Субъекты финансового права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования является характеристика субъектов финансового права РФ.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъектами норм финансового права.

Предметом исследования выступают субъекты финансового права РФ

Работа содержит 1 файл

Реферат Субъекты Фин права.docx

— 39.61 Кб (Скачать)

    Введение 

    Актуальность  исследования. Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных  правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения  и общественные связи, возникающие  между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем финансовые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства

    Важнейшим элементом финансового правоотношения являются его субъекты. Субъекты финансового  правоотношения — это лица, участвующие  в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и  прав. Субъект финансового правоотношения связан с субъектом финансового  права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансового правоотношения.

    Тематика  правового положения субъектов  в правовых отношениях, их права  и обязанности, а также особенности  реализации таковых была и остается одной из главных в отечественной  юриспруденции.

    Цель  исследования является  характеристика субъектов финансового права  РФ.

    Объектом   исследования являются  общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъектами норм финансового права.

    Предметом исследования выступают субъекты финансового  права РФ  
 
 
 
 

  1.   Понятие субъекта финансового права

    Государство, регулируя с помощью юридических  норм отношения, складывающиеся в сфере  финансовой деятельности, определяет субъектов финансового права. Точное определение субъекта финансового  права имеет важное практическое значение, поскольку позволяет выявить  круг лиц, которые вступают в финансовые отношения и действия которых  влекут юридически значимые последствия. Наличие критериев, позволяющих  относить какое-либо физическое или  юридическое лицо к субъектам  финансового права, дает возможность установить, какие лица и их действия подпадают под юрисдикцию финансового законодательства. Только такие субъекты могут иметь права и нести обязанности, предусмотренные нормативными финансово-правовыми актами.

    Финансовое  правоотношение – это общественное отношение, основанное на финансово  – правовой норме, являющееся, в  сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, имеющим властно –  имущественный характер и выражающим публичные интересы.

    Кроме того, финансовое правоотношение имеет  особые характеристики, обусловленные  спецификой предмета и метода финансово-правового  регулирования.

    Во-первых, финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

    Во-вторых, финансовое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в  связи с чем оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение. Это определено тем, что финансовое правоотношение возникает на основе нормы финансового права, которая, как уже отмечалось, является средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства.

    В-третьих, финансово-правовое отношение является, в сущности, отношением экономическим. Важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической  формой выражения и закрепления  финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений. Как уже  отмечалось, финансовая деятельность государства и муниципальных  образований складывается из собственно финансовых и нефинансовых с экономической  точки зрения отношений. Финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных  образований непосредственно определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений, а точнее, той частью экономических отношений, которая имеет стоимостную форму. В число этих отношений включаются отношения по уплате налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения  по поводу получения бюджетных кредитов и т.д. Что касается других отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных  образований (отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по установлению форм мобилизации денежных средств и т.д.), то они определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. На них приходится вся нагрузка по поддержанию в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований собственно финансовых отношений в режиме современной экономической ситуации. Так, представительный орган власти утверждает бюджет, закладывая туда те нормативы, которые в той или иной мере, но сформируют взаимоотношения различных субъектов с бюджетом в предстоящем финансовом году с учетом современных требований экономики. Исходя из единства отношений, а значит, и правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований следует, что все они, в сущности, являются отношениями экономическими. 

    Участники финансовых отношений и финансовых правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями и  вступающие в такие отношения, принадлежат  к субъектам финансового права. «Субъект финансового права» - понятие  более широкое, чем субъект финансовых правоотношений. В настоящее время  носители финансовых прав и обязанностей могут не вступать в конкретные правоотношения, и, кроме того, в правоотношениях  права и обязанности могут  быть реализованы не полностью. Однако в силу особенностей содержания финансовых прав и обязанностей возможность  такого «несовпадения» гораздо меньше, чем в других отраслях права. Но, тем не менее, несовпадение вполне возможно. Об этом свидетельствует наличие  в финансовом праве уполномочивающих норм. 

    Субъект финансового правоотношения связан  с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансового правоотношения. Однако, в ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения не совпадают в одном лице. Обычно это имеет место тогда, когда государство как субъект финансового права вступает в финансовое правоотношение.

    Субъектами  финансового права являются лица (физические или юридические), государственно-территориальные  образования и их органы, за которыми финансовым законодательством признано особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных финансовых правоотношениях.

    В данном  определении содержится основной юридический признак субъекта финансового права — наличие правосубъектности, т.е. признаваемой финансовым законодательством способности быть участником конкретных финансовых правоотношений. Понятие «финансовая правосубъектность» включает понятия «финансовая правоспособность» и «финансовая дееспособность».

    Финансовая  правоспособность — это способность  иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные нормативными финансово-правовыми актами.

    Финансовая  дееспособность — это способность  субъекта самостоятельно либо через  представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права  и обязанности, а также нести  ответственность за их неправомерную  реализацию.

    Финансовая  правосубъектность как особое юридическое свойство дает возможность субъектам участвовать в различных финансовых правоотношениях: налоговых, кредитных, бюджетных и др. Являясь отраслевой правосубъектностью, она влияет на правовой статус субъектов финансового права, охватывает как потенциальные его возможности, так и их реализацию.

    Субъекты  финансового права имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях.

    Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансового права в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса.

    По  определению, субъектом финансового  права является носитель предусмотренных  финансово-правовыми нормами субъективных прав и обязанностей в области  финансовой деятельности государства.

    Таким образом, субъектами финансового права  являются физические, юридические лица и государственные образования. Основным признаком их  правосубъектности в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории Российской Федерации). Дополнительными признаками, особенно в налоговых правоотношениях, служат возраст, гражданское состояние, гражданство. В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как его субъекта. 
 

  1. Публичные субъекты финансового  права

    Определяющим  свойством, характеризующим публичных  субъектов в современный период как самостоятельных субъектов, является возложение на них юридической  ответственности, которая наступает  не за финансовое правонарушение, а  вытекает из обязанности обеспечивать выполнение экономических и других задач, направленных на укрепление финансового  состояния своей территории.  

    В современных условиях для осуществления  публичной финансовой деятельности особое значение приобретают общественно-территориальные  субъекты.

    Государство (Российская Федерация в целом  и субъекты РФ) является субъектом  финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции  РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном  кодексе РФ, в конституциях и уставах  субъектов РФ и других актах.

    После оформления какой-либо территории в  государство или части государства  в государственно-территориальную  единицу это образование приобретает  возможность иметь органы государственной  власти и управления, быть носителем  прав и обязанностей, выступать в  качестве субъекта права, в том числе  и финансового. При этом субъектом  права является не просто территория, а определенным образом организованная государственно-территориальная единица, основу которой составляет население. Государство в сфере отношений  суверенитета и собственности выступает  как единая система органов, выполняющих  большинство его правомочий в  сфере финансовой деятельности. Данное обстоятельство дает основания считать  государство особым субъектом финансового  права. Однако подобная отличительная  черта проявляется не во всех финансовых отношениях, а только в тех, где  Российской Федерации противостоит другое государственно-территориальное  образование или где государство  аккумулирует право на имущество. Названные  признаки образуют состав особой финансовой правосубъектности государства, которая наиболее отчетливо проявляется в сферах бюджетной и кредитной деятельности.

    Российская  Федерация в целом должна рассматриваться  как субъект финансового права  и в случае взимания, а также  взыскания федеральных налогов  и сборов. В Российской Федерации  право государства на взимание налогов  и сборов не зафиксировано в Конституции  РФ. О его существовании можно сделать вывод при анализе ст. 1 и 2 Налогового кодекса РФ, где записано, что «настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет…» (п. 2 ст. 1), а «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации…» (п. 1 ст. 2). Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства право требовать его уплаты. Право Российской Федерации на взыскание налогов и сборов также не зафиксировано в Конституции РФ, но его наличие можно предположить из анализа ст. 45, 46 НК РФ. Под взысканием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации в целом на применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Права Российской Федерации на взимание и взыскание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также являются суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как проявление верховенства государства по отношению ко всем другим властям, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества.

    Таким образом, Российская Федерация выступает  в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита).

    Российское  государство — субъект финансового  права не только в целом, но и в  качестве субъектов РФ, через которые  также реализуется суверенитет  Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также  в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в  отношениях по поводу государственного кредита.

    Следующий общественно-территориальный субъект  финансового права — муниципальные  образования. Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное  образование как городское или  сельское поселение, муниципальный  район, городской округ либо внутригородскую  территорию города федерального значения (ст. 2). Особый правовой статус муниципальных  образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных  образований относятся вопросы  местного значения, а также отдельные  государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т.е. быть субъектом финансового  права.

Информация о работе Субъекты финансового права РФ