Анализ источников финансирования предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия, проблем и направлений совершенствования по их привлечению.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть виды и формы источников финансирования;
- изучить методики управления источниками;

Работа содержит 1 файл

Пылинская.Курсовая..doc

— 174.50 Кб (Скачать)

      Несмотря на преимущества внутренних источников финансирования, их объемы, как правило, недостаточны для расширения масштабов хозяйственной деятельности, реализации инвестиционных проектов, внедрения новых технологий и т. д.

      В этой связи возникает необходимость дополнительного привлечения собственных средств из внешних источников.

1.2. Привлеченные источники финансирования

       К привлеченным средствам предприятий и организаций относятся средства, не принадлежащие данному предприятию, но участвующие в деятельности и финансовом обороте, либо в качестве источника финансирования и обязательно имеют срок погашения или возврата. Привлеченные средства, выраженные в финансовом эквиваленте, то они характеризуются по степени возвратности. Делятся они на две группы: краткосрочные и долгосрочные финансовые обязательства. К первой группе привлеченных средств относятся любые формы привлеченного капитала со сроком погашения менее одного года. В основном, этими средствами являются краткосрочные кредиты в различной банковской сфере. Еще одной формой краткосрочного привлечения средств может являться кредиторская задолженность предприятия за товары и услуги. Сюда же, относятся привлеченные средства в виде материальных активов со сроком возврата менее одного года. Крайней формой может являться задолженность по оплате труда. Ко второй группе – долгосрочным привлечениям средств, относятся любые другие формы заемного капитала, со сроком возврата более одного года. Основными источниками этих привлеченных средств используют долгосрочные кредиты в банковской сфере.

       Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.

       С позиции финансового менеджмента основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

       Дополнительная эмиссия акций ведет к уменьшению собственности уже существующих акционеров, и поэтому может совершаться только с их согласия на общем собрании. Если при учреждении общества допускается оплата акций в размере 50% к моменту регистрации, а в остальной сумме – в течение года, то при выпуске дополнительных акций оплачивается не менее 25% номинала их приобретения, ( в соответствии с законодательством РФ), а в остальной сумме – не позднее года с момента их размещения.

       Размещение ценных бумаг (акций, облигаций) на первичном рынке ценных бумаг осуществляется в двух формах:

    -через посредника,

-путем прямого обращения к инвесторам, т.е. непосредственная продажа ценных бумаг предприятия инвестиционным фондам (фирмам) и частным лицам.

       В мировой практике, в том числе и в России, наиболее распространен андеррайтинг - способ размещения ценных бумаг на рынке капитала через посредника. Суть его в том, что весь объем выпущенных ценных бумаг продается посреднику, в качестве которого выступает инвестиционный банк (андеррайтер) по оговоренной между банком и предприятием цене. Банк полностью или частично принимает на себя риски и реализует акции (облигации) на рынке ценных бумаг по более высокой цене. За операцию андеррайтинга банк получает компенсацию в виде разницы между ценой приобретения банком ценных бумаг у предприятия и ценой их реализации на фондовом рынке.

       Помимо оплаты банку за операцию андеррайтинга, эмиссия новых акций влечет за собой и иные административные издержки: оплата регистрационного сбора за эмиссионный проспект, затраты на печать, уплата налога на операции с ценными бумагами (0,8% от номинала вновь выпускаемых акций) и другие расходы.

      Большинство западных компаний из них крайне неохотно прибегает к выпуску дополнительных акций как постоянной составной части финансовой политики.

        Финансирование за счет эмиссии обыкновенных акций имеет следующие преимущества:

-этот источник не предполагает обязательных выплат, решение о дивидендах принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров;

-акции не имеют фиксированной даты погашения — это постоянный капитал, который не подлежит «возврату» или погашению;

-проведение IPO (переводе с английского «Initial public offering»-первичное размещение акций компании в открытую продажу на фондовом рынке, для всех желающих купить акции) существенно повышает статус предприятия как заемщика (повышается кредитный рейтинг, по оценкам экспертов, стоимость привлечения кредитов и обслуживания долга снижается на 2—3 % годовых), акции могут также служить в качестве залога по обеспечению долга;

-обращение акций предприятия на биржах предоставляет собственникам более гибкие возможности для выхода из бизнеса;

-повышается капитализация предприятия, формируется рыночная оценка его стоимости, обеспечиваются более благоприятные условия для привлечения стратегических инвесторов;

-эмиссия акций создает положительный имидж предприятия в деловом сообществе, в том числе — международном, и т. д.

     К общим недостаткам финансирования путем эмиссии обыкновенных акций следует отнести:

-предоставление права участия в прибылях и управлении фирмой большему числу владельцев;

-возможность потери контроля над предприятием;

-более высокая стоимость привлеченного капитала по сравнению с другими источниками;

-сложность организации и проведения эмиссии, значительные расходы на ее подготовку;

-дополнительная эмиссия может рассматриваться инвесторами как негативный сигнал и приводить к падению цен в краткосрочной перспективе.

     Ключевая задача дополнительной эмиссии – обеспечение эффективных условий для притока инвестиций. Вместе с тем непродуманная дополнительная эмиссия может привести к серьезным конфликтам в коллективе предприятия и острейшим социально – экономическим проблемам его развития.

       Наряду с вышеперечисленным важную роль играет еще один источник финансовых ресурсов — паевые и иные взносы членов трудового коллектива.

       Иностранными инвестициями являются  все виды имущественных и интеллектуальных  ценностей, вкладываемые иностранными  инвесторами в объекты предпринимательской  и иной деятельности в целях  получения прибыли (дохода).

     Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные действующим законодательством. Они могут включать в себя вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, если они не зарезервированы исключительно для государственных предприятий, ценные бумаги, целевые денежные средства, научно-техническую продукцию, права на интеллектуальные ценности, имущественные права. Доли участия, паи, акции и другие ценные бумаги иностранные инвесторы могут приобретать как за иностранную валюту, так на заработанные в стране рубли, реинвестируя их.

      Ограничения деятельности иностранных инвесторов, кроме указанных выше, касаются участия в банковской и страховой деятельности, а также участия в покупке государственных ценных бумаг.

Ограничения имеются также в отношении  земли и природных ресурсов.

1.3 Заемные источники финансирования предприятия

      Как правило, заемное финансирование связано с получением банковских кредитов, однако возможно не только банковское, но и коммерческое кредитование, при котором недостающие средства выделяют друг другу сами предприятия, а также финансирование из частных источников. Например, владелец небольшого предприятия может сам ссудить ему деньги.

   Итак, источники заемного финансирования:

  • банковский капитал;
  • коммерческие кредиты;
  • частные ссуды;
  • государственный кредит.

          При заемном финансировании его стороны преследуют различные цели: цель предприятия – восполнить недостаток средств для ведения бизнеса, цель кредитора – заставить деньги работать и приносить прибыль. Именно поэтому ссуды или займы предоставляются после изучения бизнес-плана компании и оценки всех финансовых рисков этого шага.

              Для получения заемного финансирования заемщик должен

-представить кредитору следующие документы и сведения:

-бизнес-план;

-обоснование целей использования средств. Если речь идет о привлечении заемного финансирования для пополнения основных средств, то следует указать тип основного средства (оборудование, здания, транспорт), его срок службы, амортизационную стоимость, а также представить технико-экономическое обоснование для приобретения основного средства;

-размер ссуды и ее доля в уставном капитале. Эти сведения позволяют кредитору судить о финансовой стабильности заемщика и степени риска невозврата кредита;

-прогнозы движения средств предприятия на период кредитования, по которым кредитор может сделать вывод о том, способно ли оно выплачивать проценты по заемному финансированию;

-обеспечение заемного финансирования. Таким обеспечением могут выступать как активы самого предприятия, так и личные средства его владельцев - недвижимость, ценные бумаги, драгоценности.

   Потребность в привлечении заемных средств может возникнуть в результате отклонений в нормальном ходе кругооборота средств по независящим от предприятия причинам: необязательности партнеров, чрезвычайных обстоятельств и т. д.; в ходе проведения реконструкции и технического перевооружения производства; из-за отсутствия достаточного стартового капитала; из-за наличия сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции и по другим причинам. Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия — за счет краткосрочного или долгосрочного заемного и собственного капитала, — можно обсуждать в каждом конкретном случае. Однако предприятия часто следуют правилу, согласно которому элементы основного капитала, а также наиболее  стабильная часть оборотного капитала (например, страховые запасы, часть дебиторской задолженности) должны финансироваться за счет долгосрочного капитала. Остальная часть оборотных активов, величина которых зависит от товарного потока, наоборот, финансируется за счет

краткосрочного  капитала.4

       Основная сумма долга по полученному займу или кредиту учитывается организацией-заемщиком в соответствии с условиями договора займа (или кредитного договора) в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором.

Рассматривая  вариант привлечения средств  с помощью долгосрочного кредита, предприятие выбирает банк, предлагающий меньшую процентную ставку при прочих равных условиях. Условия кредитного договора являются оптимальными для двух сторон, если в основу сделки заложен рыночный уровень процентной ставки, который позволяет уравнять рыночную стоимость капитала, полученных в обмен на задолженность, и нынешнюю стоимость платежей по ней, предстоящих в будущем.

       Процент по кредиту определяется путем начисления надбавки к базовой ставке. Базовая ставка устанавливается каждым банком индивидуально, исходя из учетной ставки Центрального Банка России. Надбавка зависит от срока ссуды, качества обеспечения и степени кредитного риска, связанного с ее предоставлением.

    В качестве обеспечения кредита принимаются: залог имущества, поручительство, банковская гарантия, государственная и муниципальные гарантии,переуступка в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу.5

     Подавляющее большинство российских предприятий ориентируются на финансирование из государственного бюджета. Во-первых, это наиболее традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков. Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные. В-третьих, государство — самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами. Если предприятие действительно располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников. Однако следует учитывать, что общая потребность в финансировании российской промышленности превышает 1 млрд. долл. США, а, следовательно, вероятность получения государственного финансирования коммерческими предприятиями ничтожно мала и не превышает 1%.

Информация о работе Анализ источников финансирования предприятия