Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:36, реферат
Элементы и типы финансовой политики. Основные составляющие финансовой политики и их характеристика. Понятие и виды финансового контроля.
Глава
5 «Финансовая политика
государства и финансовый
контроль»
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Выбор долговременных целей и составление целевых программ необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Тактика, выявляя решающие участки и проблемы развития экономики и социальной сферы, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией. В качестве финансовой стратегии можно рассматривать, например, развитие АПК.
Другой задачей, которую необходимо решить государству, является создание благоприятного инвестиционного климата.
На современном этапе известны три типа финансовой политики: классическая, планово-директивная, регулирующая. Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории.
1. Классическая теория. Основа финансовой политики, по мнению «классиков», - достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.
2. Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово - распределительных функций государства на основе жёсткого исполнения плановых показателей развития экономики. Это предусматривало жёсткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике.
3.
Регулирующая теория, в основу которой
положена экономическая теория Дж. М. Кейнса
и его последователей, предусматривает
вмешательство государства в циклическое
развитие экономики с помощью определённых
финансово-кредитных инструментов (бюджета,
налогов, ставок процента и др.).
В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.
1. Бюджетная политика Республики Беларусь основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Бюджетная политика выражается в структуре расходной и доходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.
2. Налоговая политика находит свое воплощение в построении определенной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.
3. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику Республики Беларусь.
4. Социальная политика связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан, установленных Конституцией Республики Беларусь.
5.
Таможенная политика представляет
собой объединение налоговой и ценовой
политики, ограничивая или расширяя доступ
на внутренний рынок товаров и услуг и
поощряя либо сдерживая экспорт и импорт
товаров и услуг из страны. Таким образом,
таможенная политика во многом предопределяет
распределительные процессы не только
между хозяйствующими субъектами и государством,
но и между хозяйствующими субъектами,
а также отраслями, регионами.
Государственный финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности.
К специализированным органам государственного финансового контроля относится Государственный налоговый комитет. Его главной задачей является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля.
В каждом районе города Минска существуют налоговые инспекции, а также инспекция по минской области, инспекция по минскому району, управление контроля юридических лиц, инспекция минестерства по налогам и сборам по городу Минску.
В зависимости от субъекта контроля различают следующие его виды.
1. Государственный финансовый контроль – неотъемлемая часть государственного устройства. Его цель – контроль над исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот; а также контроль над своевременным и полным поступлением всех видов государственных доходов, своевременным финансированием затрат на социальную сферу, в том числе на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат.
2. Негосударственный финансовый контроль необходим государству как информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения. С этой целью создан новый вид контроля – аудит. Аудит построен на принципе полного хозрасчета, проводимого на основе договора между хозяйствующим субъектом и аудитором.
3. Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К общественному финансовому контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов. Профсоюзные организации осуществляют контроль косвенно, контролируя соблюдение трудового законодательства, условий труда и оплаты на предприятиях различных форм собственности.
4. Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий (бухгалтерией, финансовыми отделами и др.). В ходе проведения данного вида контроля могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием, с использованием выделенных бюджетных средств.
5. Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.
6.
Гражданский контроль осуществляется
физическими лицами при их налогообложении
налоговыми органами, при составлении
и подаче налоговых деклараций, а также
при получении средств из бюджета (заработной
платы, пенсий, пособий и др.).