Финансовый менеджмент в КО

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и значение финансового менеджмента в кредитных организациях:
1.1. Теоретические аспекты финансового менеджмента……………………. 5
1.2. Основные направления аналитической работы в кредитных организациях…………………………………………………………..………..11
Глава 2. Управление деятельностью в кредитных организациях:
2.1. Сущность, задачи и функции финансового менеджмента в
кредитных организациях………………………………………………….…...14
2.2. Управление финансовыми результатами и рентабельностью коммерческой организации……………………………………………..…….20
Глава 3.Специфика финансового менеджмента в кредитных организациях:
3.1. Понятие банковских рисков……………………………………………...24
3.2. Управление основными банковскими рисками......................................25
3.3. Специальные методы управления банковскими рисками…………......29
Заключение…………………………………………………………………......38
Список использованной литературы……………..………………………….40

Работа содержит 1 файл

фин.менедж. КУРСОВАЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     Финансовый  менеджмент в коммерческом банке  — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).

     Трехмерный  классификатор финансового менеджмента  в коммерческом банке можно представить в виде схемы трех укрупненных блоков управления процессами формирования и использования денежных ресурсов.

     а) Фронтальный блок представляет собой  систему управления по разработке комплексных  программ и проектов деятельности банка  с учетом заданных ограничений; методологию управляющих воздействий; организацию и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-¬планирование; финансово-¬экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.

     б) Верхний блок представляет собой  набор операционных функций банка, выбранный им в соответствии с  миссией и концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими воздействиями первого (фронтального) блока.

     в) Правый блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области продуктовой  политики, реинжиринга бизнес-процессов  обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.

     Таким образом, для целей данной работы под банковским менеджментом будем  понимать управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции.  

     1.2. Основные направления  аналитической работы  в  кредитных организациях 

     Рыночная  экономика требует совершенно иного, чем при административной системе, подхода к анализу деятельности банка. Современный финансовый и  экономический анализ лежит в  основе объективной оценки работы банка  и принятия управленческих решений. В связи с этим возникает необходимость в глубоком и всестороннем анализе банковской деятельности. Комплексная оценка банковской деятельности является сложной задачей, основанной на современных методах экономического и финансового анализа. Комплексный анализ выступает, как инструмент научного познания закономерностей сложных финансовых процессов и является основой управленческих решений, что особенно актуально в сложившейся экономической ситуации.

     Можно выделить следующие основные направления  организации аналитической работы в банке:

     1. Анализ данных аналитического  учета, в том числе лицевых  счетов, журналов, картотек; анализ  соответствия 
данных аналитического учета данным синтетического учета, включая ежедневные балансы (сводки оборотов и остатков), 
кассовые и бухгалтерские журналы, сводные карточки, проверочные и оборотные ведомости.

     2. Анализ банковского баланса и  других сводных форм отчетности, финансовых результатов деятельности  банка, а 
также состояния учета и отчетности.

     3. Анализ состояния операционных, хозяйственных договоров и учредительных документов.

     Аналитическая работа по интерпретации имеющейся  информации проходит в несколько  этапов, различающихся по составу  и трудоемкости. Анализ начинается с предварительного этапа, в рамках которого происходят чтение баланса и его подготовка к дальнейшей работе. Производятся структурирование статей, группировка статей активов и пассивов в соответствии с заданными критериями, проверка соответствия отдельных групп актива и пассива баланса по строкам, видам затрат и их источникам, категориям контрагентов; проверяется соблюдение нормативных требований Центрального банка и внутренних правил и процедур банка.

     К основным направлениям анализа баланса  коммерческого банка, проводимого  на предварительном этапе, можно отнести следующие:

  • анализ структуры пассивных операций (операций по привлечению средств);
  • анализ структуры активных операций (операции по размещению собственных, привлеченных и заемных средств);
  • анализ финансовых результатов деятельности коммерческого банка;
  • анализ качества управления кредитной организацией.

     В качестве метода анализа банковского  баланса применяется метод сравнения. Его использование позволяет  определить причины и степень воздействия динамических изменений и отклонений по статьям на ликвидность банка и прибыльность его операций, выявить резервы повышения эффективности. Сравнительный анализ можно проводить как на внутрибанковском уровне (сравнивать два периода), так и на межбанковском уровне (сопоставляя отчетность). При этом чем шире круг взятых для сравнения банков, тем больше возможность совершенствования деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Управление деятельностью в кредитных организациях 

     2.1. Сущность, задачи и функции финансового менеджмента в

     кредитных организациях 

     Разделение  банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора.

     Структура основных задач банковского менеджмента  с учетом их содержания:

     Финансовый  менеджмент

     1. Управление активами и пассивами

     2. Управление ликвидностью

     3. Управление собственным капиталом

     4. Управление заемным капиталом

     5. Управление банковскими рисками

     6. Управление кредитным портфелем

     7. Организация внутрибанковского  контроля 

     Управление  персоналом

     1. Администрирование системы организации и оплаты труда

     2. Организация подбора и расстановки  персонала

     3. Организация системы подготовки  персонала 

     Банк  — это организация, осуществляющая управление капиталом – собственным  и заемным. Этот капитал рассматривается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например «человеческий капитал», которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. Управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, основанное на понимании роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования в обществе. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Структура основных задач банковского менеджмента с учетом их содержания: 

     Банковская  политика:

      1. Постановка главных задач, выделение  основной цели существования  банка

      2. Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка

      3. Разработка методологии управления  деятельностью банка

      4. Разработка организационной структуры  банков в соответствии с выбранной  политикой развития банка 

       Стратегия управления персоналом банка:

     - банковский маркетинг:

     1. Установление существующих и  потенциальных рынков банковских  услуг

      2. Выбор конкретных рынков и  выявление потребностей банковской  клиентуры

      3. Установление долго¬- и краткосрочных  целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг

      4. Внедрение новых видов услуг  в практику и контроль банка  за реализацией программ внедрения. 

     - создание банковских продуктов:

     1. Разработка методов изменения  состояния, свойств, формы денежных  средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка

      2. Внедрение новых банковских  технологий обслуживания клиентов 

     - формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов продажа услуг:

      1. Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица)

      2. Завоевывание новых рынков банковских  услуг

       3. Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных денежных потоков

      4. Получение прибыли 

     - экономика и финансы

      1. Приращение капитала

      2. Управление прибылью и ликвидностью

      3. Максимизация управленческого  вознаграждения

      4. Обеспечение стабильности развития  банка

      5. Обоснование финансовых решений 

     - информационно-аналитическое обеспечение

     1. Создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций. 

     - администрирование

     1) Приведение организационной структуры банка, классификации  и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка. 

     Система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может быть представлена следующим  образом:

Информация о работе Финансовый менеджмент в КО