Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 23:53, контрольная работа
Цель данной работы: определение сущности финансового регулирование социально-экономических процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
дать определение социального процесса
определить, что такое финансовое регулирование социальных процессов, с помощью каких методов оно осуществляется
дать понятие социально-экономического развития
выявить роль Правительства РФ в регулировании социально-экономического развития
рассмотреть федеральные целевые программы, проводимые Правительством РФ
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансового регулирования социальных процессов на современном этапе социально-экономического развития
1.1. Понятие социального процесса
1.2. Финансовое регулирование социальных процессов 8
1.3. Понятие социально-экономического развития
Глава 2. Деятельность Правительства РФ в регулировании социальных процессов и социально-экономического развития
2.1. Роль Правительства РФ в регулировании социально-экономического развития
2.2. Федеральные целевые программы, проводимые Правительством РФ
Заключение
Список литературы
(ВлГУ)
Факультет «Экономический»
Кафедра
«Финансы и экономика туризма»
Контрольная работа
по предмету
«Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики»
Тема: Финансовое
регулирование социально-экономических
процессов
студент группы Преподаватель: |
Владимир
2012
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового регулирования социальных процессов на современном этапе социально-экономического развития 5
Глава 2. Деятельность Правительства РФ в регулировании социальных процессов и социально-экономического развития 19
2.1. Роль
Правительства РФ в
2.2. Федеральные целевые программы, проводимые Правительством РФ 22
Заключение 26
Список
литературы 31
Введение
Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства.
При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. Государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения.
В статье 7 Конституции РФ определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Повышение благосостояния населения — главная цель экономической политики государства, в том числе финансовой. Для реализации основных жизненно важных социальных гарантий (таких как право на труд и защита от безработицы; право на государственную защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование) предусмотрены специальные финансовые механизмы. Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп.
Рассматриваемая тема действительно является актуальной, поскольку она затрагивает как интересы общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Социальное государство - понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства.
Цель данной работы: определение сущности финансового регулирование социально-экономических процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Глава
1. Теоретические
основы финансового
регулирования социальных
процессов на современном
этапе социально-экономического
развития
Классическое
определение социального
Среди социальных процессов социологи выделили две их специфические формы. Во-первых, это “социальное развитие” - форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в системе. Речь в данном случае идет о направленном процессе, т.е. таком, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере (например, рост экономических показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме того, система последовательно приближается к некому всеобщему состоянию (например, общество приближается к состоянию социального равенства, процветания или демократического представительства), причем это стимулируется имманентными свойствами самой системы (внутренние противоречия разрешаются благодаря появлению качественно новых форм социальной жизни; присущее людям творческое начало направляется на масштабные организационные инновации и т.д.). Другая форма социального процесса - это “социальный цикл”. Он не имеет определенной направленности, хотя и не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система на той или иной стадии, может повториться в будущем, причем данное состояние, в свою очередь, уже когда-то случалось в прошлом. В коротком временном интервале изменения происходят, но на длительном отрезке времени - нет, поскольку система возвращается к первоначальному состоянию.
К числу наиболее спорных, но, одновременно и наиболее влиятельных во всей истории человеческой мысли относится идея “социального прогресса”. Под “прогрессом” понимается направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию (к реализации этических ценностей, таких как счастье, свобода, процветание, справедливость), либо к идеальному состоянию общества, описанного в многочисленных социальных утопиях.
Социальные процессы могут быть направленными и ненаправленными. Первые необратимы и часто имеют тенденцию к концентрации, накоплению. Каждая последующая стадия отличается от любой более ранней и включает в себя ее результат, тогда как более ранняя стадия подготавливает необходимость более поздней. Примерами направленного процесса могут служить социализация личности, рост населения, индустриализация и т.д. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют либо чисто случайный, хаотический характер (возбужденная толпа), либо их течение подчиняется определенным повторяющимся или по меньшей мере схожим моделям, такой процесс рассматривается как круговой или замкнутый цикл. Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся, прогрессивном цикле, если же уровень оказывается более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный. Частный случай, когда в социальных системах ничего не происходит в течение какого-то времени, определяется как стагнация (застой).
Важным критерием является конечный результат процесса. Некоторые, поистине созидательные процессы приводят к фундаментальным новшествам - возникновению совершенно новых социальных условий, состояний общества, социальных структур и т.д. Процессы такого типа обозначают термином “морфогенезиз”. К ним относятся, например, распространение нового стиля жизни, основание новых городов, принятие конституции нового государства. Морфогенетические процессы сыграли решающую роль в происхождении всех цивилизаций, в технологических, культурных и социальных достижениях человечества начиная с ранних примитивных обществ и кончая современной индустриальной эпохой. Эти процессы следует отличать от простой трансмутации, приводящей к менее радикальным результата и влекущей за собой лишь модификацию, реформацию или пересмотр существующих социальных установок. Среди данного типа процессов можно выделить компенсаторские, адаптивные, гомеостатические, уравновешивающие или поддерживающие процессы, которые в конечном счете позволяют приспосабливаться к окружающим условиям, сохраняя существование общества в неизменной форме.
Каковы же движущие силы, причинные факторы социальных процессов? А кроме того, находятся они внутри самого процесса или действуют извне? Эндогенные процессы (с внутренней причиной) раскрывают потенциальные возможности, свойства или тенденции, заключенные внутри изменяющейся реальности, экзогенные процессы (с внешней причиной) являются ответом на вызов (стимул, давление) извне. Однако провести разграничивающую линию между ними бывает очень трудно. Скорее, особенно рассматривая социальные процессы на более продолжительном отрезке времени, большинство из них можно назвать “экзогенно-эндогенными”: развиваясь, они приводят к результатам, которые влияют не только на правила функционирования системы, где протекают эти процессы, но и на ее окружение, что также вызывает соответствующую реакцию. В качественном отношении причины изменений могут быть разными - это и естественные, и демографические, и политические, и экономические, и культурные и многие другие. Среди многочисленных версий, выдвигающих различные факторы на роль главных, выделяются две основные: сторонники одного делают акцент на “материальных процессах”, порожденных “жестким” технологическим, экономическим, либо биологическим давлением; представители второй считали, что независимую причинную роль играют идеология, религия, этика т.е. “идеальные процессы”. Сейчас наметилась тенденция избегать такого разделения и рассматривать причинность как взаимодействие многочисленных сил и факторов, широко распространилось убеждение, что говорить о доминирующих движущих силах ошибочно и означает упрощение ситуации, поскольку за всем этим стоит реальная человеческая деятельность.
Существует
другая точка зрения на природу социальных
процессов. “Под социальными процессами
понимаются социальные изменения, представляющие
собой совокупные, однонаправленные и
повторяющиеся действия индивидов, групп
и т.д.”. Это акты социальных взаимодействий,
результатом которых является изменение
социальных отношений между людьми, например,
процессы социальной мобильности, социальные
конфликты и др. Т.е. не любое изменение,
а изменения происходящие в результате
однонаправленного взаимодействия людей,
сопряженные с наличием у людей одинаковых
мотивов и ориентаций.
Уровень и качество жизни людей, а также политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности.
В статье 7 Конституции РФ определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1]. Повышение благосостояния населения — главная цель экономической политики государства, в том числе финансовой. Для реализации основных жизненно важных социальных гарантий (таких как право на труд и защита от безработицы; право на государственную защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование) предусмотрены специальные финансовые механизмы. Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп.
Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:
1)
финансирование
2) финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;
3)
государственная финансовая
Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов