Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Прежде чем говорить о сущности финансового планирования, сначала следует определить термин «планирование». Планирование может рассматриваться и как одна из функций системы управления, и как её инструмент, и как один из её этапов, либо как процесс разработки целевых установок, постановки задач и определения путей, способов их достижения .

Содержание

Глава 1. Финансовое планирование
1.1. Сущность финансового планирования
1.2. Задачи, цели и принципы финансового планирования
1.3. Виды и технологии финансового планирования
1.4. Роль финансового планирования
Глава 2. Бюджетирование
2.1. Сущность и функции бюджетирования
2.2. Цели и задачи бюджетирования
2.3. Виды бюджетов и их классификация
2.4. Разработка бюджетов и организация бюджетирования
2.5. Роль бюджетирования в управлении организацией
Глава 3. Методология составления финансового бюджета предприятия

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

1.4. Роль финансового планирования

 

В системе социально-экономического прогнозирования финансовое планирование играет активную роль. Разработка финансовых планов позволяет выявить степень напряженности производственных заданий, возможности увеличения финансовых ресурсов за счет более полного использования производственных мощностей по выпуску продукции и улучшению ее качества, резервов снижения издержек и сокращения непроизводительных потерь. Рассматриваются также пути уменьшения потребности в денежных средствах с учетом вовлечения в производство имеющихся материальных ресурсов, ускорения оборачиваемости оборотных средств, снижения сметной стоимости строительства, сокращения расходов на содержание аппарата управления и т.д. Таким образом, финансовое планирование является инструментом управления финансовыми ресурсами и активным средством воздействия на процесс общественного производства. Поэтому, финансовое планирование является одной из главных функцией управления экономикой и ее звеньями.

 

Глава 2. Бюджетирование

2.1. Сущность и функции бюджетирования

Бюджетирование – это процесс  подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и  принятия оптимальных управленческих решений.9

Бюджет – это финансовый план организации, который количественно  выражает тактические и стратегические цели её деятельности, а также мероприятия по их достижению.

По требованиям, бюджеты должны соответствовать целям и задачам  финансовой стратегии предприятия, быть целостными, системными, доступными, сопоставимыми, корректными, согласованными и функциональны.

Теперь рассмотрим основные принципы бюджетирования:

  • унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и структурных подразделений независимо от специфики их деятельности
  • совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности
  • совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами
  • обеспечение возможности составления сводного бюджета
  • стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода
  • разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компании в целом по формуле, единой для всех подразделений
  • непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидания завершения действующего
  • заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных форм рентабельности
  • учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых по времени единицах учета
  • детальный учет наиболее важных статей расходов, чья воля в продажах достаточно велика

Система бюджетирования предполагает анализ финансовых последствий всех вариантов планов, предусматривает  анализ возможных вариантов изменения финансового состояния предприятия и его финансовой устойчивости.

Бюджетирование выполняет три  основные функции:

  1. Планирование. Бюджетирование – это основа для внутрифирменного планирования, поэтому данная функция является самой важной. Исходя из имеющихся финансовых ресурсов и стратегических целей, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов. Таким образом, бюджет придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия. Также, бюджетирование способствует правильному целеполаганию и разработке стратегии бизнеса.
  2. Учет. Система учета представляет точные данные по подразделениям, видам продукции, районам ее реализации и т.д. Благодаря этому можно сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия.
  3. Контроль. Бюджет представляет собой набор показателей, которые используются при контроле деятельности предприятия. Так, контроль осуществляется путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями. Это позволяет выявлять отклонения и своевременно их корректировать.

2.2. Цели и задачи бюджетирования

 

Далее рассмотрим основные цели бюджетирования:

  • опеределение потребности в капитале
  • оценка рисков
  • обеспечение текущего планирования;
  • обеспечение координации, кооперации и коммуникации между подразделениями предприятия;
  • обоснование затрат предприятия;
  • образование базы для оценки и контроля планов предприятия;
  • исполнение требований законов и контрактов.
  • контроль за исполнением планов

 

Теперь перейдем к задачам бюджетирования, которые являются, по сути, отражением его вышеперечисленных функций:

  • планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятий;
  • координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию;
  • оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности предприятия и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;
  • эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;
  • оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителей;
  • стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности (ЦФО) к достижению целей своих подразделений.

Таким образом, бюджетирование – это технология организации и управления компанией, основанная на достижении ее стратегических целей с помощью бюджетов - согласованных планов деятельности компании в целом и его структурных подразделений, выраженных в количественных финансовых показателях. Бюджет предполагает действия, позволяющие организации адаптироваться к ожидаемым событиям. Бюджетирование является средством достижения максимальных выгод или минимизации убытков в результате изменения ситуации.

2.3. Виды бюджетов и их классификация

По формам можно выделить следующие  группы бюджетов:

  • Финансовые бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс
  • Операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат труда и т.д.
  • Вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план

 

Все вышеуказанные бюджеты нужны для составления так называемого сводного производственного или основного бюджета. Основные бюджеты предназначены для управления финансами предприятий, оценки финансового состояния бизнеса, для выполнения многих управленческих задач. Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании, контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта. Именно поэтому для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов.

Теперь остановимся подробнее  на каждом из них:

Финансовые бюджеты обязательны  для предприятия и являются конечными  документами разрабатываемыми при  бюджетном планировании. Их цель – планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в широком смысле – баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Следовательно объектом рассмотрения операционного бюджета, является финансовый цикл предприятия.

Инвестиционный бюджет рассматривает  вопросы обновления и выбытия  капитальных активов (основных средств  и вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.

 

Наиболее общая классификация  бюджетов выглядит сдедующим образом:

Классификационный признак

Вид бюджета

По сферам деятельности предприятия

Бюджет по операционной деятельности

Бюджет по инвестиционной деятельности

Бюджет по финансовой деятельности

По видам затрат

Бюджет текущих затрат

Бюджет капитальных затрат

По широте номенклатуры затрат

Функциональный бюджет

Комплексный бюджет

По методам разработки

Фиксированный бюджет

Гибкий бюджет

По длительности планируемого периода

Ежеквартальный, месячный, годовой

По периоду составления

Оперативный бюджет

Текущий бюджет

Перспективный бюджет

По непрерывности планирования

Самостоятельный бюджет

Непрерывный бюджет

По степени содержания информации

Укрупненный бюджет

Детализированный бюджет


2.4. Разработка бюджетов и организация бюджетирования

Обычно для создания сводного бюджета достаточно разработать два бюджета: операционный и финансовый. Для этого рассмотрим каждый из этих процессов по-отдельности.

 

Разработка операционного бюджета. Операционный бюджет состоит изследующих частей:

  1. Бюджет продаж. Это первый и самый важный шаг в составлении сводного бюджета, поскольку оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Бюджет продаж составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по месяцам или кварталам. После того как сформирован бюджет продаж определяются размеры денежных поступлений от этих продаж.
  2. Производственный бюджет. Это план производства продукции. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.
  3. Бюджет прямых затрат на материалы. Он показывает, сколько сырья и основных материалов требуется для производства готовой продукции и сколько сырья и основных материалов должно быть закуплено. После определения количества сырья и материалов, требуемого для производства продукции, следующим этапом является расчет необходимого количества закупок (по видам сырья  и материалов).
  4. Бюджет прямых затрат на оплату труда. Этот бюджет подготавливается, исходя из бюджета производства, данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции.
  5. Бюджет общепроизводственных расходов. Он отражает объем всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда. Постоянные затраты в бюджете общепроизводственных расходов планируются исходя из потребностей производства, переменные затраты – как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.
  6. Бюджет производственных запасов. Данный бюджет составляется в денежном выражении и содержит нормативы по: запасам материалов, незавершенному производству и готовой продукции.
  7. Бюджет коммерческих расходов. Здесь, как правило, отражают денежные выплаты, связанные с коммерческими расходами.
  8. Бюджет управленческих расходов. В данном бюджете определяются все затраты предприятия, не связанные с производственной деятельностью. Сюда входят: расходы на управление; общехозяйственные расходы; налоги, сборы и платежи, относящиеся на себестоимость продукции, непроизводительные расходы.
  9. Бюджет доходов и расходов. Это первый из документов основного бюджета, показывающий какой доход заработало предприятие за плановый период и какие затраты были понесены. Основная часть исходных данных берется из операционных бюджетов.

 

Разработка финансового бюджета. Финансовый бюджет включает в себя:

  1. Инвестиционный бюджет. Здесь происходит определение объектов инвестирования, объемов и сроков реальных инвестиций. При составлении инвестиционного бюджета необходимо распределить капитальные затраты по структурным подразделениям.  Для этого определяется, какие виды затрат будут финансироваться централизованно (за счет предприятия), а какие – за счет центра инвестиций (отдельного бизнеса структурного подразделения). Как правило, инвестиционный бюджет не корректируется.
  2. Бюджет движения денежных средств. Этот документ позволяет оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется предприятию. Бюджет движения денежных средств отражает притоки и оттоки денежных средств по трем видам деятельности – операционной, инвестиционной и финансовой. С целью последующего анализа эффективности использования денежных средств, планирование денежных потоков производится по предприятию в целом, в разрезе основных направлений деятельности и по отдельным подразделениям.
  3. Прогнозный баланс. Данный документ является завершающим этапом в процессе составления бюджета предприятия. Он показывает, как изменится балансовая стоимость предприятия в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в течение планового периода. Прогноз баланса может быть составлен также и для отдельного структурного подразделения, инвестиционного проекта. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходов и бюджете движения денежных средств.

 

Таким образом, бюджетирование включает три последовательных этапа:

  • этап разработки проекта сводного бюджета;
  • утверждение проекта бюджета и включения его в структуру научно-обоснованного бизнес-плана организации;
  • анализ исполнения бюджета по итогам текущего года (сравнение плановых и фактических показателей, выявление отклонений и анализ причин, принятие управленческих решений).

2.5. Роль бюджетирования в управлении организацией

Бюджетирование играет огромную роль в системе принятия управленческих решений. Оно позволяет существенно увеличить финансовую устойчивость предприятия засчет заблаговременной оценки последствий его текущего положения (путем расчета и анализа финансовых коэффициентов или применения других инструментов финансового анализа). Бюджетирование, засчет установки лимитов на затраты ресурсов и различные показатели, позволяет следить за деятельностью предприятия и корректировать её в случае превышения установленных рамок. Более того, бюджетирование увеличивает глубину координации служб управления и структурных подразделений предприятия, помогает выбрать наиболее перспективные сферы приложения инвестиций и делает предприятие «финансово прозрачным», а, следовательно, более привлекательным для инвесторов.

Информация о работе Финансовое планирование