Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:37, контрольная работа
Цель данной работы - рассмотреть финансовое планирование на предприятии. Задачи работы включают:
определение роли и места финансового планирования в осуществлении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
определение понятия бюджетирования;
исследование системы бюджетов промышленного предприятия.
Введение 3
Сущность финансового планирования на предприятии 5
1.2 Виды финансового планирования 7
2. Сущность бюджетирования и его место в управлении предприятием 12
2.1 Виды и формы бюджетов. Методы их разработки 13
2.2. Система бюджетов промышленного предприятия 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Основными показателями этого плана являются: объем производства продукции (товаров, услуг); сумма и уровень доходов от продажи продукции; сумма и уровень валовых расходов производства и обращения; ставки и сумма основных налоговых платежей; сумма налогооблагаемой и чистой прибыли предприятия.
Разработка плана поступления и расходования денежных средств также является важным моментом текущего планирования финансовой деятельности предприятия. Целью разработки этого плана является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планируемого периода. Поэтому показатели этого плана часто рассчитываются не только поквартально, но и в помесячной разбивке.
Разрабатываемый план поступления и расходования денежных средств состоит из двух разделов, которые должны быть сбалансированы между собой в разрезе каждого квартала (месяца). В разделе «Поступление денежных средств» планируется привлечение денежных активов от продажи продукции (товаров, работ, услуг), продажи другого имущества, взыскания просроченной дебиторской задолженности и из других источников. В разделе «Расходование денежных средств» предусматривается использование денежных средств на покупку сырья, материалов и товаров; малоценных и быстроизнашивающихся предметов; аренду и содержание основных фондов и на другие цели. Учитывая высокую финансовую ответственность за просрочку платежей, при планировании необходимо предусматривать не только соответствие поступления и расходования денежных средств, но и наличие определенных резервов в форме остатка свободных денежных средств на расчетном счете, других счетах и в кассе предприятия.
Балансовый план предприятия отражает прогноз состава его активов и пассивов и представляет собой часть текущего финансового планирования на предприятии. Целью разработки балансового плана является определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, обеспечивающей финансовую устойчивость его развития.
В процессе разработки балансового плана используется укрупненная схема статей баланса предприятия, отражающая требования бухгалтерского учета применительно к специфике предприятия данной организационно-правовой формы (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.) При планировании активов оптимизируется соотношение оборотных и необоротных их видов, а в составе оборотных - отдельных их групп по уровню ликвидности. При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, а в составе заемных - краткосрочных и долгосрочных обязательств.
План формирования и использования финансовых ресурсов представляет собой часть текущего финансового планирования предприятия, целью разработки которого является аккумуляция и целенаправленное расходование финансовых ресурсов, обеспечивающих стратегическое развитие предприятия в планируемом периоде.
Разрабатываемый план состоит из двух разделов, сбалансированных между собой. В разделе «Источники формирования финансовых ресурсов» выделяются следующие показатели: сумма чистой прибыли, направляемой на производственное развитие; сумма амортизационных отчислений; прочие источники формирования собственных финансовых ресурсов; сумма привлекаемых долгосрочных кредитов и займов; суммы привлекаемых краткосрочных кредитов и займов и другие. В разделе «Направления использования финансовых ресурсов» выделяются следующие показатели: капитальные вложения во внеоборотные активы; финансирование прироста оборотных активов; вложения в нематериальные активы; прирост долгосрочных финансовых вложений и другие.
3. Оперативное планирование финансовой деятельности заключается в разработке системы бюджетов. Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий расходы и поступление средств по отдельным аспектам финансовой деятельности, отдельным хозяйственным операциям или инвестиционным проектам.
Разработка бюджета направлена на решение двух основных задач: 1) определение объема и структуры расходов; 2) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.
В практике оперативного финансового планирования используются два вида бюджетов: бюджет капитальных затрат и поступления средств и бюджет текущих денежных расходов и доходов.
Бюджет капитальных затрат и поступления средств (для краткости - капитальный бюджет) - это бюджет, разрабатываемый на этапе осуществления реального инвестирования, связанного с новым строительством, реконструкцией и модернизацией объекта.
Бюджет текущих денежных расходов и доходов (текущий бюджет) - это бюджет, разрабатываемый по отдельным хозяйственным операциям или по хозяйственной деятельности предприятия в целом в разрезе отдельных краткосрочных периодов (в порядке конкретизации плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности).
Капитальный бюджет состоит из двух разделов: капитальные затраты и поступление средств. Капитальные затраты представляют собой затраты на приобретение долгосрочных внеоборотных активов. К ним обычно относят первоначальную стоимость вводимых в строй зданий и сооружений (или поэтапные расходы по их сооружению); стоимость новых видов машин и оборудования; стоимость приобретаемых нематериальных активов (патентов, «ноу-хау» и других) и т.п. Поступление средств при разработке капитального бюджета включает планируемый поток финансовых средств (инвестиционных ресурсов) в разрезе отдельных источников.
Текущий
бюджет также состоит из двух разделов:
текущие расходы и доходы от текущей
хозяйственной деятельности. Текущие
расходы представляют собой расходы
производства или обращения. Доходы
от текущей хозяйственной деятельности
формируются в основном за счет продажи
продукции (товаров, работ, услуг).
2. Сущность бюджетирования и его место в управлении предприятием
Бюджет - это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели».
Бюджетирование представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов планирования, контроля и анализа деятельности как всего предприятия в целом, так и его отдельных подразделений с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.
Цели разработки бюджетов:
1. прогнозирование финансовых результатов;
2. установление
целевых показателей
3. определение
лимитов наиболее важных
4. сравнительный
анализ финансовой
5. контроль
за финансовым состоянием
Функции бюджетирования
1 | Планирование
финансово-хозяйственной |
|
2 | Координация и согласование деятельности различных подразделений предприятия. | |
3 | Стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности. | |
4 | Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. | |
5 | Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей. | |
6 | Средство обучения менеджеров. | |
Основные элементы бюджетирования
2.1 Виды и формы бюджетов. Методы их разработки
Классификация бюджетов
Классификационный признак Вид бюджета | Вид бюджета |
1. По
направлению движения |
§ бюджет «сверху
вниз»
§ бюджет «снизу вверх» |
2. По периоду составления | § оперативный
бюджет
§ текущий бюджет § перспективный бюджет |
3. По непрерывности планирования | § самостоятельный
бюджет
§ непрерывный (скользящий) бюджет |
4. По широте номенклатуры затрат | § функциональный
бюджет
§ комплексный бюджет |
5. По методам разработки | § фиксированный
бюджет
§ гибкий бюджет |
6. По
длительности планируемого |
§ ежедневный бюджет
§ понедельный бюджет § месячный бюджет § квартальный бюджет § годовой бюджет |
Бюджетная система предприятия - совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами.
В целом все виды бюджетов, применяемые в финансовом планировании, можно разделить на три основные группы: основные (финансовые) бюджеты, операционные бюджеты, вспомогательные бюджеты.
Финансовые (основные) бюджеты
Бюджет доходов и расходов -- бюджет, показывающий соотношение всех доходов от реализации (по отгруженной потребителям продукции или оказанным им услугам) в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагает понести в этот же период предприятие или фирма.
Бюджет движения денежных средств -- это бюджет (план) движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия и (или) его структурного подразделения (бизнеса, структурного подразделения), отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия или фирмы.
Расчетный баланс -- это прогноз соотношения активов и пассивов (обязательств) компании, бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее изменением в процессе реализации других бюджетов.
Среди операционных бюджетов обычно принято выделять следующие:
Информация о работе Бюджетирование и планирование финансов предприятия