Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:03, курсовая работа
Финансовый контроль осуществляется органами государственной власти, уделяющими серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля, поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.
Данная работа освещает теоретические вопросы проведения финансового контроля в России. Она написана с использованием учебной литературы и российской законодательной базы.
Введение. 4
Глава 1. Сущность и содержание финансового контроля, его функции и значение в условиях рыночной экономики. 5
Глава 2. Формы, виды и методы финансового контроля. 11
§1.Виды финансового контроля. 11
§2.Формы финансового контроля. 12
§3.Методы финансового контроля. 13
§4.Задачи финансового контроля. 16
Глава 3. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в Российской Федерации. 17
§1.Президентский контроль. 17
§2.Контрольное управление Президента РФ. 18
§3.Правительство РФ. 18
§4.Министерство финансов РФ. 18
А) Департамент государственного финансового контроля и аудита. 20
Б) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. 20
В) Федеральная налоговая служба. 21
Г) Федеральная служба страхового надзора. 23
§5.Федеральное казначейство РФ. 24
§6.Центральный банк РФ. 25
§7.Счетная палата РФ. 27
Глава 4. Задачи и функции внутрихозяйственного финансового контроля. 30
Заключение. 34
Список используемой литературы. 35
Внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный) финансовый контроль проводится самим предприятием, объединением, ассоциацией, их экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента – за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.
Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:
Внутрихозяйственный контроль можно подразделить на:
Предварительный контроль производится на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному бухгалтеру на подпись, а также при визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств.
Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.
Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.
Таким образом, внутрихозяйственный (бухгалтерский) контроль является непрерывным, универсальным (сплошным), системным и строго документальным. Он играет роль формы обратной связи, посредством которой орган управления организации получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и реализации управленческих решений.
В российских стандартах аудиторской
деятельности система внутреннего
контроля рассматривается как
Аудиторский контроль является новым видом финансового контроля, возникшим в Российской Федерации в конце 80-х гг., когда было принято постановление Правительства РФ в 1987 г. о создании на территории нашей страны совместных предприятий. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысились требования к их финансовой надежности и объективности при оценке финансового
состояния.
Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.
Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности – за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная проверка проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита». Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства и налоговой службы. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:
Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.
Конкуренция между аудиторскими фирмами заставляет их активно бороться за качество своих услуг, престиж фирмы. Деятельность аудиторских фирм осуществляется на основе принимаемых ими уставов. В 1991 г. была создана Аудиторская палата, деятельность которой направлена на активизацию, упорядочение, становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и с учетом требований международных правил.
Контроль за состоянием экономики,
развитием социально-
Финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации. Финансовый контроль – форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики.
Непосредственным предметом контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель – содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.
Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает и определяет его назначение и содержание. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.
1 В настоящее время Федеральная налоговая служба (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).
2 В настоящее время действует Положение о главном контрольном управлении, утвержденное Указом Президента РФ от 08 июля 2004 г. № 729.
3 С 2004 г. – Федеральная служба страхового надзора в ведении Минфина России с передачей ей функций территориальных органов страхового надзора Минфина России (Указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649).
4 Федеральное казначейство, включая подчиненные ему территориальные органы — казначейства субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов и районов в городах.
5 Счетная палата — юридическое лицо. Возглавляется председателем, назначенным по представлению Президента РФ, Госдумой на шесть лет, и заместителями председателя, назначаемыми Советом Федерации, также на 6 лет. Коллегия Счетной палаты помимо председателя и заместителей включает 12 аудиторов: каждая из палат Федерального Собрания назначает по шесть аудиторов. Текущую контрольную работу выполняет аппарат — инспектора Счетной палаты. Подобные органы существуют и в субъектах Федерации: например, контрольно-счетная палата Московской городской думы.