Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:49, реферат
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный университет туризма и сервиса»
Институт сервиса (г.Москва) (филиал)
Кафедра
«Государственные и
муниципальные финансы»
Самостоятельная работа
Тема: Финансовая
система Российской
Федерации
Выполнила: студентка группы ГД-108
Очной формы обучения
Преподаватель
Доц. Голина С.И.
2011
г.
Финансовая система Российской Федерации
Введение.
Надежная финансовая
система является стержнем в развитии
и успешного функционирования рыночной
экономики и необходимой
1. Финансовая
система Российской Федерации
включает следующие звенья
государственную бюджетную систему;
государственный кредит;
внебюджетные специальные фонды;
фонд имущественного и личного страхования;
финансы предприятий различных форм собственности.
1.1. Бюджетная система.
В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970-1990-е гг. концентрировалось 50-52% общего объёма ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в местных бюджетах.
В соответствии
с Законом РСФСР «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР» и рядом других
законов и постановлений
республиканский бюджет Российской Федерации или федеральный бюджет;
бюджеты национально-государственных
и административно-
местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Таким образом, структура бюджетной системы РФ приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
Если в 1992г. 70% ресурсов поступили в федеральный бюджет и 30% - в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 1995г. это соотношение соответственно составило 49 и 51%. Однако средств территориям на хватает, поскольку расширены их функции, связанные с расходами, и задача состоит в увеличении их собственной доходной базы.
Основные задачи бюджетной политики в современных условиях состоят в следующем.
преодоление последствий происшедшего в 1998 г. финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
поддержание роста экономики, который наблюдается со второго полугодия 1999 г.;
стабилизация кредитно-денежной системы;
снижение налоговой
нагрузки, создание льготных условий
для производственного
осуществление реструктуризации государственного долга РФ с учётом достигнутых договорённостей с кредиторами;
минимизация государственных заимствований РФ на финансовых рынках и сокращение дефицита федерального бюджета;
снижение неплатежей, сокращение неденежных форм расчётов, в том числе с использованием бартера;
полностью переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
исполнение государством своих обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом.
В условиях экономического кризиса состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счёт внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Всё это влечёт за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоёв населения.
Хотя следует отметить, что в последнее время наблюдаются и положительные тенденции. Так, например, федеральный бюджет, впервые за последние 10 лет, стал бездефицитным: расходы и доходы бюджета 2001 г. равны 1 193,5 млрд. руб. Ещё в 1999 г. это соотношение было соответственно 575,1 и 473,7 млрд. руб.
И всё же проблемы с бюджетом есть. В федеральном бюджете 2001 заложены источники внешних заимствований на сумму 3 945 млрд.$, которые России вряд ли будут предоставлены, т.е. в бюджет заложены доходы, которых не будет. Придётся законодательно менять бюджет, что приведёт к уменьшению финансирования других статей бюджета в противном же случае придётся объявить о невозможности выплачивать долг, а фактически объявить дефолт.
1.2 Государственный
кредит – это особая форма
кредитных отношений между
В 1993 г. для покрытия
бюджетного дефицита были выпущены новые
ценные бумаги – государственные
краткосрочные облигации (ГКО) со сроками
обращения три месяца и золотые
сертификаты Министерства финансов
РФ со сроком обращения один год. В 1994
г. наряду с трёхмесячными облигациями
эмитированы шестимесячные
В настоящее время внутренний государственный долг России состоит из государственных ценных бумагам, выпущенных Минфином РФ от имени правительства России, а также в виде кредитных отношений с Центральным банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты.
1.3 Внебюджетные специальные фонды.
В 1993 г. насчитывалось
более 20 внебюджетных фондов, в том
числе – четыре социальных и остальные
фонды производственного
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширить социальные услуги населению. Обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Важнейший среди
социальных фондов – Пенсионный фонд,
средства которого формируются за счёт
страховых взносов
К социальным фондам
относятся также Фонд социального
страхования, Государственный фонд
занятости населения, Федеральный
и территориальный фонды
В соответствии
с Указом Президента «О формировании
республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях
с бюджетом РФ» от 22 декабря 1993 г.
в целях усиления контроля за расходованием
государственных финансовых ресурсов
в республиканском бюджете РФ
должны быть консолидированы все
государственные внебюджетные фонды,
доходы которых формируются за счёт
обязательных платежей предприятий, учреждений
и организаций, за исключением Пенсионного
фонда, Фонда социального страхования
и Фонда обязательного медицинского
страхования с сохранением целевой направленности
консолидируемых фондов органам государственной
власти субъектов РФ рекомендовано консолидировать
в бюджетах национально-государственных
и административно-
1.4 Фонд имущественного и личного страхования.
В условиях административно-командной
системы действовала
По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование, страхование ответственности и страхование экономических рисков приобретают всё большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, резко возрастает.
Следует отметить,
что чёткая специализация среди
российских страховщиков по направлениям
страховой деятельности на сегодняшний
день отсутствует. Большинство страховых
компаний проводят операции по страхованию
жизни, страхованию имущества
Следует отметить,
что в настоящее время
В целях развития страхового рынка необходимо:
обеспечение надёжности и финансовой устойчивости системы страхования;
проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;
повышение государственного
регулирования страховой
развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков;
совершенствование нормативной базы страховой деятельности.
1.5 Финансы предприятий
различных форм собственности
(государственные,