Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:02, реферат
Важнейшей задачей высшего технического образования в современных условиях является формирование у будущих инженеров и исследователей научного мышления, навыков самостоятельного усвоения и критического анализа новых сведений, умения строить научные гипотезы и планировать эксперимент по их проверке. Решение этой задачи не представляется возможным без широкого использования новых информационных технологий. Информационные ресурсы стали по существу новой экономической категорией, определяющей очередной взлет научно-технического прогресса.
Понятие самообразования,
которое также входит в понятие
образования в целом, не предусматривает
в системе наличия
Приведем основные отличия, которые позволяют нам говорить в дальнейшем о дистанционном обучении, как об особой форме:
классическое заочное обучение требует временного присутствия студента, хотя бы на сессии. Дистанционное обучение ограничивает непосредственный контакт студента и преподавателя до минимума;
В заключение этого пункта подведем итог. Заочная форма обучения является своего рода прародителем дистанционного образования. Несмотря на кажущееся сходство этих видов обучения, они существенно различаются друг от друга. Так, например, отличаются первые ЭВМ, занимавшие по площади несколько комнат и весившие несколько тонн от современных портативных компьютеров помещающихся в небольшой сумке, но обладающих значительно большей производительностью. Эти два типа образования сближает одна цель - дать знания учащемуся, территориально удаленному от центра обучения. По всей видимости, в ближайшее время заочное образование будет постепенно трансформироваться в дистанционное. Однако, возможно эти две формы будут еще долгое время сосуществовать параллельно.
Принципы обучения (дидактические принципы) - положения, которые выражают зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе. Дидактические принципы выступают в качестве ориентировочной основы преподавания.
Дидактика опирается
главным образом на следующие
принципы обучения: научности, системности,
связи теории с практикой, сознательности
обучения, единства конкретного и
абстрактного, доступности, прочности
знаний, соединения индивидуального
и коллективного. Все эти принципы
взаимосвязаны и
Можно выделить группы стратегических принципов обучения в высшей школе, объединяющих все существующие принципы, это:
Эти общие
стратегические принципы полностью
применимы к системе
Анализ процессов в системе дистанционного обучения (СДО) показывает, что этих хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно для СДО. Эмпирический опыт отечественного и зарубежного ДО и проведенные исследования по изучению структуры деятельности ОУДО и содержания обучения, позволили сформулировать специфичные принципы, присущие дидактической системе дистанционного обучения. Они составляют концептуальный фундамент ДО. В основе ДО лежат два принципа:
Из общих принципов применительно к ДО наиболее значимым и объемным становится принцип гуманизации ДО. Это следует даже из перечисления потенциальных потребителей ДО в числе которых присутствуют инвалиды и раненые в результате боевых действий в горячих точках, офицеры, увольняемые в запас и стремящиеся получить гражданское образование и др. Сам процесс обучения гуманистичен к личности т.к., например, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою траекторию обучения, опираясь на потенциал различных вузов, выбирая различные дисциплины для изучения. Он может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того сама процедура приема в систему ДО является «открытой» со свободным доступом.
Рассмотрим теперь специфические принципы ДО. Эти принципы не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии ДО.
Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при ДО) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.
Особенность этого принципа в СДО состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов, студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Опыт показывает, что в процессе ДО интенсивность обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.
Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.
Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.
Часто встречается мнение, что, так как время обучения в СДО жестко не регламентировано, то для студента нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.
Принцип является
ведущим педагогическим принципом
и требует педагогической оценки
каждого шага проектирования, создания
и организации СДО. Большинству
образовательных учреждений, начинающих
внедрять технологии ДО, присуща «детская
болезнь» увлечения средствами НИТ,
особенно Интернетом. Это вызвано, в
первую очередь, их привлекательными дидактическими
свойствами и порой приводит к
фетишизации, а как следствие - к
неправильной преимущественной ориентации
на какое-то средство обучения. При
принятии таких решений требуется
учитывать российский опыт сетевого
обучения. Так, опыт Санкт-Петербургского
технического университета показал, что
оптимальное соотношении
Принцип открытости
выражается в «мягкости» ограничений
по возрасту, начальному образовательному
цензу, вступительных контрольных
мероприятий для возможности
обучения в образовательном учреждении
в виде собеседований, экзаменов, тестирования
и т.д. Опыт зарубежных образовательных
учреждений (ОУ), а также отечественных,
говорит о том, что этот факт не
снижает качество обучения, но требует
дополнительных усилий со стороны ОУ
ДО при последующем индивидуальном
обучении принятого студента. Важным
«показателем гибкости» является некритичность
образовательного процесса ДО к расстоянию,
временному графику реализации учебного
процесса и конкретному образовательному
учреждению. В идеале последнее требование
заключается в необходимости
создания информационных удаленных
распределенных сетей знаний для
ДО, позволяющих обучающемуся достаточно
просто корректировать или дополнять
свою образовательную программу
в необходимом направлении при
отсутствии соответствующих услуг
в вузе, где он учится. При этом
требуется сохранение информационного
инвариантного образования, обеспечивающего
возможность перехода из вуза в вуз
на обучение по родственным или другим
направлениям, а также сближение содержания
образовательно-
К числу недостатков дистанционной системы обучения сегодня относят:
Серьезной проблемой дистанционного обучения является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как: метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т.д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако при любой технологии взаимодействия преподавателю приходится учиться более сжато и четко излагать материал или отвечать на вопросы.
Информация о работе Дистанционное обучение. Понятие и термины