Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:40, контрольная работа
Сущность, состав и функции финансовой системы
Для того чтобы охарактеризовать сущность финансовой системы нужно определить что же такое финансы. Финансы (от лат. financia –платеж) появляются с возникновением денег, Финансы как экономическая категория, выражают отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых (денежных) средств.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которого осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов. Для решения экономических, социальных и политических задач. Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, однако, не все денежные отношения являются финансовыми.
Структура бюджетных расходов и
доходов и доля отдельных статей
в государственном бюджете
Таблица 1.1 – Структура бюджетных расходов и доходов
Расходы |
% | |
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. |
40 – 50 | |
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ. |
10 – 20 | |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам. |
10 – 20 | |
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. |
5 – 10 | |
Платежи по государственному долгу. |
до 7 – 8 | |
Доходы | ||
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор). |
75 – 85 | |
Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли. |
5 – 8 | |
Взносы в государственные |
10 – 12 |
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Необходимость формирования централизованных фондов (госбюджета) обусловлена, прежде всего, потребностями, возникающими у государства в связи с выполнением своих экономических, политических, национальных, экологических, внешнеэкономических и других функций. Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями, учреждениями и населением в целом называются бюджетными. Им присущ объективный характер, т.к. исторически и логически финансовые средства всегда формируются в руках государства для выполнения своих непосредственных функций - обеспечения существования государства.
Бюджетные отношения - это производственные отношения, поэтому они являются элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения конкретных групп и слоев населения, и здесь бюджет представляет собой философию и идеологию общественного развития. Являясь частью финансовых отношений, бюджет имеет те же характеристики, что и финансы в целом, но в то же время характеризуется определёнными особенностями:
- бюджет является особой
формой перераспределительных
- посредством бюджета
осуществляется
- область бюджетного
распределения занимает
Как экономическая категория бюджет связан со многими другими категориями, среди которых можно выделить два уровня:
1) валовой общественный продукт (ВОП), совокупный общественный продукт (СОП), НД - бюджет служит средством перераспределения этих категорий;
2) финансы, прибыль, налоги, кредит, заработная плата, материальное стимулирование и др. - бюджет служит результатом распределения этих категорий по отраслям производства, сферам деятельности и т.д.
Сущность госбюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства
Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, внутри слоев населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов - государственных и местных бюджетов, фондов соцстрахования, пенсионного обеспечения, соцзащиты, занятости населения, Чернобыльского и инновационного фондов. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение НД, но и на его производство; накопление денежных средств; сферу потребления; процессы демонополизации экономики и обобществления производства.
Существенно, что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет через формирование и использование денежных средств государства отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизацией других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируется эффективность их использования, их соответствие целевому назначению. Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением СОП и НД, за пропорциями, складывающимися в процессе перераспределения НД.
Функция обеспечения
существования государства
Важное значение имеет
осуществление внешнеэкономичес
Под госбюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части СОП. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе.
Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Госбюджет - это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливаемого для народного хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетного взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий Госплана экономического и социального развития страны. Госбюджет входит в общую систему финансовых планов страны.
Рассматривая бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана: денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным источникам поступлений; денежные расходы (использование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных доходов и расходов на основе балансовых расчетов.
Составление и исполнение финансовых планов во всей их совокупности определяют содержание финансового планирования, а формирование исполнения госбюджета - содержание бюджетного планирования. Они являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночной экономики. В условиях рыночного ведения хозяйства основными задачами финансового планирования является:
1) установление оптимальных
пропорций между
Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов и звеньев бюджета страны. Бюджетная система регулируется рядом законов. И в каждой стране законы разные
Под бюджетным устройством понимается организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей на основе действующего бюджетного права; структура бюджетной системы; взаимоотношения между отдельными звеньями бюджетной системы.
3.2 Внебюджетные фонды
3.3 Государственный кредит
4 Страхование
5 Финансы предприятий
2.1 Фонды финансовой системы
Финансовые фонды подразделяются на:
2.1.1 Централизованные фонды
На сегодняшний день определились четыре вида государственных и местных фондов:
а) государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;
б) целевые бюджетные фонды;
в) государственные целевые фонды Правительства РФ;
г) государственные отраслевые денежные фонды.
Целевые государственные
и муниципальные (местные) фонды
денежных средств характеризуют
следующие отличительные особен
Государственные и муниципальные (местные) денежные фонды могут быть классифицированы по различным основаниям:
В зависимости от целевого назначения целевые фонды делятся на:
К числу социальных фондов относятся:
Остальные целевые фонды следует отнести к экономическим.
По способу образования целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств подразделяются на:
В зависимости от уровня управления целевые фонды подразделяются на:
Федеральные целевые денежные фонды — это фонды, которые создаются исключительно на федеральном уровне. К их числу относятся: все целевые фонды Правительства РФ, отраслевые денежные фонды (федеральных органов исполнительной власти). Многие государственные внебюджетные фонды являются только федеральными. Региональные и муниципальные фонды — это фонды, которые создаются соответствующими органами на уровне субъектов РФ или муниципальных образований. В частности, к их числу относятся: территориальные фонды обязательного медицинского страхования, территориальные дорожные фонды, экологические фонды и др.