Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 11:51, лекция

Описание работы

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Работа содержит 1 файл

Банковский менеджмент.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

      а) Фронтальный блок представляет собой  систему управления по разработке комплексных  программ и проектов деятельности банка  с учетом заданных ограничений; методологию  управляющих воздействий; организацию  и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-¬планирование; финансово-¬экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.

      б) Верхний блок представляет собой  набор операционных функций банка, выбранный им в соответствии с  миссией и концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими воздействиями первого (фронтального) блока.

      в) Правый блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области продуктовой  политики, реинжиринга бизнес-процессов  обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения  сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.

      Таким образом, для целей данной работы под банковским менеджментом будем  понимать управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим  планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции.  
 

      2 Цели и задачи финансового  менеджмента в кредитных организациях 

      Разделение  банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутрибанковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора, как представлено в таблице 1.

      Таблица 1

      Состав  банковского менеджмента

      Финансовый  менеджмент

      1. Управление активами и пассивами

      2. Управление ликвидностью

      3. Управление собственным капиталом

      4. Управление заемным капиталом

      5. Управление банковскими рисками

      6. Управление кредитным портфелем

      7. Организация внутрибанковского  контроля

      Управление  персоналом

      1. Администрирование системы организации  и оплаты труда

      2. Организация подбора и расстановки  персонала

      3. Организация системы подготовки  персонала 

      Банк  — это организация, осуществляющая управление капиталом – собственным  и заемным. Этот капитал рассматривается  с позиции самовозрастающей стоимости  или с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например «человеческий капитал», которое рассматривается с позиции отношений между людьми, определяющими успех их общей деятельности в социально¬-экономических процессах. Управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, основанное на понимании роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования в обществе. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично задачи банковского менеджмента представлены в таблице 2.

      Таблица 2

      Задачи  Содержание решаемых задач

      Банковская  политика 1. Постановка главных задач, выделение основной цели существования  банка

      2. Разработка комплексных программ  и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка

      3. Разработка методологии управления  деятельностью банка

      4. Разработка организационной структуры  банков в соответствии с выбранной  политикой развития банка

      Стратегия управления персоналом банка

      Банковский  маркетинг 1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг

      2. Выбор конкретных рынков и  выявление потребностей банковской  клиентуры

      3. Установление долго¬- и краткосрочных  целей для развития существующих  и создания новых видов банковских услуг

      4. Внедрение новых видов услуг  в практику и контроль банка  за реализацией программ внедрения.

      Создание  банковских продуктов 1. Разработка методов  изменения состояния, свойств, формы  денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка

      2. Внедрение новых банковских технологий  обслуживания клиентов

      Формирование  клиентской базы банка, обслуживание клиентов продажа услуг 1. Укрепление позиций  на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица)

      2. Завоевывание новых рынков банковских  услуг

      3. Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных денежных потоков

      4. Получение прибыли

      Экономика и финансы 1. Приращение капитала

      2. Управление прибылью и ликвидностью

      3. Максимизация управленческого вознаграждения

      4. Обеспечение стабильности развития банка

      5. Обоснование финансовых решений

      Информационно-аналитическое  обеспечение Создание информационно-¬аналитической системы планирования и реализации финансовых операций 

      Банковский  менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-¬кассовые операции, исполнение нормативных финансово¬-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.

      Как известно, основное назначение банка  — это посредничество в процессе перемещения денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов  к покупателям. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связана с тем, что банк по своей экономической природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных товаров и услуг, имеющих в основном материальное наполнение. Реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны.

      Экономические интересы коммерческого банка и  клиента не совпадают полностью  — имеются лишь отдельные точки  их пересечения. Поэтому для решения вопросов, касающихся обеспечения обратной связи между продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно участникам свободного рынка - потребителям, на банковский менеджмент возлагается функция обратной связи с внешней средой коммерческого банка.

      Постоянное  изменение внешних условий, в  которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует  соответствующей реакции со стороны  коммерческого банка — глубокого  анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-¬за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово¬-экономических, структурно¬-функциональных и функционально¬-технологических параметров.

      Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые  системные параметры:

      - финансово¬-экономических показателей  (ФЭ);

      - организационного построения, отвечающего  решению стоящих перед банком  задач (ОП);

      - функционально-¬технологического управления  продуктовым рядом банка (ФТ).

      Если  отранжировать системные параметры, то соподчиненность и взаимосвязи  между ними можно представить  так: ФЭ – ОП – ФТ.

      Процессы  разработки и реализации комплексных  технологий по построению оптимальных отношений, касающихся формирования и использования денежных потоков, реинжиниринга бизнес-¬процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа состояния и деятельности коммерческого банка решает система управления, которая получила название «финансовый менеджмент». 

      В цели и задачи финансового менеджмента  в коммерческом банке — определение  рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных  структур и режимов деятельности функционально-¬технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств — не включены следующие блоки банковской деятельности: бухгалтерский учет и отчетность, валютное регулирование, банковское право, директивная отчетность и управление экономическими нормативами, включая обязательное резервирование и создание резервов под обесценение операций с ценными бумагами и выдаваемых кредитов, так как это - директивные нормы, введенные на уровне государства (Банком России, Минфин РФ и т.п.), и не подлежат управлению с использованием внутренних и внешних резервов банка, которые ему предоставляют внешние условия банковской деятельности.  
 
 

      3 Специфика финансового менеджмента  в кредитных организациях 

      Специфику финансового менеджмента в кредитных  организациях рассмотрим на примере  управления кредитными рисками в  «Ак Барс» Банке.

      Кредитный риск, то есть опасность, что дебитор не сможет осуществить процентные платежи или выплатить основную сумму кредита в соответствии с условиями, указанными в кредитном соглашении, является неотъемлемой частью банковской деятельности. Кредитный риск означает, что платежи могут быть задержаны или вообще не выплачены, что, в свою очередь, может привести к проблемам в движении денежных средств и неблагоприятно отразиться на ликвидности банка. Несмотря на инновации в секторе финансовых услуг, кредитный риск до сих пор остается основной причиной банковских проблем. Более 80% содержания балансовых отчетов банков посвящено обычно именно этому аспекту управления рисками. Существуют три основных вида кредитного риска:

Информация о работе Банковский менеджмент