Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:42, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики.
Задачи:
• раскрыть понятие и сущность бюджетного финансирования;
• охарактеризовать основные формы бюджетного финансирования;
• выявить механизмы бюджетного финансирования;
Введение
Бюджетное финансирование – это функция бюджетной системы, и трудно рассказывать и анализировать систему бюджетного финансирования, не ознакомившись с понятиями бюджета и бюджетной системы.
Бюджетная система Российской Федерации – это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления[1].
Бюджетное финансирование – это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры. В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в настоящий период развития России, приоритетных направлениях очень остро стоит бюджетное финансирование. Грамотное распределение, учет и реализация позволит нашей стране справиться со многими трудностями и реализовать масштабные проекты.
Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики.
Задачи:
раскрыть понятие и сущность бюджетного финансирования;
охарактеризовать основные формы бюджетного финансирования;
выявить механизмы бюджетного финансирования;
раскрыть понятие и источники бюджетного финансирования образования;
описать планирования бюджета на текущий год;
описать планирование бюджета на три года;
рассмотреть проблемы бюджетного финансирования образования;
изучить основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования.
Предметом исследования в курсовой работе являются отношения бюджетного финансирования.
Объектом исследования является бюджетное финансирование образования.
Степень научной разработанности проблемы определяется заметным интересом отечественных исследователей к проблемам бюджетного финансирования образования. Он привел к появлению литературы, посвященной различным аспектам бюджетной системы России. Сущность бюджетного финансирования рассматривалась в научных работах Абанкина И.В., Савицкой Е.В., Сорокиной Т.В., Вахрина П.И.
Вместе с тем в экономических исследованиях недостаточного разработанными остаются проблемы бюджетного финансирования образования, проблемы возможности использования преимуществ различных источников финансирования. В последние годы актуализировалась проблема основных направлений совершенствования бюджетного финансирования образования.
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования
1.1 Формы и методы бюджетного финансирования
О расходах бюджетов субъектов Российской Федерации можно говорить в материальном, экономическом и правовом смыслах.
В материальном смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, выделяемые из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение задач и функций субъекта Российской Федерации.
В экономическом смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации представляют собой отношения, возникающие в процессе распределения бюджета как централизованного фонда данного субъекта. Здесь речь идет об особой разновидности экономических отношений – отношениях по расходованию бюджета как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации, расходных бюджетных отношениях. С экономической точки зрения, данные отношения, будучи разновидностью финансовых отношений, носят характер распределительных отношений.
В правовом смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации представляют собой часть бюджета как финансово-планового акта, а именно расходную часть бюджета. Известно, что бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В этом смысле правовой акт об утверждении бюджета представляет собой роспись доходов и расходов субъекта Российской Федерации. Бюджет, будучи оформленным, в виде правового акта, придает экономическим отношениям по расходованию бюджета субъекта Российской Федерации (расходным бюджетным отношениям) характер правовых отношений.
Субъект Российской Федерации предоставляет денежные средства субъекту бюджетного финансирования не в силу существующего между
ними денежного обязательства, а в силу того, что субъект Российской Федерации в процессе предоставления этих денежных средств реализует свою функцию публичного характера, выступая в качестве политического субъекта.
Расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством следующих методов, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации: бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета; бюджетное кредитование – возвратное предоставление денежных средств из бюджета; погашение долговых обязательств бюджета[3].
Основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование, основанное на определенных принципах, характеризующееся специфическими формами и методами предоставления средств.
Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:
получение максимального эффекта при минимуме затрат, бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее
обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;
бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований. Формирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание социальных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности[5].
Минимальные государственные социальные стандарты – государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.
Согласно общепринятому определению, бюджетное финансирование, предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям на осуществление и развитие их деятельности. В социалистических странах бюджетное финансирование включает финансирование хозрасчётных предприятий и организаций и бюджетное финансирование. Из государственного бюджета финансируются, как правило, вложения в основные и оборотные фонды вновь строящихся предприятий, а также выделяются дополнительные средства при недостатке собственных ресурсов действующим предприятиям. В капиталистических странах бюджетное финансирование осуществляется в порядке бюджетного финансирования и заключается в покрытии расходов на субсидирование монополий, государственные капиталовложения, развитие инфраструктуры, стимулирование экспорта, содержание государственного аппарата, вооружённых сил и различных административных и социально-культурных учреждений за счёт средств бюджета.
В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:
1) финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
2) финансирование по системе «брутто-бюджет» — применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.
Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования:
1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
3) трансфертов населению;
4) ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных действующими законами и правовыми актами;
5) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
6) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
7) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
8) межбюджетных трансфертов;
9) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
10) средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий. [11,c.279]
Рассмотрим названные формы расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Ассигнования, которые выделены бюджетным учреждениям, расходуются исключительно на: оплату труда работников этих учреждений; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; командировочные и иные выплаты работникам. Кроме того, бюджетные учреждения могут расходовать выделенные им бюджетные средства на оплату товаров, работ и услуг как по заключенным ими государственными контрактами, так и на основе обычных договоров гражданско-правового характера. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.[24]
Характеризуя отношения, возникающие в процессе бюджетного финансирования бюджетных учреждений, отметим, что само бюджетное правоотношение заканчивается на связке «субъект Российской Федерации – бюджетное учреждение».
При выплате трансфертов населению бюджетное учреждение действует в качестве представителя субъекта Российской Федерации, выступая от его имени. Трансферты населению – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственный контракт, финансируемый за счет бюджета субъекта Российской Федерации, это договор, заключаемый органом государственной власти субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета субъекта Российской Федерации. По общему правилу, государственные контракты размещаются на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.
Конкурсная система заключения контрактов призвана обеспечить максимальную гласность и максимальный контроль, что выступает средством борьбы с коррупцией в среде государственного аппарата, максимальную эффективность использования бюджетных денежных средств.
Государственным органом, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд субъекта Российской Федерации и координацию их проведения выступает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. Совокупность государственных контрактов формирует государственный заказ субъекта Российской Федерации.
Закупки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации товаров (работ, услуг) на суммы, меньшие, чем 2000 МРОТ, осуществляются посредством обычных гражданско-правовых договоров.
Бюджетные кредиты подразделяются на два вида: а) предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; б) предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям.[13]
В первом случае бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. При этом способами обеспечения исполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательства должно иметь высокую степень ликвидности. Данные бюджетные кредиты всегда предоставляются на условиях возмездности.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита негосударственному юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.
Бюджетные кредиты государственным предприятиям выдаются без предоставления заемщиком обеспечения возврата кредита. Кроме того они могут быть как процентными, так и беспроцентными. Это отличает их от бюджетных кредитов, предоставляемых негосударственным организациям.
Бюджетные кредиты обеих видов выдаются на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетом субъекта Российской Федерации.
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом субъекта Российской Федерации при условии включения их в целевую программу субъекта Российской Федерации либо в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление бюджетных инвестиций из бюджетов субъекта Российской Федерации юридическим лицам, не являющимися государственными унитарными предприятиями, влечет возникновение права собственности субъекта Российской Федерации на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием субъекта Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством. Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам включается в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и указанным юридическим лицом об участии субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиции.[21]
Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным имуществом. В расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) государственной власти субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год. Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.[6,c.84]
Исполнительной орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан ежеквартально информировать орган законодательный (представительный) государственной власти субъекта Российской Федерации о расходовании средств резервного фонда.
Бюджетные средства, будучи выделенными, из бюджета субъекта Российской Федерации, пройдя все стадии распределения и перераспределения, в конечном счете, доходят до лиц, которые именуются получателями бюджетных средств и которые будут осуществлять потребление этих средств в тех или иных формах (например, путем выплаты заработной платы своим работникам).
К числу основных получателей бюджетных средств относятся:
а) бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных ассигнований;
б) государственные унитарные предприятия;
в) негосударственные юридические лица;
г) органы местного самоуправления, представляющие местные бюджеты, являющиеся получателями бюджетных ссуд, дотаций, субвенций, субсидий из регионального бюджета;
д) государственные внебюджетные фонды регионального уровня.
В области расходов бюджета имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов. Бюджетные расходы не решают насущных проблем социальной политики государства, что связано с низким уровнем выплат населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что снижает возможности развития экономики и длительной стабилизации финансового положения страны.
В связи с этим необходимо:
- обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
- концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
- усиление контроля за использованием бюджетных средств.[15]
1.2 Механизм бюджетного финансирования
Механизм бюджетного финансирования (англ. budgetary mechanism) - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления.
В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджета средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов. В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.
Так, элементами звена мобилизации денежных средств являются конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, и др.); звена предоставления бюджетных средств - конкретные виды бюджетных расходов (на содержание аппарата управления, на федеральном (региональном, муниципальном) целевые программы, на погашение государственного (муниципального) долга и т.д.); звена межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов - формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.).
Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции и т.п. - это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику. При этом количественное влияние характеризуется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюджетных средств. В зависимости оттого, сколько и где изымается денежных средств в распоряжение государства, куда и в каких объемах направляются бюджетные ассигнования, формируются возможности расширения обществ, производства, повышения его технической оснащенности, роста квалификации кадров, улучшения социально-культурного обслуживания населения и т.д. Качественное воздействие связано с возможностями влияния через конкретные виды доходов и расходов бюджета на экономические интересы хозяйствующих субъектов.
Это влияние способствует преобразованию видов доходов и расходов бюджета в стимулы развития экономики, повышения ее эффективности. Целенаправленное использование звеньев, элементов, частей бюджетного механизма позволяет ускорять или замедлять социально-экономические процессы, инициировать достижение желаемых результатов. В структуре бюджетного механизма могут выделяться также отдельные блоки, что обусловлено функциональными особенностями управления бюджетными отношениями. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют блоки: бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования; исполнения бюджета; бюджетного контроля и т.д. Каждому из блоков свойственны специфические методы (способы, приемы), с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов, используемых в блоке бюджетного планирования, составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюджетных средств на уровне федерации, регионов, муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральные, региональные и местные бюджеты используются не только для оперативного управления бюджетными отношениями, но и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регионах, муниципальных образованиях.[23]
Адресность бюджетных показателей, отражающих через конкретные статьи доходов и расходов многообразные связи бюджета с отраслями экономики, служит основой для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях общественного производства. Через бюджетные показатели можно следить за экономическими и социальными процессами, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений. На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны.
Например, в федеративных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования: федеральный бюджет; региональные бюджеты; местные бюджеты. Содержание звеньев, частей и блоков бюджетного механизма на каждом из уровней управления характеризуется спецификой, обусловленной (и предопределенной) совокупностью бюджетных прав, закрепленных за федеральными, региональными и муниципальными органами и отраженными в бюджетном законодательстве. Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и бюджетный механизм. Особенно большие изменения происходят при смене общественно-экономических формаций и методов хозяйствования.
Так, в России переход на рыночные основы хозяйствования сопровождался коренной перестройкой всего бюджетного механизма, который во всех его звеньях, элементах и частях постепенно приобрел качественно новые черты: прямое бюджетное администрирование хозяйственных процессов было заменено методами косвенного влияния бюджета на экономику; вместо неналоговых отчислений и изъятий введена система налоговых платежей; существенное развитие получило бюджетное прогнозирование, а бюджетное планирование было нацелено на разработку и реализацию среднесрочных и долгосрочных целевых программ; наряду с объемными показателями стали использоваться качественные ориентиры типа социальных нормативов; большую адресность получили бюджетные ассигнования и т.д.
Совершенствование бюджетного механизма продолжается в соответствии с «Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.». Реализация намеченных в Программе мер будет способствовать постепенному превращению российского бюджета в один из главных инструментов государства при осуществлении экономических и социальных преобразований. [10]
1.3 Характеристика основных параметров элементов бюджетной системы РФ
Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права. Она трехуровневая:
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. местные бюджеты.
Бюджетная система РФ состоит из трех блоков:
- экономический – объединяет экономические нормы всех звеньев бюджетной системы РФ;
- юридический – включает юридические положения Федераций, субъектов и органов самоуправления;
- бюджетный – совокупность всех бюджетов государства.
Главное звено бюджетной системы РФ – федеральный бюджет. Это денежный фонд органов федеральной власти Российской Федерации. С его помощью власть (представительные и исполнительные органы) сосредотачивает в своих руках значительную часть внутреннего продукта в целях осуществления общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных и социально-экономических функций.
Функции федерального бюджета:
- связывает основные финансовые институты – государственные финансы, налоги, государственные займы и кредиты;
- регулирует все звенья финансовой системы общества – государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную и страховую сферы;
- оказывает экономическое воздействие на негосударственную сферу экономики страны;
- оказывает влияние на характер хозяйственного воспроизводства и развития, занятость населения, уровень потребления и социального развития общества;
- через федеральный бюджет осуществляется внешнеэкономическая и политическая деятельность государства.
Второе звено бюджетной системы РФ – бюджеты субъектов Федерации (республиканские, краевые, окружные и областные). В их задачи входит:
- обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций национально-государственных и административно-
- экономическое воздействие на производственную деятельность организаций;
- решение социально-экономических и культурных вопросов.
Третье звено бюджетной системы РФ – местные бюджеты. Их часто объединяют со вторым звеном и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер. К местным бюджетам относят все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты поселков, районов, городов. .исключение представляют города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.
Местные бюджеты играют второстепенную роль. Они обеспечивают финансовыми ресурсами:
- местное самоуправление;
- реализацию местных социально-экономических задач;
Выполнение делегированных от вышестоящих органов власти в области социально-культурных и политических мероприятий.
Четвертый элемент бюджетной системы РФ – государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ и др.; на уровне субъектов Федерации – в каждом случае своя совокупность фондов, а на местном уровне – внебюджетные фонды местного значения. Их задачей является финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий, таких, как пенсионное обеспечение, медицинское и социальное страхование и др.[4]
Отличительная черта бюджетной системы России – большое многообразие структурных образований: республика, край, округ, область, город, район и т.д. Кроме федерального бюджета она включает 89 бюджетов субъектов Федерации (городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области) и около 30 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Таким образом, бюджетная система Российской Федерации представляет собой сложную экономическую категорию, выражающую совокупность экономических отношений между органами государственной власти, негосударственными экономическими субъектами и физическими лицами по поводу формирования и использования денежных фондов различных органов государственной власти. С другой стороны, бюджетная система является мощным планомерным субъективным механизмом формирования и использования всей совокупности бюджетов различных органов государственной власти.[14,c.73]
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования образования
2.1 Понятие и источники бюджетного финансирования образования
Образование играет большую роль в жизни высокоразвитого рыночного общества. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в конце 20 – начале 21 вв. в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.
Получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан России. Конституция РФ гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе. Для этих целей функционирует система государственных и муниципальных образовательных учреждений.[20]
Создание и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств.
Граждане РФ вправе получать образование без ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Российское государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего образования и профессионального начального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые[2].
Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.
Практика обучения и воcпитания подрастающего поколения за последние десятилетия показала, что уровень этой работы не отвечает современным требованиям. Все это обусловило необходимость модернизации общеобразовательной школы.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
В Российской Федерации в настоящее время действуют государственные, муниципальные и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.
Финансирование сферы образования в России будет ежегодно увеличиваться на 20–30%, в 2009 году финансирование образования увеличено на 26% (до 423 млрд. рублей). В целом средства, которые страна тратила в последние годы и будет тратить на образование, увеличиваются каждый год, примерно, на 10–20%. И в дальнейшем эта тенденция сохранится.
Проблемы, входящие в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, решаются в рамках средств, выделяемых им из федерального бюджета на основную деятельность, а для органов исполнительной власти субъектов РФ – с использованием субвенций, трансфертов, дотаций и т.д. Предполагается, что бюджеты субъектов федерации должны софинансировать мероприятия федеральной целевой программы, в которых данный регион участвует.
В таблице 1 приведено планируемое соотношение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных средств в процессе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. (приложение 1)
Расходы на образование и подготовку кадров – самый крупный раздел расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФ превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах – более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 7%.
Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля (примерно 62%) направляется на содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте дошкольные учреждения – 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используются на капитальные вложения.
Финансовое обеспечение образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов. В основе этих нормативов лежат следующие параметры, заложенные в Законе РФ «Об образовании»: финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. человек населения Российской Федерации; для этого ежегодное выделение финансовых ресурсов должно составлять не менее 10% величины национального дохода; на финансирование вузов должно выделяться не менее 3% расходов федерального бюджета. Однако в настоящее время эти нормативы не выдерживаются, так как финансирование образования зависит от величины бюджетных доходов[19].
Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.
Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.
Существует комплекс федеральных целевых программ (ФЦП) в сфере образования, финансируемых из федерального бюджета в таблице 2 [приложение 2]. Федеральные целевые программы формируются для решения конкретных задач или выполнения определенных функций с участием многих министерств и ведомств. В этом случае программа выступает как организационная форма, обеспечивающая горизонтальную координацию деятельности независимых компонентов в отраслевой структуре.
Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь, и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:
– предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;
– взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.
Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход от сдачи в аренду свободных помещений.
Объем благотворительных средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.
К дополнительному источнику финансирования относятся и средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление программ международного сотрудничества.[8]
На региональном уровне зачастую разрабатываются положения, в которых перечисляются виды платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями. В их состав могут входить следующие виды услуг:
1) образовательные услуги:
– обучение студентов по дополнительным образовательным учебным программам сверх часов и сверх программы по указанной дисциплине;
– изучение специальных, не предусмотренных учебным планом, предметов;
– услуги психологической службы и тьюторство (сверх услуг, финансируемых из бюджета);
– подготовительные курсы к школе;
– подготовительные курсы к поступлению в высшие учебные заведения;
– создание специальных учебных групп обучения детей с отклонениями в развитии;
2) развивающие услуги:
– предметные кружки по интересам;
– созданий различных студий, групп, школ по обучению музыке, танцам, живописи, народным промыслам и др.;
3) спортивно-оздоровительные мероприятия:
– организация секций и групп по укреплению здоровья детей.
Оказание дополнительных платных образовательных услуг возможно лишь при наличии в образовательном учреждении лицензии, программы с календарно-тематическим планированием занятий, утвержденных руководителем образовательного учреждения, согласованных с соответствующим региональным методическим центром, находящимся в ведении учредителя на право занятия соответствующим видом деятельности.
Для предоставления дополнительных платных образовательных услуг необходимо должным образом документально оформить указанный процесс.
Денежные средства, поступающие за предоставленные услуги в наличной форме, перечисляются на соответствующие счета образовательного учреждения. Если расчет производится в безналичной форме, то образовательное учреждение обязано получить от потребителя квитанцию об оплате, либо платежного поручения с отметкой банка.
Важным механизмом бюджетного финансирования образовательных учреждений выступает нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования. Федеральный норматив бюджетного финансирования – нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося. Размер федерального норматива – минимальная стоимость, обязательная для исполнения бюджетов всех уровней. При его расчете не принимаются во внимание следующие расходы:
1) текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие);
2) долгосрочные (капитальные) расходы.
Их финансирование происходит дополнительно к нормативу.
Федеральный норматив бюджетного финансирования рассчитывается по формуле:
ФНбф = ФОТ + ФМО,
где ФНбф – федеральный норматив бюджетного финансирования;
ФОТ – заработная плата (тарифная и надтарифная части); начисления на заработную плату; компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию; расходы на повышение разрядов и аттестацию педагогических работников;
ФМО – учебные расходы; канцелярские и хозяйственные расходы; расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; прочие расходы.
ФОТ и ФМО классифицируются по типам и видам образовательного учреждения. При этом сумма норматива бюджетного финансирования регламентирована экономическими нормативами на ФОТ и ФМО.
Соотношения на ФОТ и ФМО устанавливаются на соответствующий период на уровне федерального бюджета и обязательны для региональных и муниципальных бюджетных уровней.[17]
Этот подход в исчислении потребности на нормативной основе в финансовых средствах по общеобразовательным учреждениям используется на всех уровнях бюджетного финансирования.
2.2 Составление бюджета на год
Годовой бюджет РФ составляется на один финансовый год, начинающийся с 1 и заканчивающийся 31 декабря.
Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года и осуществляется Правительством РФ в соответствии с бюджетной политикой, определенной в Бюджетном послании Президента РФ.
Составление бюджета основывается на :
• Бюджетном послании Президента РФ;
• прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);
• основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
• прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
• плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов включают:
• действующее на момент разработки проекта бюджета налоговое законодательство;
• нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, минимальной бюджетной обеспеченности;
• предполагаемый объем финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• виды и объемы расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой.
Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Он законодательно не утверждается и целью его разработки является:
• информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
• осуществление мер в области финансовой политики;
• прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
• отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер.
Классическая система годовых бюджетов имеет следующие особенности:
бюджеты составляются на год с разбивкой по месяцам;
для каждого центра прибыли составляются отдельные бюджеты, которые впоследствии консолидируются в сводный бюджет по компании;
планирование затрат может осуществляться по отделам и службам (как внутри центра прибыли, так и по компании в целом), если ставится задача контролировать затраты каждого отдела либо в целом по подразделениям;
затраты планируются только по значимым статьям, все небольшие статьи группируются и планируются одной суммой, при планировании затраты разделяются на переменные и постоянные;
продажи планируются по группам продукции либо по топ-позициям (позиции, доля продаж которых составляет 80% общих продаж по компании)
ассортиментные позиции, объем продаж по которым незначителен, сворачиваются в группу «прочие»;
перечень групп или топ-позиций не должен быть большим, чтобы система была гибкой к изменениям;
разрабатывается единый формат бюджетных таблиц для всех центров ответственности.[25]
Глава 3.Основные проблемы бюджетного финансирования
3.1. Проблемы бюджетного финансирования
Проблемы современной бюджетной политики России всецело определяются характером и особенностями:
государственно-экономического устройства бывшего СССР (федерализм с формальной стороны и унитаризм – с фактической);
перехода от административно-командной системы хозяйствования к рыночной;
будущего социально-экономического устройства (неясность общего направления и перспектив движения общества: социализм, капитализм, тоталитаризм).
Сейчас в России идет борьба между развивающимся частным капиталом (холдингами, банками, корпорациями и др.), классом предпринимателей и собственников, в значительной степени захватившим экономическую власть и чувствующим недостаток политической власти, с одной стороны, и государственным аппаратом, ощущающим негативное влияние утраты экономической власти, - с другой.
Все сказанное непосредственно затрагивает экономическую основу государства – бюджет, обнажая его слабые стороны и недостатки. Последние принципиально различны с позиций госаппарата и класса имущих людей, общества, но сходятся в одном – в целесообразности и необходимости проведения бюджетной реформы.
Современное состояние бюджетной системы РФ в какой-то степени можно определить несколько измененным известным тезисом: «Низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-новому». Наиболее слабыми моментами являются:
Сосредоточение основной доли финансовых ресурсов страны в федеральном бюджете, которое снижает экономические возможности региональных и местных бюджетов в решении своих социально-экономических функций.
Низкая доля собственных доходов и высокая – регулирующих и трансфертов.
Укоренившаяся практика административного регулирования доходов территориальных бюджетов.
Участившаяся практика «спихивания» расходов вниз по бюджетной системе без подкрепления соответствующими доходами.
Отказ федерального бюджета от финансирования многих мероприятий и повышение роли местных и региональных органов власти и жизнедеятельности общества обусловили рост нехватки финансовых ресурсов на низовом уровне. Региональные и местные бюджеты поставлены в крайне тяжелое положение постоянных просителей у вышестоящих органов. Ярким примером тому является ситуация с финансированием повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы в начале 2002г., когда некоторые региональные власти были вынуждены предлагать свои полномочия вышестоящим инстанциям. [22]
По существу, принципы экономической и финансовой самостоятельности местных и региональных бюджетов носят формальный характер и не соблюдаются.
Перечисленные проблемы, и, прежде всего проблема бюджетного федерализма в управлении бюджетными отношениями, требуют скорейшего решения, в основе которого – последовательное проведение в жизнь положений Бюджетного кодекса РФ.
3.2 Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования
Несмотря на некоторое улучшение ситуации, система общего образования в нашей стране все же функционирует в условиях постоянного недофинансирования.
Требуется интенсивное увеличение объемов бюджетного финансирования общего образования. Оживление в национальной экономике, рост занятости среди экономически активного населения, высокие цены на нефть на мировом рынке, профицит государственного бюджета, наличие золотовалютного резерва и стабилизационного фонда позволяют инвестировать больше средств в образовательную сферу. Однако простое «вливание» денежных средств может оказаться мало эффективным.
Во-первых, необходимо активнее использовать целевое финансирование, ориентированное на реализацию определенных программ развития системы образования в стране. В этом случае деньги будут в большей степени расходоваться по назначению и в меньшей степени оседать в карманах недобросовестных чиновников.
Во-вторых, следует перейти от финансирования сети общеобразовательных учреждений к нормативному финансированию образования в расчете на 1 учащегося. Данный переход заставит производителей образовательных услуг оптимизировать и сеть школ, и численность занятых внутри этой сети.
В качестве метода достижения сбалансированности государственных обязательств с их реальным финансированием предполагается введение нормативного подушевого механизма финансового обеспечения. Сущность последнего заключается в том, что на каждого учащегося учреждения общего среднего и начального профессионального образования выделяется определенный объем бюджетных средств, расходуемых на его обучение.
Поскольку стандартный уровень образования является обязательным, то и норматив для всех учащихся должен быть одинаковым и дифференцироваться только в зависимости от региональных условий функционирования образовательного учреждения и от ступени обучения по той или иной образовательной программе.
Кроме того, прогнозируется развитие системы образовательного кредитования. Государство должно также гарантировать, что внебюджетные источники останутся серьезным средством для поддержки образования и повышения его качества. В целях соблюдения всех гарантий государства в сфере финансового обеспечения образования необходима постоянная корректировка модели его многоканального финансирования при сохранении приоритетности бюджетных ассигнований.[12]
Также необходимость улучшения модели финансирования системы образования обусловлена тем, что действующие сегодня подходы к управлению финансовыми потоками не обеспечивают эффективности расходов этих учреждений. Это происходит из-за отсутствия зависимости между масштабами и качеством оказываемых образовательных услуг и объемами их финансирования. Для решения данной проблемы предлагается реорганизация бюджетных учреждений в новую организационно-правовую форму – государственные некоммерческие организации. Новая организационно-правовая форма должна отличаться от статуса государственных (муниципальных) учреждений по следующим позициям:
отсутствие бюджетного финансирования на основе сметы доходов и расходов;
отсутствием ограничений или менее жесткими ограничениями на предпринимательскую деятельность и правом самостоятельно распоряжаться доходами от нее.
отсутствием субсидиарной ответственности государства по обязательствам такой организации.
Главные из перечисленных выше отличий – отсутствие бюджетного финансирования на основе сметы доходов и расходов. При этом предлагаются два альтернативных способа государственного финансирования социальных услуг: нормативное сметное финансирование «по результату» и государственный социальный заказ. Эксперты считают, что в системе общего образования и начального профессионального образования порядок сметного финансирования вполне заменим механизмом бюджетного финансирования на основе стабильных нормативов на одного учащегося. Для большинства таких учреждений должен быть реализован принцип «деньги следуют за учеником», который позволяет учащимся и их родителям более свободно выбирать школу, и создает условия для управляемой конкуренции между учебными заведениями.[18]
В целом, предлагаемая система финансирования значительно более прозрачна и поэтому позволяет исключить расходы бюджета на содержание бюджетных учреждений, которые существуют за счет предпринимательской деятельности, а бесплатных услуг не предоставляют вообще или предоставляют их в минимальном объеме.
Наряду с нормативным целевым финансированием в качестве альтернативы поступления бюджетных ассигнований по смете доходов и расходов реформаторы предлагают использовать государственный социальный заказ. Под ним подразумевают заключаемые на конкурсной основе договоры между государственным заказчиком и поставщиком, по условиям которых государство обязуется оплачивать образовательные услуги. Сегодня социальный заказ как договорная система размещения государственного заказа на поставку социальных услуг на практике в России не применяется.
В течение последних 15 лет активно развивался и приобрел значительные масштабы институт репетиторства. Сегодня он охватывает не только школьников, но и детей дошкольного возраста, а также студентов средних специальных и высших учебных заведений – практически всех учащихся, перемещающихся по вертикали многоуровневой образовательной системы. Особую роль институт репетиторства играет в соответствующих точках фуркации, т.е. при переходе учащихся с одного уровня образования на другой. При этом он не включается и не может быть включен в образовательную систему, а существует параллельно с ней, являясь частью неформального образования. И в дальнейшем будет играть большую роль в системе образования.
По мере взросления человек все больше втягивается в систему образования, так как главное значение в его жизни начинают играть «знаки» образования (аттестаты, дипломы, сертификаты), а не только образование как таковое. Данные «правила игры» устанавливает общество, а индивиды вольно или невольно им подчиняются.
Заключение
Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие выводы.
Главное звено в бюджетной системе – это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на две группы: текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов представляют собой основную часть расходов бюджетов всех уровней, обеспечивающих текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики.
Капитальные расходы бюджетов – это та часть бюджетных средств, которая используется на расширение воспроизводства в виде расходов на капитальный ремонт объектов федерального значения, уровня субъекта РФ или местного образования на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности.
Особенности бюджетного финансирования были рассмотрены на примере системы образования.
В заключение проведенной работы, можно отметить, что данная курсовая работа была сделана с учетом всех требований методического пособия и полностью им отвечает. Работа широко раскрывает тему «Особенности бюджетного финансирования», как одну из самых значимых и актуальных тем на сегодняшний день не только в разделе финансы, но и для всего экономического устройства государства, т. к. экономический уровень развития страны держится на объемах и эффективности его государственного финансирования.
Как было необходимо курсовая работа содержит титульный лист, оглавление, введение, заключение, список использованной литературы. Введение, выполняя свои функции, плавно вводит в раскрытие темы. В введении кратко рассказано о бюджетной системе, что неслучайно, т. к. бюджетное финансирование – это функция бюджетной системы. Показывается актуальность данный темы на сегодняшний день и ее практическая значимость.
Основная часть состоит из 3 глав. Первая глава носит общетеоретический характер. В ней дан теоретический материал, который раскрывает тему. По данным первой главы можно сделать краткие выводы, подвести итоги. Бюджетное финансирование – это, в первую очередь, расходы денежных средств государства, которые имеют свои особенности. На основе рассмотренных в ходе подготовки работы нормативных документов разных годов можно судить о том, что механизмы и формы бюджетного финансирования менялись с течением времени, что явилось результатом поиска государством новых путей совершенствования данной системы, улучшения экономического уровня страны и повышения качества жизни людей. Суть бюджетного финансирования в том, что деньги поступают из государственного бюджета на основе необходимых документов и нормативов в бюджетные учреждения, это денежные ресурсы, которые государство предоставляет на их содержание. Особенность заключается в том, что поступление бюджетных ресурсов куда более гарантированный источник содержания и обеспечения, чем внебюджетное финансирование, например, введение платных услуг или кабинетов элитного, сервисного обслуживания. Бюджетное финансирование дает ощущение гарантии и стабильности. Население нашей страны считает более надежным брать кредиты не в коммерческих банках, в Сбербанке РФ, а различные организации обслуживать там свои счета и операции.
Вторая глава представляет собой аналитическую работу по изучению бюджетного финансирования образования в России. Сфера образования выбрана неслучайно, т. к. ее финансирование – важнейшая характеристика бюджета государства, во многом показатель качества жизни людей и общего уровня социальной защиты и обеспеченности граждан. В данной части рассматриваются источники и проблемы бюджетного финансирования образования. Как выяснилось, главная проблема системы финансирования образования – недостаточность финансовых ресурсов, поступающих в эту сферу.
В третьей главе на основе изученного и проанализированного во второй главе материала разработаны предложения и пути решения имеющихся проблем финансирования системы образования, главная из которых, конечно же, повышение объема поступающих в эту сферу финансовых ресурсов. Все предложения носят вполне реальный характер.
Таким образом, хотелось бы сделать вывод, что тема «Особенности бюджетного финансирования» очень интересна для анализа, а для студентов особенно важна и полезна для изучения.
Список литературы
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. №145-ФЗ, статья №6
ФЗ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12-ФЗ
Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2003.
Поляк Г.Б. Финансы: учебник – М: ЮНИТИ, 2007 г.
Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2003.
Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Просветов Г.И. Финансы, денежное обращение и кредит, М.: Альфа – прес, 2008 г.
Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / Под ред. проф. Г.Б. 2008.
Сорокина Т.В. «Государственный бюджет». Издательство «Инфра–М», 2004г.
Государственные и муниципальные финансы: Учебник/ Под ред. И.Д. Маукуляка. – М.: Изд. РАГС, 2004.
Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.
Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., 2007..
Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.
Абанкина И.В., Савицкая Е.В., Бюджетное финансирование образовательных учреждений: структура и источники денежных средств, М., 2006г.
Новиков А.М., Методология образования, М.: Эгвес, 2006 г.
Просветов Г.И. Финансы, денежное обращение и кредит, М.: Альфа – прес, 2008 г.
Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит – М.: ИНФРА, 2007 г.
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- 3-е изд.2003.
Бюджетная система Российской Федерации. / Под ред. Т.П. Николаева.:МФПА, 2003.
www.budgetrf.ru
www.ed.gov.ru
www.minfin.ru
www.budgetrf.ru
www.gaap.ru
Приложения
Приложение 1.
Таблица 1. Распределение прогнозируемых объемов финансирования мероприятий Программы развития (млн. рублей).
Источник финансирования | Объем финансирования | |||||
2006–2010 годы – всего | в том числе | |||||
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
Всего | 61952,35 | 9485,19 | 10360,97 | 12740,85 | 13622,23 | 15743,11 |
Федеральный бюджет | 45335,02 | 6335 | 7518,44 | 9300,87 | 10196,93 | 11983,78 |
Другие источники – всего | 16617,33 | 3150,19 | 2842,53 | 3439,98 | 3425,3 | 3759,33 |
в том числе: | 12501,74 | 2673,93 | 2133,82 | 2486,79 | 2470,78 | 2736,42 |
внебюджетные источники | 4115,59 | 476,26 | 708,71 | 953,19 | 954,52 | 1022,91 |
Приложение 2.
Таблица №2. Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств федерального бюджета (тыс. рублей).
| Объем финансирования, | |
2008 | 2009 | |
Федеральная целевая программа «Жилище» (2002–2010 гг.) | 1448600,0 | 1558506,1 |
Федеральная целевая программа | 370740,0 | 480700,0 |
Подпрограмма «Одаренные дети» | 28800,0 | 21600,0 |
Подпрограмма «Здоровое поколение» | 22000,0 | 22400,0 |
Подпрограмма «Дети и семья» | 219940,0 | 436700,0 |
Федеральная целевая программа | 300000,0 | 280000,0 |
Федеральная целевая программа | 42369,0 | 50000,0 |
Федеральная целевая программа | 25000,0 | 30000,0 |
Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно – технологического комплекса России на 2007–2012 годы» | 80256,0 | 99265,0 |
Федеральная целевая программа | 20000,0 | 30000,0 |
Итого | 2557705 | 3009171,1 |
34
Информация о работе Бюджетное финансирование: финансирование образование и его проблемы