Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление организационно-экономических предпосылок повышения эффективности использования материальных ресурсов в современных экономических условиях.
Для достижения цели курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
- теоретическое изучение основных принципов и подходов к анализу использования материальных ресурсов предприятия;
- оценка потребности в материальных ресурсах на ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов – СИТНО»;
Введение…………………….…………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы анализа использования материальных ресурсов предприятия……………………………………………………………..6
1.1. Экономическая сущность материальных ресурсов предприятия........…6
1.2. Задачи анализа и источники информации..……………………………...7
1.3. Система показателей, характеризующих эффективность использования материальных ресурсов на предприятии ….……………………………………...11
Глава 2. Анализ использования материальных ресурсов (на примере ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов – СИТНО») ……………..…..14
2.1. Анализ использования материальных ресурсов..………………………14
2.2. Влияние изменения материалоёмкости на показатели работы предприятия……………………………………………………………………...…24
2.3. Направления улучшения эффективности использования материальных ресурсов……………………………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………..……………………….27
Учет материалов на предприятии осуществляется по калькуляционным группам и по каждому наименованию, сорту, размеру. Отпуск материалов с общезаводских складов в цеховые кладовые и на рабочие места осуществляется по лимитным картам и разовым требованиям.
Основанием для определения лимита являются специфицированные нормы. При большом количестве потребляемых материалов лимитные карты гораздо удобнее (меньше записей), чем разовые требования. Стоимость материалов, отпускаемых по лимитным картам с общезаводских складов и цеховых кладовых, можно установить по балансовому счету «Основное производство».
Информационную базу анализа составляют сведения аналитического учета о поступлении, расходе, остатках сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов. Показатели планового и фактического расхода сырья, материалов и топлива на единицу продукции фиксируются в калькуляциях себестоимости изделий. [2]
Нормативная база включает систему норм расхода материальных ресурсов, норм запаса, на основе которых ведется расчет потребности и планирование поставок. Важным источником информации является калькуляция себестоимости единицы продукции: плановая, нормативная, фактическая.
Внутризаводская отчетность содержит также данные об экономии материальных ресурсов по конкретным видам сырья и материалов.
Основные направления анализа:
- анализ
выполнения программы
- анализ
использования материальных
- анализ материалоемкости продукции.
Все направления анализа способствуют решению задач планирования и прогнозирования, к которым относятся:
- составление
обоснованной производственной
программы, обеспеченной
- запуск новых образцов продукции;
- сметы затрат на производство;
- поиск резервов
возможного дополнительного
- выявление
резервов снижения
- обоснование
бизнес-плана, учитывающего
1.3.
Система показателей,
Улучшение использования материальных ресурсов - одна из важнейших задач сельскохозяйственных предприятий. Чем лучше используются сырьё, семена, корма, вспомогательные материалы, тем меньше их расходуется для выработки определённого количества продукции, тем самым создаётся возможность увеличить объём производства продукции.
Важным условием бесперебойной нормальной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия. Различают внутренние (собственные) и внешние источники.
К внутренним источникам относят сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономию материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса. К внешним источникам относят поступление материальных ресурсов от поставщиков в соответствии с заключенными договорами.
Анализ материально-
с оценки качества планов материально-технического
снабжения. При этом изучается вопрос
о том, насколько план снабжения
по количеству заявленных материалов,
их качеству, типоразмерам и срокам
поставки отвечает требованиям производства.
После этого необходимо изучить
организацию проверки количества и
качества поступающих материалов при
их приемке, своевременности предъявления
претензий поставщикам при
Анализ обеспеченности потребности
в материальных ресурсах источниками
покрытия (договорами на поставку) проводится
с помощью следующих
1. коэффициент обеспеченности по плану (К об. пл.) вычисляется по формуле:
К об. пл. = стоимость материальных ресурсов по заключенным договорам
2. коэффициент обеспеченности фактический (К об. ф..) вычисляется по формуле:
К об. ф. = стоимость фактически поставленных материальных ресурсов
Анализ данных коэффициентов проводится по каждому виду материалов.
В процессе потребления материальных ресурсов в производстве происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому уровень их расходования определяется через показатели, исчисленные исходя из суммы материальных затрат. Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных и удельных показателей.
Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения. [4]
К обобщающим показателям относятся:
- материалоемкость продукции;
- материалоотдача;
- удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции;
- коэффициент использования материальных ресурсов;
- прибыль на рубль материальных затрат.
Частные показатели используются
для характеристики эффективности
потребления отдельных
Таблица 1
Показатели эффективности использования материальных ресурсов
Показатели |
Формула расчета |
Экономическая интерпретация показателя | |
1. Обобщающие показатели | |||
Материалоемкость продукции (ME) |
МЕ = МЗ / ВП, где МЗ – материальные затраты на производство продукции; ВП – стоимость произведенной продукции |
Отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. выпущенной продукции. | |
Материалоотдача продукции (МО) |
МО = ВП / МЗ, где ВП – материальные затраты на производство продукции; МЗ – стоимость произведенной продукции |
Характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов | |
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМ) |
Ум = МЗ / Полная себестоимость продукции, где
МЗ – стоимость произведенной продукции |
Отражает уровень использования материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции) | |
Прибыль на рубль материальных затрат (Пмз) |
Пмз = прибыль от продаж / материальные затраты |
Показывает, сколько прибыли от продаж приходится на рубль материальных затрат | |
2. Частные показатели | |||
Сырьеемкость продукции (СМЕ) |
СМЕ = Затраты на сырье / Выручка |
Показатели отражают эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов на 1 руб. выпущенной продукцией | |
Металлоемкость продукции (ММЕ) |
ММЕ = Затраты на металл / Выручка | ||
Топливоемкость продукции (ТМЕ) |
ТМЕ = Затраты на топливо / Выручка | ||
Энергоемкость продукции (ЭМЕ) |
ЭМЕ = Затраты на энергию / Выручка |
В процессе анализа фактический
уровень показателей
Глава 2. Анализ использования материальных ресурсов (на примере ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов – СИТНО»)
2.1. Анализ использования материальных ресурсов
В анализе
финансово-хозяйственной
Второй аспект касается проблемы соответствия достигнутых предприятием результатов некоторому эталону, с которым результаты сравниваются. В качестве эталона могут выступать, например, бюджетное или плановое задание, которое предприятие должно было выполнить в течение анализируемого периода времени, результаты базового периода или просто представление о некоем аналогичном "идеальном" предприятии.
Для решения первой проблемы (внешнего сравнения) привлекаются разного рода рейтинги, решение второй связано с разработкой интегральных показателей оценки экономической динамики хозяйствующего субъекта, и ее можно назвать внутренним рейтингованием.
Наиболее распространенными являются рейтинги, которые ранжируют предприятия по объемным показателям, содержащимся в бухгалтерской отчетности. Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших (по мнению аналитика) статей отчетности, так и на основе относительных величин бухгалтерских коэффициентов.
Составными этапами методики
комплексной сравнительной
1. сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период;
2. обоснование системы
показателей, используемых дня
рейтинговой оценки
3. расчет итогового показателя рейтинговой оценки; классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу.
Показатели для рейтинговой оценки разбивают на 4 группы:
1. показатели оценки прибыльности предприятия;
2. показатели оценки эффективности управления;
3. показатели оценки деловой активности;
4. показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости.
В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия может быть представлен в виде последовательности следующих действий:
1. исходные данные представляются в виде матрицы (аij), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i= 1,2,3, ...n), а по столбцам - года (j= 1,2,3, ...m);
2. по каждому показателю находится максимальное значение и заносится в таблицу;
3. исходные показатели матрицы стандартизуются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:
Хij = аij /Мах аij
где Хij - стандартизованные показатели состояния j-ого года;
4. для каждого анализируемого года значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:
R j = √ (1- Х 1j)2 + (1- X 2j)2 +…. + (1- X nj)2
где: Rj - рейтинговая оценка для j-oго года;
X1j, X2j, ..., Xnj - стандартизованные показатели j-ого анализируемого года.
5. предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением R.
В таблице 2 приведена рейтинговая
оценка предприятия ЗАО «Магнитогорски
Таблица 2
Рейтинговая оценка предприятия по годам
Показатели |
начало года |
конец года |
Max aij |
Х1j |
X 2j | ||
Показатели оценки прибыльности предприятия | |||||||
1. Общая рентабельность |
0,077 |
0,019 |
0,077 |
1 |
0,247 | ||
2. Чистая рентабельность |
0,012 |
0,002 |
0,012 |
1 |
0,167 | ||
3. Рентабельность собственного капитала |
1,011 |
0,146 |
1,011 |
1 |
0,144 | ||
4. Общая рентабельность |
0,185 |
0,042 |
0,185 |
1 |
0,227 | ||
Показатели эффективности управления | |||||||
1. Чистая прибыль на рубль выручки |
0,012 |
0,002 |
0,012 |
1 |
0,167 | ||
2. Рентабельность продаж |
0,026 |
0,012 |
0,026 |
1 |
0,462 | ||
3. Прибыль до налогообложения на рубль выручки |
0,013 |
0,002 |
0,013 |
1 |
|||
Показатели деловой активности | |||||||
1. Ресурсоотдача |
5,775 |
7,519 |
7,519 |
0,768 |
1 | ||
2. Фондоотдача |
28,768 |
33,196 |
33,196 |
0,867 |
1 | ||
3. Оборачиваемость оборотных |
7,288 |
9,726 |
9,726 |
0,749 |
1 | ||
4. Оборачиваемость запасов |
26,242 |
31,784 |
31,784 |
0,826 |
1 | ||
5.Оборачиваемость дебиторской задолженности |
11,092 |
17,219 |
17,219 |
0,644 |
1 | ||
6. Оборачиваемость денежных |
99,199 |
75,336 |
99,199 |
1 |
0,759 | ||
7. Оборачиваемость собственного капитала |
84,542 |
70,12 |
70,12 |
1,206 |
1 | ||
Показатели ликвидности и рыночной устойчивости | |||||||
1. Коэффициент текущей |
0,858 |
1,267 |
1,267 |
0,677 |
1 | ||
2. Коэффициент критической оценки |
0,621 |
0,846 |
0,846 |
0,734 |
1 | ||
3. Индекс постоянных активов |
2,944 |
2,117 |
2,944 |
1 |
0,719 | ||
4. Коэффициент автономии |
0,068 |
0,107 |
0,107 |
0,636 |
1 | ||
5. Коэффициент обеспеченности |
-0,229 |
-0,223 |
-0,223 |
1,027 |
1 |
Информация о работе Анализ и использование материальных ресурсов