Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:41, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических аспектов и методики аудита кассовых операций.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие кассовых операций,
• дать характеристику нормативно-правовой базы аудита кассовых операций,
• привести примеры типичных злоупотреблений в сфере денежно-расчетных операций,
Введение…………………………………………………………………….
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1 Аудит кассовых операций злоупотребления в сфере денежно-расчетных операций………………..……………………………….....
1.2 Нормативно-правовое обеспечение аудита кассовых операций, аудиторские процедуры, источники информации……………........
Глава II. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
2.1 Составление общего плана проверки…………………………..……...
2.2 Подготовка программы аудита кассовых операций……………….....
Глава III. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТПК ЗОЛОТОЕ КРЫЛО»
3.1 Составление плана и программы аудита кассовых операций……....
3.2 Аудит кассовых операций ООО «ТПК Золотое крыло»…………….
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………….
Кроме разделов, составляющих предмет аудита, в плане также необходимо учесть такие вопросы, как выполнение рекомендаций предыдущего аудита, возможное использование внутреннего контроля аудируемой организации, проблемные направления, вероятность дополнительной работы, необходимость привлечения экспертов и консультантов.
Перечень разделов, отражаемых в Общем плане аудита, утверждается внутренними стандартами аудиторской организации [7, стр. 43].
Наметив конкретные цели аудита можно начать процесс сбора фактической информации. Аудитор определяет, какие свидетельства следует в данном случае собирать. Аудит опирается на определенный набор методов по его организации, которые помогают аудитору собрать достаточное количество свидетельств. Процесс аудирования включает в себя четыре фазы. Они показаны в таблице 2.
Таблица 2
Процесс аудирования
Планирование и разработка аудиторского подхода. В аудите существует множество способов, при помощи которых аудитор может собирать свидетельства, чтобы достичь всех стоящих перед ним целей. Выбор аудитором своего подхода определяется двумя важнейшими соображениями: необходимо собрать достаточное количество имеющих к делу свидетельств, чтобы аудитор мог взять на себя профессиональную ответственность, а кроме того, стоимость накопленных свидетельств должна быть минимальной. Первое условие более важно, но и минимизация стоимости также необходима, если аудиторская фирма хочет быть конкурентоспособной и приносить прибыль. Если не существует особой необходимости, то проверка стоимости аудиторских свидетельств не будет трудной. В этом случае аудиторы будут добавлять одно свидетельство к другому, пока они не убедятся в том, что нет никаких существенных неточностей.
Чтобы правильно интерпретировать значение той информации, которая получена в результате аудита, необходимо понимать, что такое бизнес клиента и его отраслевые особенности. Финансовая отчетность отражает своеобразные аспекты тех или иных видов деятельности. Так, невозможно представить аудит клиента занимающегося строительством мостов, без знания особенностей строительного производства, а также бухгалтерского учета работ по принципу процентной степени готовности. Достаточное понимание бизнеса клиента и особенностей данной отрасли требует и Положение о стандартах аудита SAS 22 (AU 311).
Если у клиента отличная система внутрихозяйственного контроля, то риск контроля будет минимальным, а количество аудиторских свидетельств может быть меньше, чем при слабом внутрихозяйственном контроле.
Общепринятые стандарты аудита требуют, чтобы аудитор достиг понимания системы внутрихозяйственного контроля для соответствующего планирования и сбора аудиторских свидетельств. Это можно сделать при изучении организационных структур, действующих у клиента инструктивно-методических руководств, проводя беседы с работниками компании-клиента, составляя анкеты и блок-схемы документооборота, а также наблюдая за деятельностью клиента.
Полностью поняв систему внутрихозяйственного контроля, аудитор оценивает, можно предотвращать и обнаруживать ошибки и отклонения от норм. Такая оценка включает в себя выявление конкретных контрольных моментов, которые понижают вероятность того, что ошибки и отклонения от норм могут возникнуть, но не будут выявлены и своевременно устранены. Эту процедуру называют оценкой риска контроля.
Тестирование контрольных моментов и проверки хозяйственных операций. Когда, по мнению аудитора, риск контроля незначителен, он может уменьшить недоверие к точности информации финансовой отчетности, непосредственно относящейся к этим моментам, иначе ее придется проверять методом сбора аудиторских свидетельств. Но чтобы обосновать свое мнение относительно того, что риск контроля незначителен, аудитор должен проверить степень эффективности контрольных моментов.
Многие тесты контрольных моментов подразумевают проверку первичных документов, подтверждающих хозяйственные операции. Кроме того, значительная часть накапливаемых аудиторских свидетельств – это и есть документы, имеющие отношение к хозяйственным операциям.
Проверка статей баланса. Проверки заключительных балансов необходимы при аудите, поскольку большая часть свидетельств поступает из источников, независящих от клиента, и, следовательно, эти источники можно считать надежными.
Существует тесная связь между общей оценкой того положения, в котором находится клиент, пониманием системы внутрихозяйственного контроля клиента и оценкой риска контроля, а также проверкой отдельных статей баланса, содержащихся в финансовой отчетности. Если аудитор уверен, что финансовая отчетность представлена достаточно объективно, то можно существенно сократить проверку отдельных статей баланса. Однако некоторые проверки финансовой отчетности следует проводить во всех случаях.
Завершение аудита и составление заключения. После завершения аудитором всех процедур необходимо объединить полученную информацию, чтобы прийти к общему выводу о том, достаточно ли объективно составлена финансовая отчетность. На практике аудитор непрерывно сопоставляет полученную и собранную им информацию. Конечное обобщение – это окончательный вывод о готовности выполнения работы. После этого аудитор должен представить аудиторское заключение, которое и будет приложено к публикуемой клиентом финансовой отчетности. Это заключение должно отвечать четко сформулированным техническим требованиям, на которые влияют масштабы выполнявшегося аудита и сущность того, что именно обнаружил аудитор [8, стр. 168].
2.2 Подготовка программы аудита кассовых операций
Развитием Общего плана аудита является Программа аудита. Она определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита, она также устанавливает сроки, запланированные на проверку различных областей или проведение различных процедур аудита.
Каждую проводимую аудиторскую процедуру необходимо обозначить номером или кодом, с тем, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать на них ссылки в своих рабочих документах [7, стр. 48].
Классификационный номер содержит название раздела бухгалтерского учета и три знака. Строится по серийно-порядковой системе: первый знак – номер нарушения по классификации (выделено семь нарушений порядка ведения кассовых операций), второй знак – номер разновидности нарушения (от 1 до 4), третий знак – порядковый номер процедуры для выявления данного нарушения [1, стр. 406].
Программа аудита составляется в виде тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Тесты средств контроля представляют собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Они также помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта [7, стр. 48].
Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать [1, стр. 198].
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отражены в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета, аудиторского заключения и основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности проверяемой организации.
Документальным итогом планирования проверки являются Программа аудита и рабочие материалы, сгруппированные в постоянные и текущие аудиторские файлы [7, стр. 48].
При составлении программы и по ходу аудита аудитор должен предусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющих на проведение проверки, а именно:
нужны ли дополнительные разъяснения при интерпретации сомнительных документов?
выходит ли сделанное наблюдение за рамки аудита? Если да, то важно ли оно для качества, безопасности и т.п. и стоит ли того, чтобы выходить за рамки данной аудиторской проверки?
удовлетворителен ли уровень существенности при проведении проверки?
существуют ли особые «аудиторские находки» или наблюдения беспокоящие клиента?
полностью ли применены в данной ситуации употребляемые способы оценки деятельности экономического субъекта?
по плану ли осуществляется аудиторская проверка? Не выходит ли за отведенное время? Если да, то какими областями аудита можно пренебречь без ущерба для поставленных целей?
Выработка мнений по этим и другим подобным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своей роли, собственной фильтрующей системы. При этом ответы на перечисленные вопросы не должны зависеть от предубеждений или каких либо иных причин. Промежуточные мнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока нет фактов.
По окончании процесса планирования аудита Общий план и Программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке [1, стр. 199].
Глава III. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТПК ЗОЛОТОЕ КРЫЛО»
3.1 Составление плана и программы аудита кассовых операций
Аудиторская проверка кассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности:
1. Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов.
2. Составление аудиторской программы в виде программы тестов средств контроля и программы процедур по существу.
3. Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье "Денежные средства" и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.
4. Проверка организации материальной ответственности.
5. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита.
6. Документальное оформление движения наличности.
7. Выявление существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства и выражение мнения.
8. Требование устранить экономическим субъектом нарушения в учете и отчетности.
По результатам проверки необходимо составить отчет экономическому субъекту - аудиторское заключение.
При планировании аудита конкретного предприятия готовится перечень вопросов с целью определения внутреннего контроля и обеспечения сохранности денежных средств и достоверности отражения кассовых операций в бухгалтерском учете.
Для обеспечения полноты формируемой информации, а также для предотвращения повторных процедур необходимо предусмотреть сопоставление полученных данных.
Перечень вопросов представлен в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Вопросник для обследования кассовых операций и составления плана и программы проверки в ООО «ТПК Золотое крыло»
№ п/п | Вопрос | Документ, который следует запросить | Назначенная аудиторская процедура | Варианты ответов |
1 | Установлена ли сигнализация в кассе? | - | - | Да |
2 | Хранятся ли денежные средства в несгораемом шкафу? | - | - | Да |
3 | Заключен ли договор на охрану? | - | - | Нет |
4 | Производит ли предприятие реализацию готовой продукции, товаров, услуг населению за наличные? | - | - | Да |
5 | Инкассируется ли данная организация? | - | - | Да |
6 | Хранятся ли в кассе денежные документы (бланки ценных бумаг, путевки, билеты и т.д.)? | - | - | Да |
7 | Сопровождается ли кассир при сдаче и получении денежных средств в банке? | - | - | Да |
8 | Кому предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве руководителя предприятия? | Образец подписи руководителя | «Касса 1.2.2» | Руководителю предприятия |
9 | Имеются ли распоряжения руководителя предприятия о назначении уполномоченного лица ставить подпись на приходных и расходных ордерах в качестве главного бухгалтера? | Письменные распоряжения, образцы подписей | «Касса 1.2.1» | Да |
10 | Имеются ли на предприятии контрольно-кассовые машины (ККМ) | - | - | Да |
11 | Сменялись ли кассиры в проверяемом периоде? | - |
| Нет |
12 | Получают ли сотрудники предприятия деньги от сторонних организаций по доверенности? | - | - | Нет |
13 | Ведется ли журнал выданных доверенностей? | Журнал доверенностей | «Касса 2.3.1» | Да |
14 | Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности? | Договор о полной мат. ответственности | «Касса 3.1.3» | Да |
15 | В каком размере банком установлен лимит остатка наличности в кассе? | Лимит остатка денег в кассе установ. банком | «Касса 5.1.2» | 3000 руб. |
16 | Выдаются ли денежные средства при наличии в расходном кассовом ордере одной подписи (руководителя, главного бухгалтера)? | - | - | Нет |
17 | Проводятся ли внезапные проверки кассы? | - | - | Да |
18 | Периодичность плановых инвентаризаций кассы. | Приказ об инвентаризации кассы | - | 1 раз в год |
19 | Принимает ли участие в инвентаризации кассы бухгалтер? | Приказ о составе инвен. комиссий | - | Да |
20 | Регистрируются ли кассовые ордера в журналах регистрации? | - | - | Да |
21 | Ведется ли на предприятии кассовая книга? | Кассовая книга | «Касса 3.2.1» «Касса 3.2.2» | Да |
22 | Ведется ли журнал регистрации платежных ведомостей? | - | - | Нет |
23 | Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию? | Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хоз. нужды |
| Да |
24 | Установлен ли срок на который они выдаются? | - | - | Нет |
25 | Составляет ли кассир реестр депонированных сумм? | - | - | Нет |
26 | Ведется ли на предприятии журнал учета депонентов? | - | - | Нет |