Сравнительный анализ бюджетного права РФ и бюджетных прав (полномочий) РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:20, статья

Описание работы

Цель работы: выявить основные разграничительные признаки Бюджетного права и бюджетных полномочий. Установить различие данных понятий и их соотношение между собой.
Актуальным является вопрос: что же такое Бюджетное право РФ и какую роль играют бюджетные полномочия в системе российского бюджетного права?
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо начать со сравнения терминов «Бюджетное право» и «Бюджетные полномочия», которые определены в Бюджетном Кодексе Российской Федерации .
«Бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса»

Работа содержит 1 файл

сттат.docxмч.docx

— 21.45 Кб (Скачать)

   Научная статья по финансовому  праву на тему:

   «Сравнительный  анализ Бюджетного права  РФ и бюджетных  ПРАВ (полномочий) РФ, субъектов  РФ и  муниципальных образований». 

   Выполнила: Сав. Анна

   46 группа 
 

   Цель  работы: выявить основные разграничительные признаки Бюджетного права и бюджетных полномочий. Установить различие данных понятий и их соотношение между собой.

   Актуальным является вопрос: что же такое Бюджетное право РФ и какую роль играют бюджетные полномочия в системе российского бюджетного права?

   Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо начать со сравнения  терминов «Бюджетное право» и «Бюджетные полномочия», которые определены в  Бюджетном Кодексе Российской Федерации .

   «Бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса» [1];

   Бюджетное право - подотрасль финансового права; совокупность правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны и регулирующих общественные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, которые сосредоточиваются в различных звеньях бюджетной системы [11].

   Из  двух этих определений можно выделить такую специфику, что Бюджетные  полномочия –это  права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса ,а бюджетное право – определяет бюджетное устройство органов государственной власти ,выступает регулятором отношений возникающих в этой сфере.

   Бюджетные полномочия - совокупность предметов ведения, прав и обязанностей органов государственной власти (федеральных и субфедеральных) и органов местного самоуправления по принятию правовых актов, относящихся к бюджетной сфере, регулированию бюджетных отношений, а также осуществлению бюджетного процесса на всех его стадиях [9, с.186].

   Предмет же  бюджетного права составляют общественные отношения, возникающие  в бюджетной сфере, а именно при:

   а) формировании доходов бюджетов;

   б) расходах бюджетов;

   в) осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;

   г) проведении бюджетного контроля;

   д) применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ [6,с. 184].

     Обращаем внимание, что в ст. 1 БК РФ речь идет об отношениях, регулируемых Бюджетным кодексом  РФ, при привлечении к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства. Но в ч. 4 БК РФ устанавливается не ответственность за нарушения бюджетного законодательства РФ (административная и уголовная ответственность за нарушения бюджетного законодательства РФ установлена соответственно в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ), а меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства РФ (ст. ст. 281 - 284.1 БК РФ), понятие и система которых более широкие, чем ответственность; меры принуждения включают в себя ответственность (в виде штрафа) как разновидность мер государственного принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Вообще, бюджетное  право - основная подотрасль , неотъемлемый структурный элемент финансового права, поскольку бюджет - это центральный связующий элемент всей финансовой системы страны, который взаимосвязан со всеми остальными элементами финансовой системы: и с кредитом, и со страхованием, и с финансами организаций. [8, с.139]

   Следует иметь в виду, что отношения  по образованию, распределению и  использованию государственных  внебюджетных фондов: Пенсионного фонда  РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных  фондов обязательного медицинского страхования - также охватываются бюджетным  правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ).

   Под методом правового регулирования  в теории права понимается способ правового воздействия на участников общественных отношений. Поскольку  бюджетное право - это подотрасль финансового права, то регулирование бюджетных отношений осуществляется тем же методом, что и регулирование финансовых отношений, - императивным методом. Императивный финансово-правовой метод правового регулирования характеризуется юридическим неравенством сторон, когда властвующие субъекты (публично-правовое образование в целом, государственные и местные органы власти и их должностные лица) издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства. [ 8, с.141]

   Однако  с развитием рыночных отношений  в стране, обусловивших изменения  бюджетного законодательства РФ, в  отдельных случаях при регулировании  бюджетных отношений допускается  договорный способ.

   Бюджетный кодекс РФ допускает в ряде случаев  использование договорного способа  регулирования бюджетных отношений, а иногда прямо обязывает заключать  договоры; данный Кодекс содержит указание на два типа договоров. Первый тип - это договоры, сторонами которых  выступают публично-правовые образования  или их органы; например, договор  между органами государственной  власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти автономного  округа о разграничении налоговых  доходов от федеральных налогов  и сборов (п. 4 ст. 56 БК РФ). Или другой пример: договором (соглашением) между  органами государственной власти края, области, в состав которых входят автономные округа, и органами государственной  власти автономного округа может  устанавливаться порядок расчета  и зачисления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  РФ для краев, областей, в состав которых входят автономные округа. Эти договоры являются публично-правовыми, условия и содержание таких договоров  должны соответствовать требованиям  бюджетного законодательства РФ.

   Эти методы, как императивный, так и  диспозитивный можно отнести  и к бюджетным полномочиям: императивность проявляется в правах, которыми наделяются государственные органы РФ, а диспозитивность- в установленных законодательством обязанностях.

     Дискуссионным для нас остается  вопрос: являются ли понятия «бюджетное  право»  и «бюджетные полномочия»  тождественными между собой, или  их, все-таки, следует разграничить?

   Совокупность  прав и обязанностей РФ, субъектов  РФ и муниципальных образований  законодательно определяет Бюджетный  Кодекс РФ, который является основным источником Бюджетного права, следовательно, понятие Бюджетного права шире, чем понятие Бюджетные полномочия.

   Бюджетное право состоит из материальных и  процессуальных норм. Материальные нормы  БП устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему в РФ; состав доходов и направления расходов бюджетной системы; полномочия по получению  бюджетных доходов и т.д. Материальные нормы составляют основу БП. Процессуальные нормы БП обеспечивают правильное применение материальных норм, регламентируя бюджетный  процесс - порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и составления отчетов об их исполнении. Процессуальные нормы БП распределяются по стадиям бюджетной процедуры. Исключительно важная роль процессуальных норм БП - в четкой регламентации порядка разрешения разногласий, возникающих при рассмотрении и утверждении бюджетов (например, реализация права отлагательного вето Президента РФ при утверждении федерального бюджета и другие процедурные вопросы, связанные с осуществлением бюджетных полномочий соответствующими субъектами). Отсюда следует вывод, что именно нормы Бюджетного права устанавливают бюджетные полномочия, и поэтому нужно отметить, что Бюджетные полномочия (права и обязанности) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований – являются одной из составных и неотъемлемых частей Бюджетного права[ 4,с.49]. 
 

Список  используемых источников: 

    1.Бюджетный кодекс Российской Федерации   от 31 июля 1998 г.// СЗ РФ № 31. Ст. 6-9.

    2.Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3492.

    3.Бобкова Л.Л. Полномочия Российской Федерации как субъекта бюджетного права//Финансовое право. 2007. № 11. С. 11-14.

    4. Галочкина Г.В. Финансовое право: Учебное пособие. Владивосток. 2002.

    5. Грачева  Е.Ю. Финансовое право: Схемы  и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999.

    6. Крохина Ю.А. Финансовое право России. М.: Норма, 2007.

    7. Матненко А.С .Предмет бюджетного права//Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. № 4. С. 182-186.

    8. Саратова Н.А. Бюджетное право. Учебник.СПб.: Деловой двор, 2009.

    9. Химичева Н.И. Финансовое право. М.: Юристъ, 2005.

    10. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

    11.www.jurterms.ru

Информация о работе Сравнительный анализ бюджетного права РФ и бюджетных прав (полномочий) РФ, субъектов РФ и муниципальных образований