонаемными работниками — при выплате заработной платы, распределении и использовании прибыли от коммерческой деятельности; со страховыми организациями и компаниями при страховании имущества потребительского общества и предпринимательских рисков; с иными организациями и предприятиями, связанными с распределением и перераспределением дохода потребительского общества. 
Отношения, возникающие в системе потребительской кооперации РФ, основное звено которой — потребительское общество, являются объектом гражданскоправового регулирования. В настоящее время наряду с ГК РФ регулирование деятельности потребительских обществ как некоммерческих организаций осуществляется Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". 
Высшим органом управления в потребительском обществе является общее собрание пайщиков. В период между общими собраниями действует совет, избираемый на общем собрании пайщиков. Исполнительный орган — правление потребительского общества. Исходя из структуры органов управления распределение прибыли (доходов) в потребительском обществе и формирование денежных фондов являются компетенцией общего собрания пайщиков. Общее собрание пайщиков полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе принимать его устав. 
Пайщики потребительского общества имеют право: 
добровольно объединяться в потребительское общество и свободно выходить из него с возвращением паевого взноса; избирать и быть избранным в органы управления и контроля потребительского общества; 
получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания пайщиков; иметь преимущества в приобретении (получении) товаров на предприятиях торговли потребительского общества; 
пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых собранием пайщиков. 
Общее собрание пайщиков может устанавливать и иные права пайщиков. 
Контролирующим органом финансовохозяйственной деятельности потребительского общества является ревизионная комиссия, избираемая пайщиками. 
Закон РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" определяет пайщика как центральную фигуру в потребительской кооперации, законодательно закрепляя за ним статус социальной базы всей системы потребительской кооперации. 
Являясь центральной фигурой в потребительской кооперации, пайщик играет исключительно важную роль в финансовоэкономической деятельности потребительского общества. Экономическая роль пайщиков в потребительском обществе заключается прежде всего в создании паевого фонда как одного из важнейших источников финансовых ресурсов. 
Экономическая роль пайщика заключается также в создании доходов путем приобретения им товаров преимущественно в магазинах своего потребительского общества, а также в сдаче в кооператив сельскохозяйственных продуктов и сырья со своего подсобного хозяйства по договору. Член потребительского общества привлекает и непайщиков к покупке товаров в магазинах кооператива и заготовке сельскохозяйственных продуктов. Таким образом, пайщик как участник экономической жизни потребительского общества создает паевой фонд, обеспечивает розничный товарооборот, оборот по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. В условиях рыночных отношений выживает на рынке то потребительское общество, которое имеет постоянных покупателей, доходы и оборотный капитал. Рост объемов товарооборота и заготовок при разумных методах работы обеспечивает потребительскому обществу получение доходов и выживаемость на рынке. 
Осуществляя розничный товарооборот в магазинах потребительской кооперации, пайщики удовлетворяют как свои потребности в товарах народного потребления, так и спрос на товары и услуги обслуживаемого населения. И как отмечалось выше, удовлетворение спроса населения — это социальноэкономическая категория. Наличие в магазинах кооператива товаров в ассортименте, удовлетворяющем платежеспособный спрос, расширяет экономические и социальные задачи потребительской кооперации. 
В нынешних условиях потребительские кооперативы выполняют не только торговые и заготовительные, но и производственные функции, осуществляют связи между промышленным производством и сельским хозяйством, между городом и деревней, создавая тем самым экономический и социальный эффект. Для того чтобы потребительская кооперация в перспективе укрепляла свои позиции на внутреннем рынке товаров и услуг, она должна работать на увеличение численности пайщиков и размеров паевого фонда. 
Однако в годы экономических реформ, связанных с переводом экономики страны на рыночные отношения, во многих регионах ослабло внимание к пайщику как ключевой фигуре потребительской кооперации. Численность пайщиков потребительских обществ сократилась. 
Для того чтобы укрепить положение потребительской кооперации на российском рынке, потребительским обществам необходимо активизировать работу с пайщиками. Реализация этой задачи имеет сегодня особую актуальность еще и потому, что ослабление работы в этой области создает условия для нарушения демократических принципов кооперации.

Проблема  усиления активности пайщиков может решаться по двум главным направлениям. Первое направление  и, пожалуй, самое  значимое — это  умение заинтересовать пайщиков материально  и морально, чтобы  они проявляли  интерес к кооперативному делу. В теоретическом значении интерес — это сильная и относительно продолжительная направленность внимания к исполнению работы и к удовлетворению определенных потребностей, будь то материальные, культурные потребности или потребность в общении с другими людьми. Поэтому интересы выступают как реальные стимулы деловой активности, как двигатели экономического развития. 
Проблема развития заинтересованности пайщиков, на наш взгляд, может решаться по следующим направлениям: предоставление им преимущественного права приобретения товаров в кооперативных магазинах; предоставление им права гарантированного сбыта через кооперативы на договорной основе продукции личных подсобных хозяйств и промыслов; предоставление права покупки товаров в магазинах потребительской кооперации со скидкой с розничных цен; оплата услуг образовательных учреждений учебы членовпайщиков и их детей; выплата дивидендов (кооперативных выплат) на вложенный в кооператив пай. Работа по этим направлениям в отдельных потребсоюзах уже проводится. 
Главное в работе с пайщиком — утвердить в нем стремление быть хозяином потребительского общества, пробудить у него экономический интерес. 
Вместе с тем экономические интересы должны быть основаны на взаимности: потребительское общество экономически стимулирует пайщика, но и пайщик выполняет определенные обязательства перед потребительским обществом: он должен "покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов", как записано в ст. 116 ГК РФ. 
Паевой фонд потребительских обществ в России на начало 2001 г. достигал 250 млн. рублей. Средний размер паевого взноса по потребительской кооперации России составляет 22 рубля. В отдельных потребительских обществах он варьирует от 15 до 50 рублей. Паевой фонд может быть увеличен и финансовое положение потребительских обществ улучшено, если принять новых членовпайщиков и с согласия пайщиков урегулировать размеры паевых и вступительных взносов. 
Потребительской кооперации предоставлены права создавать общества в городах с целью улучшения торгового обслуживания населения городов. До рыночных реформ во многих городах страны были открыты прекрасные магазины по торговле сельскохозяйственными продуктами, но в последующем они прекратили свое существование, значительно сократив возможности городского населения в приобретении высококачественных товаров. Представляется целесообразным возродить эту практику в городах, для чего организовать там потребительские кооперативы в составе действующих потребсоюзов. 
Одной из важных проблем потребительской кооперации на современном этапе ее стабилизации и развития является укрепление финансового положения потребительских обществ, эффективное использование финансовых ресурсов. Решение этой проблемы зависит от применения экономических методов в управлении финансами, к основным из которых относятся прежде всего финансовое планирование и нормирование. 
Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется только в денежной форме и позволяет проследить движение денежной массы, наметить объемы товарооборота и производимой продукции, спрогнозировать объемы финансовых ресурсов. Задача финансового планирования — достичь сбалансированности финансовых ресурсов с расходами финансовых средств как в целом, так и каждого предприятия в отдельности, обеспечив при этом их эффективное использование. 
Одним из упущений финансовых служб потребительских обществ является слабое применение финансового планирования для обеспечения финансовых ресурсов и развития всех отраслей деятельности. В известной степени было ослаблено внимание к планированию из-за высоких темпов инфляции, нестабильности налоговой системы, разрыву хозяйственных связей, которые затрудняли разработку планов в потребительских обществах. 
Сейчас, когда наметились стабилизация и некоторый экономический подъем, необходимо перейти к планированию финансов и всей деятельности потребительских обществ и их структурных подразделений. Ввести в практику ежемесячное (квартальное) составление бюджета доходов и расходов. Оплату труда работников увязать с выполнением плановых заданий, конечными результатами деятельности потребительских обществ и их структурных подразделений. 
Плановые задания должны в потребительских обществах стать предметом обсуждения на собраниях пайщиков, которые могут указать на финансовые резервы, имеющиеся в потребительском обществе. 
Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией планирования финансово-хозяйственной деятельности, при составлении финансовых планов, на наш взгляд, целесообразно определять и рекомендовать пайщикам направлять долю распределяемой прибыли на пополнение собственных оборотных средств. 
Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационноправовая форма юридического лица (дачные, садоводческие, жилищностроительные, гражданские, кредитные и др.). По отношению к этим кооперативам применяются общие правила Гражданского кодекса РФ и подзаконные акты, регулирующие особенности создания и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов. Они могут объединяться в ассоциации, союзы. 
В 1999 г. в России образована Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР). В нее вошли Центральный союз потребительских обществ (Центросоюз), Агропромышленный союз РФ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств РФ, Союз старателей России, Союз производственных сельских кредитных кооперативов, Московский союз жилищностроительных кооперативов и др.


Информация о работе Финансы потребительских кооперативов