Автор: z*********@list.ru, 25 Ноября 2011 в 11:28, курсовая работа
В финансовой системе Казахстана банковская система выступает регулятором денежного обращения, операций, проводимых с использованием наличных и безналичных денежных средств. Взаимоотношения между предприятиями по поводу поставки продукции, выполнения работ или оказания услуг не всегда строятся на оплате в момент продажи, в отдельных случаях возникает отсрочка платежа, признание дебиторской задолженности (задолженности покупателей и заказчиков) и лишь потом – фактическая оплата (зачисление денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия).
Введение
Глава 1. Организация и проведение факторинговых операций коммерческими банками
1.1 Специфика факторинговых операций, состав участников
1.2 Виды факторинговых операций
1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании
1.4 История возникновения факторинга
Глава 2. Факторинговые услуги в Казахстане
2.1 Развитие факторинга в РК
2.2 Перспективы и проблемы развития факторинга в Казахстане
Глава 3. Казахстанские компании, оказывающие услуги факторинга
3.1 ТОО «First Factoring Company»
3.2 Казахстанская Факторинговая Группа
Заключение
Список использованных источников и литературы
Факторинговые операции не рекомендуется проводить4:
– по долговым обязательствам частных лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств;
–
по требованиям бюджетных
–
по обязательствам предприятий, организаций,
снятых банком с кредитования или
объявленных
– если оплата производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных сделок по договорам о продаже, в соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар в течение определенного времени, а также при условии послепродажного обслуживания.
В операции факторинга обычно участвуют три стороны:
1) фактор (банк) – покупатель требования;
2) клиент (кредитор, поставщик товара) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком;
3) плательщик (заемщик) – фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.
Такова
специфика организации
1.2
Виды факторинговых
операций
В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований фактору, что является общим элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. При этом факторинговые операции банков классифицируют следующим образом5:
1) национальные (внутренние), если поставщик, покупатели, а также фактор находятся в одной стране;
2) международные (внешние), если одна из трех сторон факторингового соглашения находится в другом государстве;
3)
открытые – форма
4)
закрытые, которые служат скрытым
источником средств для
5) с правом регресса, то есть обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, то есть кредитными рисками. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им фактору. Последний может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный для поставщика и своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что, если долговое требование признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту не заказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), фактор в любом случае имеет право регресса к поставщику;
6)
с условием кредитования
В случае предварительной оплаты факторинговый отдел банка покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80—90% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете, на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.д. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.
Задача
факторинговых отделов – на договорной
и платной основе выполнять для
предприятий ряд кредитно-
–
приобретать у предприятий-
–
осуществлять покупку у предприятий-
Суть
операций по услугам 1-й группы заключается
в том, что отдел за счет своих
средств гарантирует поставщику
оплату выставляемых им на определенных
плательщиком платежных требований-
При
покупке фактором просроченной дебиторской
задолженности по товарным операциям
он оплачивает поставщику за счет своих
средств указанную
1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании
В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений7:
1)
соглашение о полном
2) соглашение о полном обслуживании с правом регресса уличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести доставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).
Разновидностью факторингового соглашения о полном обслуживании является, агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить собственную эффективную систему учета и управления кредитом, тем не менее, оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. В этом случае факторинговая компания может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве се агента по их инкассированию. Надпись на счете будет уведомлять об участии в сделке факторинговой компании, но вместо указания совершить платеж в пользу последней будет оговорено, что платеж надо совершить на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но в пользу факторинговой компании. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности и, следовательно, плата, взимаемая с поставщика. Кредитование, предусматриваемое данным соглашением, аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако оплата оставшейся части производится только после погашения долгов клиентами. Поскольку факторинговая компания в данном случае не оказывает непосредственного влияния на процесс инкассирования, она не может гарантировать осуществление платежа к определенной дате;
3)
открытое или конфиденциальное
соглашение об учете (
Таким
образом, раскрытие сущности организации
и проведения факторинговых операций
коммерческими банками
– увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
–
превращение дебиторской
– возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
– независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
– возможность расширения объемов оборота;
– повышение доходности;
– экономия собственного капитала;
–
улучшение финансового
1.4 История возникновения факторинга
Факторинг (от англ. factor - торговый агент, представитель) как услуга родился из естественного желания торговцев, осуществляющих поставки с вынужденной отсрочкой, получать деньги непосредственно после отгрузки, и при этом не рискуя. В частности, в XVII - XIX веках для английских торговцев, осуществляющих поставки через океаны, значительную роль играли факторинговые компании, выступавшие в роли агентов. Эти агенты обеспечивали (гарантировали) оплату всех товаров, продаваемых от своего принципала. Постепенно факторинговые компании кроме гарантий оплаты товаров взяли на себя и финансирование поставщика.
Второй этап
бурного роста факторинговых
операций пришелся также на Европу,
но уже на период после окончания
Второй мировой войны, когда множество
дебиторов были не в состоянии
осуществлять закупки товаров на
условиях предоплаты и даже гарантировать
своевременность и аккуратность
расчетов. Начавшийся тогда рост факторинговых
компаний и их оборотов фактически
продолжается до сих пор. Востребованность
при осуществлении современных
высоко конкурентных торговых операций,
ее идеология, ориентированная прежде
всего на интересы растущих торговых
компаний.