Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:42, курсовая работа
В результате сегодня некоторые банки, несмотря на существующие проблемы, все же развивают новый вид кредитования - факторинговое обслуживание, которое представляет собой переуступку неоплаченных долговых требований (счетов фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и оказания услуг на условиях коммерческого кредита, факторинговому отделу банка чаще всего на условиях немедленной оплаты до 90% от стоимости поставок и уплаты остальной части
Введение
1. Факторинг. Общие положения
1.1 Понятие факторинга
1.2 История развития факторинга
2. Факторинговые операции
2.1 Сущность, условия проведения и участники факторинговых операций
2.2. Виды факторинговых операций
3. Факторинговое соглашение (договор)
3.1. Подготовительный этап и содержание договора
3.2. Комиссионное вознаграждение
3.3. Методы установления предельных сумм по факторингу
Заключение
Литература
Данная Конвенция сыграла значительную роль в развитии факторинговой деятельности, поскольку национальное законодательство многих государств не содержало практически никаких норм, регулирующих факторинг. Она послужила основой для разработки национального законодательства в данной области, после её принятия ряд государств ввели факторинг в систему своего гражданского права.
В частности, новая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации содержит главу, посвященную отношениям факторинга, которые именуются как "финансирование под уступку денежного требования ". Факторинг в России Объём рынка факторинга по данным "Factors Chain International" (в млрд. US$ за 2006 г.) [1]
В СССР факторинг был внедрен в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком. Из -за полного отсутствия на тот момент какой -либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем первому гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и неудовлетворительной платежной дисциплиной дебиторов. Но уже к 1994 г., банки приобрели опр деленный опыт и намеревались выйти на рынок международного факторинга. Первым российским банком, принятым в FCI, стал "Тверьуниверсалбанк ", позже "Мост -банк ". Однако,эволюция отечественного факторинга неразрывно связана с развитием бизнеса Национальной Факторинговой Компании, которая на протяжении десятилетия являлась негласным лидером этой молодой отрасли российской экономики. И на сегодняшний день прочие участники рынка реализуют некоторые практики НФК, когда последняя внедряет новые продукты и предлагает новые решения. Начало становления компании и рынка факторинга в России можно отнести к 1999 году, когда в рамках АБ ИБГ "НИКойл " (с лета 2005 года ФК "УРАЛСИБ ") было организовано управление факторингового обслуживания, впоследствии преобразованное в бизнес - направление факторингового обслуживания (БНФО). В то время в факторинговом бизнесе Банковской группы начала свою работу команда из семи человек. В рамках оказания факторинговых услуг БНФО осуществляло выплату финансирования под уступку дебиторской задолженности по поставкам с отсрочкой платежа (факторинг с регрессом) и управляло дебиторской задолженностью своих клиентов.
Развитие услуги управления дебиторской задолженностью клиентов выросло в новый для Российского рынка факторинговых услуг уникальный проект "Кредитный контроль факторинговых операций ", автором и создателем которого стал Андрей Юрьевич Савин, один из трех (Р. В. Огоньков, М. И. Трейвиш и А. Ю. Савин) основных создателей факторинга в АБ ИБГ НИКойл. Методика "Кредитного контроля ", созданного А. Ю. Савиным, до сих пор используется всеми Факторами России.
В 2001 году НФК стала первой компанией на российском рынке, которая представила продукт "Импортный факторинг " (услуга по оценке платежеспособности российских импортеров, управлению дебиторской задолженностью и покрытию кредитного риска, оказываемая зарубежным факторинговым компаниям).
В 2003 году факторинг был выделен из общей продуктовой линейки АБ ИБГ "НИКойл ", а бизнес -направление факторингового обслуживания было преобразовано в самостоятельный специализированный банк - в России появилась первая независимая факторинговая компания.
В 2005 году была начата эксплуатация системы "Электронный факторинг ", позволяющая перевести документооборот между факторинговой компанией и клиентом в электронную форму.
В 2006 году компания презентовала на рынке новые продукты - безрегрессный факторинг и факторинг -гарант (страхование риска неплатежа).
В 2007 году НФК первая и пока единственная из операторов рынка факторинга провела аудит системы риск -менеджмента (являющейся продолжением проекта Андрея Савина "Кредитный контроль факторинговых операций ").
Немаловажным событием в 2008 году для российского рынка факторинга стало избрание Председателя Совета Директоров Национальной Факторинговой Компании Михаила Трейвиша на должность Председателя International Factors Group. Впервые в истории представитель Восточной Европы возглавил старейшую в мире ассоциацию факторинговых компаний.
2009 год оказался непростым как для пионера рынка (сказался и уход из НФК в 2007 году А. Ю. Савина с частью команды), так и для всего рынка факторинга в целом. Подобные сбои связаны с мировым финансовым кризисом, начавшимся осенью 2008 года и оказавшим влияние на деятельность экономических субъектов на протяжении всего 2009 года.
Влияние кризиса на рынок факторинга можно почувствовать вдумавшись в следующие факты. Объём рынка факторинга в России удваивался несколько лет. Так объем увеличился с 147,1 млрд руб., в 2005 году до 297,1 млрд руб. по итогам 2006 года. Однако, в результате потрясений в стране прогнозы Экспер РА о аналогичном удвоении рынка и в 2007 - 2008 годах и достижения общей суммы предоставляемых факторинговых услуг к 2010 году в 70 млрд. долл.-не сбылись. В 2008 году темпы роста резко снизились. Серьезным ударом для российского рынка факторинга стало банкротство в конце 2008 года крупнейшей факторинговой компании России — Еврокоммерц. В 2008 году годовой объем денежных требований, фактически уступленных Факторам, достиг всего 602 млрд руб.
Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.
В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.
Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться факторинговыми услугами.
Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:
· предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
· предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
· строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
· предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;
· предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).
Факторинговые операции не рекомендуется проводить:
* по долговым обязательствам частных лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств;
* по требованиям бюджетных организаций;
* по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными;
* если оплата производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных сделок по договорам о продаже, в соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар в течение определенного времени, а также при условии послепродажного обслуживания.
В операции факторинга обычно участвуют три стороны:
Фактор- специализированный финансовый институт, организатор факторинга. В качестве финансового агента по операциям факторинга договор могут заключить банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. Однако в России порядок лицензирования в законодательстве до сих пор не оговорен, так что фактически в роли фактора может выступать коммерческий банк или его дочернее учреждение. В зарубежной практике банки обычно факторинговых услуг не оказывают.
* клиент (кредитор, поставщик товара) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком;
* плательщик (заемщик) - фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.
Если представить проведение операции на схеме, то взаимоотношения сторон будут отражены следующим образом:
Рис. Схема факторингового обслуживания
Признаки классификации и виды факторинговых услуг банков.
По территориальному признаку
Внутренний Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны.
Экспортный Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции находятся в разных странах.
Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в которой обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).
По видам операций
Открытый Должник уведомлен об участии в сделке банка-фактора. Уведомление осуществляется путем надписи на счете-фактуре о том, что правопреемником по возникающему долгу является определенный банк и платить следует в его пользу.
Взаимный (двухфакторный) При обслуживании экспортера банк передает определенный объем работ факторинговой компании, действующей в стране импортера. В свою очередь банк будет действовать в своей стране по получению иностранного фактора. Экспортеру достаточно заключить соглашение только с банком, в котором он обслуживается. Характеризуется большими издержками по сравнению с прямым факторингом, особенно если экспортер выставляет значительное число счетов на небольшие суммы.
Полного обслуживания С постоянно обслуживаемым клиентом может быть заключен договор полного факторингового обслуживания, предполагающий полную защиту его интересов, гарантированный приток средств, управление кредитом, учет реализации, кредитование в форме предварительной оплаты либо оплаты долгов (за минусом издержек) к определенным датам.
По осведомленности участников операции
Конвенционный (широкий, открытый) Поставщик указывает на своих счетах, что требование продано банку и финансовое, бухгалтерское, юридическое и прочее обслуживание ведет факторинговое подразделение банка.
Конфиденциальный Контрагенты поставщика не осведомляются о кредитовании его продаж банком, который ограничивается выполнением только некоторых операций: покупкой права на получение денег от покупателей, оплатой долгов и т.д. Риск и стоимость конфиденциального факторинга выше, чем конвенционного, и он значительно дороже.
По моменту финансирования
В форме предварительной оплаты к определенной дате Предварительная оплата 100% суммы факторинговой сделки допускается в исключительных случаях во избежание осложнения при возникновении споров и ошибок в расчетах и оплата может быть произведена полностью или частично. Оплата к определенной дате предполагает, что банк незамедлительно оплачивает поставщику сумму или часть суммы акцептованных плательщиком платежных требований за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Остальную часть суммы (за вычетом комиссионного вознаграждения) банк оплачивает после поступления средств от плательщика. Плательщик должен перечислить в пользу банка сумму долга и пеню за просрочку платежа.
По праву регресса
С правом регресса При факторинговом обслуживании с правом регресса банк имеет право продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа плательщика от платежа независимо от причин отказа, включая отсутствие у плательщика средств. В этом случае поставщик не оплачивает страхование кредитного риска, но должен тщательно отслеживать кредитоспособность своих контрагентов.
Без права регресса При обслуживании без права регресса банк берет на себя риск неплатежей плательщика, состав которых он предварительно одобрил. Однако если долговое требование признано недействительным, банк имеет право регресса к поставщику. Повышенный риск банк компенсирует увеличением тарифа за факторинговые операции.
Факторинговые услуги можно разделить на две группы:
- факторинг,
- дисконтирование и принятие к учету счетов-фактур; данный вид еще называется скрытым факторингом.
Выделяют следующие виды факторинга.
Факторинг с регрессом – основной пакет услуг, организованный по схеме "full-recourse factoring", включающий в себя финансирование до 90% от суммы поставки, административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования – в течение суток с момента предоставления отгрузочных документов. В случае если покупатель задерживает оплату поставки, устанавливается период ожидания погашения задолженности, который составляет 14 календарных дней с момента начала просрочки, после истечения которых предъявляет регресс. Факторинг с регрессом возникает в том случае, когда клиент не хочет страховать кредит и включать затраты по страхованию в стоимость факторинга из-за удорожания услуги. В данном случае регресс подразумевает ответственность клиента за возможные неплатежи со стороны своих потребителей; это единственная деталь, которая разделяет факторинг с регрессом и факторинг без регресса.
Информация о работе Факторинговых операций комерческих банков