Автокредитование физических лиц в России на примере ОИКБ «Русь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Основной целью работы является оценка современной системы банковского кредитования физических лиц в российской практике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить современное представление об экономическом содержании понятия «кредитование физических лиц»;

- описать историю становления и развития кредитования физических лиц;

- рассмотреть классификацию банковских кредитов физическим лицам и показать их роль в экономическом развитии;

- проанализировать современное состояние рынка кредитования физических лиц в России;

- исследовать динамику развития и структуру портфеля кредитов физическим лицам на примере ОИКБ «Русь» (ООО);

- выявить проблемы кредитования физических лиц и наметить пути их решения;

- оценить перспективы развития кредитования физических лиц.

Содержание

Введение

1. Теория формирования и развития процессов кредитования физических лиц

1.1. Современное представление об экономическом содержании понятия «кредитование физических лиц»

1.2. История становления и развития кредитования физических лиц

1.3. Классификация банковских кредитов физическим лицам и их роль в экономическом развитии

1.4 риски, возникающие в процессе банковского кредитования физических лиц

2. Современная практика кредитования коммерческими банками физических лиц в россии

2.1. Анализ портфеля кредитов физическим лицам в российских коммерческих банках

2.2. Динамика развития и структура портфеля кредитования физических лиц на примере ОИКБ «Русь» (ООО)

2.3. Проблемы развития процессов кредитования физических лиц в России

3. Перспективы дальнейшего качественного и количественного роста портфеля кредитов физическим лицам

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Приложение 1 методика оценки фактической степени риска по портфелю однородных ссуд

Приложение 2 структура кредитного портфеля по срокам по состоянию на 01.07.2008 г

Приложение 3 объемы выданных ипотечных кредитов ведущими операторами в 2007 г

Приложение 4 ставки ипотечных кредитов ведущих операторов (декабрь 2007 г.)

Приложение 5 объем российского рынка автокредитования в 2005-2007 гг., млрд., долл. Сша

Приложение 6 динамика доли «кредитных» автомобилей в общем объеме продаж на российском рынке в 2003-2007 гг., %

Приложение 7 динамика доли «кредитных» зарубежных марок в общем объеме продаж иномарок в 2003-2007 гг., %.

Приложение 8 динамика кредитного портфеля ОИКБ «Русь» (ООО) за 2003-2007 гг

Приложение 9 распределение прибыли, полученной ОИКБ «Русь» (ООО) от операций с физическими лицами

Приложение 10 отношение объема кредитов физическим лицам к ввп(%)

Работа содержит 1 файл

автокредитование физических лиц в России.doc

— 640.50 Кб (Скачать)

"На финансовом рынке все еще наблюдается ресурсный дефицит, начавшийся в конце весны. Банки просто не могли аккумулировать достаточный объем ресурсов для кредитования в прежних объемах, потому они были вынуждены серьезно пересмотреть свою кредитную политику", - рассказала директор департамента по кредитованию физических лиц на покупку автомобилей Правэкс-Банка Кристина Бойко.

Неоднократные спады ликвидности после начала мирового банковского кризиса в августе 2007 г. свидетельствуют об уязвимости российских банков к оттоку капитала и неблагоприятным глобальным изменениям финансово-экономических условий. Эта уязвимость связана главным образом с растущим объемом их внешних заимствований и зависимостью от настроений международных инвесторов. Если в 1-м квартале 2008 г. был зафиксирован чистый отток капитала объемом 23 млрд. долл., то во втором квартале наблюдался уже приток капитала - в размере 35,7 млрд. долл. В июле приток составил 18 млрд. долл., но в августе опять наблюдался отток, по предварительным данным, - в размере 4,6 млрд. долл.

Пока российские банки успешно справляются с проблемами, вызванными мировым кризисом ликвидности, благодаря введению соответствующих корректировок в стратегии развития, созданию внутренних резервов ликвидности, поддержке со стороны государства и акционеров, увеличению государственных расходов, а также продлению и рефинансированию части долговых обязательств. Решению проблем, связанных с нехваткой ликвидности, в некоторой степени способствуют продолжающийся приток финансовых средств, обусловленный высокими экспортными ценами на сырьевые товары, а также рост сбережений домохозяйств и вкладов населения, приемлемое качество активов и замедлившийся рост активов и ссудной задолженности.

В ближайшей перспективе российские банки должны справиться с проблемой рефинансирования своих обязательств перед иностранными кредиторами, но трудные рыночные условия могут стать причиной замедления роста бизнеса и доходов в ближайшее время. Что касается более долгосрочной тенденции развития, то они не должны изменить ее положительное направление. Эффективность финансового рынка, достаточность ликвидности, процентная ставка и валютный риск - это, пожалуй, наиболее уязвимые места российских банков в ближайшие месяцы, тем более что охлаждение отношений с Западом может способствовать повышению стоимости ресурсов, риска ликвидности и рыночного риска. С января 2008 г. основной фондовый индекс России - Индекс РТС (Российская торговая система) - упал примерно на 30%.

Эти факторы уже учтены в текущих рейтингах российских банков. Каких-либо негативных изменений в рейтингах не ожидается, если только указанные проблемы не начнут сказываться на фундаментальных показателях банков, - поэтому мы продолжаем внимательно наблюдать за ситуацией. Благодаря устойчивому росту национальной экономики в последние годы банки продолжают наращивать кредитование.

Рост общего объема выданных кредитов физическим лицам составил в 2004 г. 50%, в 2005 г. - 35%, в 2006 г. - 47,3%, а в 2007 г. - 51%. За первые пять месяцев 2008 г. объем кредитования увеличился еще на 26% - до 720 млрд. долл., но из-за усложнения условий привлечения ресурсов темп роста несколько замедлился. Объем кредитования частного сектора и государственных нефинансовых организаций (ГНО), в процентах от ВВП, растет, но не так быстро: на 36% за 2007 г., а в 2008-м и 2009 гг. - на 42 и 54% соответственно (оценка).

Непрерывный рост кредитования частного сектора и ГНО в России позволяет сделать вывод об умеренном повышении задолженности домохозяйств и компаний, а также об увеличении бремени долговых выплат и кредитных рисков. Впрочем, у некоторых очень крупных компаний - например, ОАО "Газпром" (ВВВ/Стабильный/-) и ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" (ВВ+/Позитивный/-) уровень использования заемных средств очень высок. Устойчивость рыночных позиций банков в большинстве случаев ограничивается отсутствием достаточно сильного бренда и низкой лояльностью клиентов, которые, как и прежде, легко переходят из одного банка в другой. По всей видимости, укреплению рыночных позиций будут способствовать расширение бизнеса и региональная экспансия, но оборотной стороной этих процессов являются рост издержек и нагрузка на операционные системы. Банки прилагают большие усилия к тому, чтобы добиться органического роста, превышающего среднерыночные показатели, во всех сегментах своего бизнеса и таким образом увеличить свои рыночные доли. Однако остается открытым вопрос о том, какие из российских банков в долгосрочной перспективе смогут выбиться вперед и успешно преодолеть все циклы развития банковского сектора. Совсем необязательно, что сегодняшние лидеры сохранят свои позиции на этом рынке, отличающемся очень высокой конкуренцией. Сохранение первенства будет в конечном счете зависеть от устойчивости положительной динамики коммерческих и финансовых показателей различных банков. Большинство российских банков имеют похожие стратегии, ориентированные на развитие модели диверсифицированного коммерческого банка. Одной из первоочередных задач является диверсификация клиентской базы и продуктового ряда, причем в последние годы особенно в сфере бизнеса по обслуживанию населения и предприятий МСБ. Постепенно развитие некоторых банков становится более ровным, все меньше зависит от конъюнктурных факторов и больше опирается на конкретную стратегию. Несмотря на сходство выбранных стратегий, российские банки имеют разные финансовые и коммерческие показатели, что объясняется особенностями их программ экспансии, а также различиями в качестве управления и последовательности в реализации выбранной стратегии. Кроме того, большое значение имеют наличие или отсутствие проактивных методов работы, нацеленности на диверсификацию и модификацию бизнеса, способности адаптироваться к меняющимся условиям, а также желания и готовности акционеров обеспечивать банку дополнительный капитал. Размер бизнеса все чаще считается важным фактором достижения "критической массы", обеспечения устойчивости и долговременной рентабельности банковской деятельности.

Цены на те немногие банки, которые могут быть проданы, часто неоправданно завышены. Инвесторы заинтересованы главным образом в приобретении банков, имеющих развитый розничный бизнес и достаточно крупные сети продаж, а таких в стране немного. Кроме того, поскольку большинство банков России имеют сходные модели и стратегии развития, слияния и поглощения малоперспективны в плане синергетического эффекта и к тому же предполагают высокие затраты на интеграцию. Существующий режим регулирования практически не стимулирует расширение операций по слиянию и поглощению, зато создает многочисленные административные барьеры.

В 2007 году 75,0% всех выданных кредитов приходится на предприятия нефинансового сектора. Еще 7,2% падает на межбанковские кредиты. Доля банковских ссуд, предоставленных физическим лицам, составляет 9,0%. При этом ипотечные кредиты занимают ничтожное место в структуре кредитования населения. Однако динамика кредитных операций свидетельствует об опережающих темпах кредитования населения. Учитывая низкую степень обеспеченности большинства областей и районов России банковскими услугами, многие региональные банки имеют хорошие перспективы для работы с населением, хотя и будут при этом все больше сталкиваться с давлением растущих издержек по ведению ритейлового бизнеса (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1

Лидеры рынка кредитования населения

 

 

2005 г.

2007 г.

Объем

($, млн.)

Доля

на рынке, %

Объем ($,млн.)

Доля

на рынке, %

1

2

3

4

5

Сбербанк

1666,9

71,16

2420,9

60,6

Альфа—Банк

168,0

7,17

789,4

19,76

Русский стандарт

145,0

6,19

178,0

4,45

Российский капитал

83,6

3,57

108,1

2,71

Райффайзенбанк

23,4

1,0

71,3

1,78

Газпромбанк

54,8

2,34

68,6

1,72

Менатеп СПб

4,1

0,17

46,8

1,17

КМБ—банк

40,7

1,74

45,0

1,16

ДельтаКредит

28,0

1,19

43,1

1,14

 

 

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

Уралсиб

18,8

0,8

42,1

1,11

Сургутнефтегазбанк

25,9

1,10

39,7

0,99

Первое ОВК

22,8

0,97

36,9

0,97

Сибирское ОВК

16,6

0,71

36,8

0,96

ММБ

18,0

0,77

34,8

0,82

Банк Москвы

26,0

1,12

33,2

0,66

Всего:

2342,6

100,00

3994,7

100,00

Розничное кредитование стало основным источником роста банковской системы и привлекает все большее число игроков среди кредитных организаций. Качественные характеристики структуры ресурсной базы банков обуславливают привлекательность розничного бизнеса для его участников.

В последнее время наряду с потребительским экспресс-кредитованием многие банки стали активно предлагать своим клиентам кредитные карты. По мнению экспертов, в скором времени кредитные карты станут преобладать на рынке потребительского кредитования. Так, по данным ЦБ РФ, по итогам 2007 года объем эмиссии кредитных карт в России превысил 200 тыс., при этом эмиссия именно кредитных карт за прошедший год возросла в 4,3 раза, а объем транзакций — в 2,3 раза. В обращении появились не только традиционные продукты на основе карт Classic/Mass или Gold с овердрафтным режимом ведения счета, но и ряд новых кредитных продуктов от международных платежных систем, таких, как Viza  Electron Instant или MasterCard Electronic, которые ориентированы на массового потребителя. Растущий уровень доходов и платежеспособности населения позволяет прогнозировать стабильный рост объемов розничного кредитования и в дальнейшем. Экстенсивный рост объемов розничных операций по кредитованию физических лиц неизбежно должен был привести и привел к увеличению доли просроченной задолженности в банковских активах.

 

2.2. Динамика развития и структура портфеля кредитования физических лиц на примере ОИКБ «Русь» (ООО)

 

В 2007 году банк «Русь» продолжил дальнейшее развитие потребительского кредитования населения. Банком предлагались следующие виды потребительских кредитов:

- кредит на неотложные нужды;

- кредит на приобретение товаров, работ и услуг;

- автокредитование;

- ипотечное кредитование;

- кредит на неотложные нужды работникам бюджетной сферы.

Политика кредитования физических лиц претерпела значительные изменения в 2007 году. Банком были разработаны новые Правила и Порядок кредитования физических лиц в ОИКБ «Русь» (ООО). Структуру кредитного портфеля банка по видам кредитов на 31.12.2007 г. можно увидеть на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 - Структуру кредитного портфеля банка по видам кредитов на 31.12.2007 г.

 

В целом за 2007 год было выдано 896 потребительских кредитов по всем видам на общую сумму 124,3 млн. рублей, в том числе 385 кредитов для работников бюджетной сферы на сумму более 39,6 млн. руб.

В 2008 году планируется дальнейшее развитие существующих видов кредитов, разработка и внедрение новых видов, расширение зон обслуживания по потребительскому кредитованию с выходом на областной уровень.

Кредитно-инвестиционный портфель Банка в 2007 году составил 13,25 млрд. руб. По сравнению с 2006 годом этот показатель банковской деятельности вырос почти вдвое  (6,5 млрд. руб. в 2006 году). Портфель кредитования физических лиц за 2007 год увеличился на 2,3 млрд.руб. или на 130%, что больше общих показателей рынка потребительского кредитования. По итогам года доля рынка Банка «Русь» возросла с 2,3% до 2,7%. В структуре кредитного портфеля юридических лиц прирост составил 3 млрд. руб.  Рост кредитного портфеля Банка выше, чем в среднем по рынку (приложение 8) . 

Если анализировать каждое направление работы банка с физическими лицами, то можно сказать, что основной доход банк получает от принимаемых депозитов и от выдаваемых кредитов  (приложение 9).

Ипотечное кредитование является одним из приоритетных направлений деятельности Банка на протяжении более десяти лет. Уникальный опыт, накопленный в этой сфере, стал передовым не только для Оренбургского региона, но и для России в целом. На сегодняшний день ипотека стала доступной жителям всех, без исключения, районов Оренбургской области.

Ежегодно Банк наращивает объемы выдачи ипотечных кредитов. За 2007 год выдано 2 322 ипотечных кредита на сумму 1 872, 4 млн. руб. Рост составил 144,6% по сравнению с аналогичным показателем 2006 года.

На 01.01.2008 г. на обслуживание в банке находилось 5194 ипотечных кредита (на 01.01.2006 г. – 3347 ипотечных кредитов) на сумму 2162,9 млн. рублей, что составило 128% по сравнению с прошлым отчетным периодом (рисунок 2.5).

Одним из основных направлений развития розничного бизнеса в 2007 году стало расширение сервисных возможностей для владельцев карт крупнейшей межрегиональной платежной системы «Золотая Корона». В 2007 году были установлены устройства Cash-in, позволяющие клиентам банка пополнять счета в банке, а также оплачивать коммунальные и иные услуги наличными денежными средствами без обращения в кассы банка.  Кроме того банком была внедрена новая услуга, позволяющая клиенту с помощью одной микропроцессорной карты управлять двумя счетами.

 

Рисунок 2.5 – Структура ипотечных кредитов в 2007 году

 

Динамику изменения количества карт, эмитированных ОИКБ «Русь» в 2005-2007 гг. можно увидеть на рисунке 2.6. С помощью данной услуги возможно погашение кредитов и пополнение счетов в банкоматах банка. По-прежнему владельцами карт «Золотая Корона» востребованы ранее предложенные банком услуги: «Платежи через банкоматы» и «Кредит под зарплату». Таким образом, ОИКБ «Русь» успешно функционирует в сфере банковских карт. Темпы внедрения карточных проектов, а также уровень развития сети эквайринга оставляют приятные впечатления и открывают широкие перспективы для более глубокого проникновения на рынок банковских карт в Оренбургской области.

Информация о работе Автокредитование физических лиц в России на примере ОИКБ «Русь»